Слайд 1Формирование умений и навыков в реализации пропедевтического курса физики в 5
и 6 классах
Педагогический проект
Подготовила:
Бочкарева Валентина Дмитриевна
Учитель физики МБОУ «Хомутининская СОШ»
Слайд 2
Целями изучения пропедевтического курса физики – «Юный физик» являются:
1. развитие
интереса и творческих способностей младших подростков при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
2. приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
3. формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Слайд 3
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
1. Знакомство учащихся с
методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
2. Приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
3. Формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
4. Формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
5. овладение общенаучными понятиями: природное явление, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
6. понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Слайд 4
Методы и средства обучения.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский:
анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий:
беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Слайд 5
Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты
знания о природе важнейших физических
явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их
умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц
умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений
применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла к решению простейших задач;
Слайд 6
Исследовательская деятельность предполагает:
Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.
Наблюдение различных видов деформации.
Исследование зависимости силы упругости от деформации.
Измерение силы трения.
Наблюдение зависимости инертности от массы тела.
Изучение различных видов трения.
Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.
Наблюдение магнитного взаимодействия.
Определение давления тела на опору.
Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения.
Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.
Измерение выталкивающей силы.
От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?
Выяснение условия плавания тел.
Слайд 7
При проведении исследований и наблюдений учащимся предлагается сначала довольно подробный план,
который к концу 5 и 6 классов учащиеся реализуют вполне самостоятельно. В исследованиях приводится формулировка проблемы, однако, гипотезу учащиеся формулируют сами. В 6 классе у учащихся появляется возможность попробовать свои силы и в формулировке проблемы исследования.
Выполнение экспериментальных заданий сопровождается выводами, которые учащиеся так же делают самостоятельно.
Хорошим помощником является
«Дневник наблюдений» ( необходимо приобрести)
Слайд 8Из опыта работы
Из опыта работы
Слайд 11
Измерение массы малых тел с помощью разновесок методом подбора
Слайд 12
Определение цены деления прибора и погрешности измерения
(измерение температуры воздуха и воды)
Слайд 14
Ознакомление с динамометром, определение цены деления и определение веса тела с
помощью динамометра
Слайд 16
Определение размеров малых тел:
пшена, гороха методом рядов
Определение массы одной горошины,
одного стеклянного шарика
Слайд 17
Наблюдение световых явлений
Явление дисперсии наблюдали используя стеклянные призмы
Слайд 18
Наблюдение дисперсии с помощью дифракционной решетки
Слайд 20
Наблюдение электризации тел разными способами
Слайд 23
Изучение колебания маятника и определение периода его колебаний
Слайд 24
Изучение периода и частоты колебания маятника от его
длины
Слайд 25
Определение жесткости пружины, резинки
под действием разных сил
(Определение удлинения и силы упругости,
возникающей при деформации)
Слайд 26
Определение силы трения в зависимости от поверхности и прижимающей силы
Сравнение
её с силой трения скольжения
Слайд 27
Изучение силы трения качения и сравнение её с силой трения скольжения
Слайд 28
Определение веса тела и силы трения с помощью динамометра
Слайд 29
Изучение атмосферного давления с помощью жидкостного манометра
Изучение давления жидкости в зависимости
от высоты столба жидкости и плотности жидкости
Слайд 30
Определение цены деления мензурки, объема жидкости и высоты столба жидкости и
давления жидкости на дно сосуда
Слайд 31
Наблюдение явления диффузии в зависимости от температуры
Слайд 32
Зависимость скорости диффузии от скорости
движения частиц( помешивание)
Слайд 33
Решение экспериментальных задач на расчет давления жидкости на дно сосуда, определив
высоту столба жидкости, используя формулу Р=pgh
Слайд 34
Решение качественных задач на определение давления твердых тел
Расчет давления на
пол стоя на одной ноге и на двух
Как зависит давление от площади опоры и веса тела?
Слайд 35
Наблюдение
При изучении звуковых явлений участвовали в экспериментах , проводимых ученицами
4 класса
Слайд 36
О звуковых явлениях рассказали ученицы
4 класса Ганенко Анастасия и
Лаврова Ульяна
О результатах исследования показали презентацию в 5и 6 классах
Слайд 37
Спасибо за внимание и хорошего отдыха!