Презентация, доклад на тему Проектно - исследовательская деятельность учащихся на уроке физики

Содержание

Хоть выйди ты не в белый свет,А в поле за околицей-Пока идешь за кем-то вслед,Дорога не запомнится.За то, куда б ты не попалИ то какой распутицеДорога та, что сам искал,Вовек не позабудется.

Слайд 1Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках физики

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках физики

Слайд 2Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей-
Пока

идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
За то, куда б ты не попал
И то какой распутице
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.

(Н. Рыленков)
Хоть выйди ты не в белый свет,А в поле за околицей-Пока идешь за кем-то вслед,Дорога не запомнится.За

Слайд 3
Традиционный урок - это реалии сегодняшнего

дня. Более 50% учителей предпочитают давать уроки в традиционной форме. Так может не стоит ничего менять? Стоит.
Человек в современном обществе – это человек не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях науки делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и физике, в полном объеме.
Традиционный урок - это реалии сегодняшнего дня. Более 50% учителей предпочитают давать

Слайд 4 Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся

традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника.
Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем

Слайд 5Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Проектно

– исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умение работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает не только ученику, но и учителю.
Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.Проектно – исследовательский подход дает новые возможности

Слайд 6
«Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная

система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности»
(Д.А. Медведев)
«Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей,

Слайд 7
 


активная мыслительная деятельность
самостоятельное приобретение знаний
умение работы с источниками информации
поиск рациональных способов

решения задач
сотрудничество
поэтапное формирование навыков.

В соответствии с реальной ситуацией выделяю для себя наиболее значимые позиции:

              активная мыслительная деятельностьсамостоятельное приобретение

Слайд 8Этапы формирования проектно-исследовательских умений:

1-й этап. Диагностический.

Цель первого этапа –

это ориентация ребенка на успех. Соблюдения принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Уровень субъектных отношений помогает уйти от традиционной схемы, в которую ученик и учитель разведены по разные стороны – обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, запоминающий, проверяющий и проверяемый.
Возникают иные связи: “коллега” – “коллега”, “наставник” – “младший товарищ”, основанные на личностном общении педагога и ученика. Зачастую именно эта работа помогает  в дальнейшем раскрепоститься ученику на уроке, преодолеть трудности общения с учителем и товарищами.
Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся.
На основе полученных данных прогнозирую уровень самостоятельности данной группы учащихся. Планирую дальнейшую работу.
Этапы формирования проектно-исследовательских умений: 1-й этап. Диагностический. Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех. Соблюдения

Слайд 9Общие учебные навыки и умения учащихся:
работать с литературой
обрабатывать информацию
выделять главное
систематизировать

материал
умение работать в группе
планировать
анализировать свою деятельность.
Общие учебные навыки и умения учащихся: работать с литературойобрабатывать информациювыделять главноесистематизировать материалумение работать в группепланироватьанализировать свою деятельность.

Слайд 10

2-й этап. Практический.
Непосредственный выход

учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в форме лекции или консультации. Даю теоретические знания, знакомлю с рекомендациями, привожу образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов. Чаще всего это домашние задания в нестандартной  интерпретации: сообщение по теме с использованием дополнительной литературы в виде презентации, поиск информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной информации и её представление в виде таблиц, диаграмм, тезисов.
2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача

Слайд 11
Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности:

1-й уровень. Учащиеся

выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер.
Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих физиках, об открытиях, интересных фактах.
Реализованные темы проектов последних лет: 7 класс: «Великие Физики Древнего мира».
Цель: знакомство с великими физиками Древнего Мира.
  «Физические явления и их польза людям». Учащиеся изучают популярную литературу и готовят сообщение по темам: «Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Звуковые Явления», «Световые явления».
  «Зачем нужна физика». Проект представляет мини-исследования по социальным вопросам с использованием опросов, анкет, построением диаграмм при оформлении результатов. Цель: знакомство с методами исследований, способами оформления результатов. На уроках физики мы подготовили презентации по различным темам урока.

Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности:  1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы

Слайд 122-й уровень. 7 класс. Учащиеся самостоятельно изучают физический материал. Тема проектной

работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения, систематизации знаний. Создается презентация.
8-й класс.«Энергия». Обобщение понятия энергии. Знакомство с различными видами энергии.
9-й класс.«Динамика». Изучение законов Ньютона. Разнообразие задач, решаемых на применение законов Ньютона.
Одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме. В нашей школе на уроках физики учащиеся используют информационные технологии, занимаясь в школьном кружке «Роботландия» (Переяславль-Залесский). Участники кружка получили грамоты за 2 место в конкурсе по созданию сайта.
2-й уровень. 7 класс. Учащиеся самостоятельно изучают физический материал. Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности.

Слайд 133-й уровень. Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка

цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по физике или в другой области знаний. Проекты представляются на конференции, фестивале или итоговом занятии курса по выбору с использованием компьютерной версии презентации. Сборник проектов - наглядных материалов по теории вероятности и статистике.
10-й класс .«Графики тепловых процессов». Исследование графиков состояния идеального газа, расширенное изучение свойств  теплового движения.
11-й класс. «Электромагнитная индукция». Создание электронной презентации темы.
9-й класс. «Общие способы решения задач по динамике». Обобщающее повторение практикума решения задач при повторении к итоговой аттестации.
 
3-й уровень. Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации,

Слайд 143-й этап. Заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На

этом этапе выявляем, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю. В нашей школе организован факультатив по физике на базе МГУ имени Ломоносова. На каждом уроке учителя используют метод проектов и исследований, который наглядно продемонстрирован на семинарах «Шаг в науку» и «Работа с одаренными детьми через профильное обучение». Использование проектов вошло в традицию преподавания различных предметов, начиная с 1 класса.
3-й этап. Заключительный.   Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что

Слайд 15Выводы:
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать

интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам.
Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.
Учащиеся получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Научились оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.
Выводы:Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности;

Слайд 16В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах

проектного метода: для меня, как для учителя, проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.
В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектного метода: для меня, как для

Слайд 17Реализация проекта позволяет систематизировать знания учащихся по важным темам курса.
Ограниченный временными

рамками урок органично переходит во внеурочную деятельность.
 Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.
Используя в большей степени коллективную или групповую деятельность, получаю дополнительные преимущества:
экономию времени за счет взаимного объединения усилий всех учащихся с целью получения более полного результата;
создание комплекса обобщенных учебно-методических материалов по учебным темам для дальнейшего использования на уроках и во внеклассной работе.

Реализация проекта позволяет систематизировать знания учащихся по важным темам курса.Ограниченный временными рамками урок органично переходит во внеурочную

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть