Слайд 1Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках физики
Слайд 2Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей-
Пока
идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
За то, куда б ты не попал
И то какой распутице
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н. Рыленков)
Слайд 3
Традиционный урок - это реалии сегодняшнего
дня. Более 50% учителей предпочитают давать уроки в традиционной форме. Так может не стоит ничего менять? Стоит.
Человек в современном обществе – это человек не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях науки делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и физике, в полном объеме.
Слайд 4 Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся
традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника.
Слайд 5Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Проектно
– исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умение работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает не только ученику, но и учителю.
Слайд 6
«Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная
система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности»
(Д.А. Медведев)
Слайд 7
активная мыслительная деятельность
самостоятельное приобретение знаний
умение работы с источниками информации
поиск рациональных способов
решения задач
сотрудничество
поэтапное формирование навыков.
В соответствии с реальной ситуацией выделяю для себя наиболее значимые позиции:
Слайд 8Этапы формирования проектно-исследовательских умений:
1-й этап. Диагностический.
Цель первого этапа –
это ориентация ребенка на успех. Соблюдения принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Уровень субъектных отношений помогает уйти от традиционной схемы, в которую ученик и учитель разведены по разные стороны – обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, запоминающий, проверяющий и проверяемый.
Возникают иные связи: “коллега” – “коллега”, “наставник” – “младший товарищ”, основанные на личностном общении педагога и ученика. Зачастую именно эта работа помогает в дальнейшем раскрепоститься ученику на уроке, преодолеть трудности общения с учителем и товарищами.
Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся.
На основе полученных данных прогнозирую уровень самостоятельности данной группы учащихся. Планирую дальнейшую работу.
Слайд 9Общие учебные навыки и умения учащихся:
работать с литературой
обрабатывать информацию
выделять главное
систематизировать
материал
умение работать в группе
планировать
анализировать свою деятельность.
Слайд 10
2-й этап. Практический.
Непосредственный выход
учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в форме лекции или консультации. Даю теоретические знания, знакомлю с рекомендациями, привожу образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов. Чаще всего это домашние задания в нестандартной интерпретации: сообщение по теме с использованием дополнительной литературы в виде презентации, поиск информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной информации и её представление в виде таблиц, диаграмм, тезисов.
Слайд 11
Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности:
1-й уровень. Учащиеся
выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер.
Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих физиках, об открытиях, интересных фактах.
Реализованные темы проектов последних лет: 7 класс: «Великие Физики Древнего мира».
Цель: знакомство с великими физиками Древнего Мира.
«Физические явления и их польза людям». Учащиеся изучают популярную литературу и готовят сообщение по темам: «Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Звуковые Явления», «Световые явления».
«Зачем нужна физика». Проект представляет мини-исследования по социальным вопросам с использованием опросов, анкет, построением диаграмм при оформлении результатов. Цель: знакомство с методами исследований, способами оформления результатов. На уроках физики мы подготовили презентации по различным темам урока.
Слайд 122-й уровень. 7 класс. Учащиеся самостоятельно изучают физический материал. Тема проектной
работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения, систематизации знаний. Создается презентация.
8-й класс.«Энергия». Обобщение понятия энергии. Знакомство с различными видами энергии.
9-й класс.«Динамика». Изучение законов Ньютона. Разнообразие задач, решаемых на применение законов Ньютона.
Одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме. В нашей школе на уроках физики учащиеся используют информационные технологии, занимаясь в школьном кружке «Роботландия» (Переяславль-Залесский). Участники кружка получили грамоты за 2 место в конкурсе по созданию сайта.
Слайд 133-й уровень. Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка
цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по физике или в другой области знаний. Проекты представляются на конференции, фестивале или итоговом занятии курса по выбору с использованием компьютерной версии презентации. Сборник проектов - наглядных материалов по теории вероятности и статистике.
10-й класс .«Графики тепловых процессов». Исследование графиков состояния идеального газа, расширенное изучение свойств теплового движения.
11-й класс. «Электромагнитная индукция». Создание электронной презентации темы.
9-й класс. «Общие способы решения задач по динамике». Обобщающее повторение практикума решения задач при повторении к итоговой аттестации.
Слайд 143-й этап. Заключительный.
Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На
этом этапе выявляем, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю. В нашей школе организован факультатив по физике на базе МГУ имени Ломоносова. На каждом уроке учителя используют метод проектов и исследований, который наглядно продемонстрирован на семинарах «Шаг в науку» и «Работа с одаренными детьми через профильное обучение». Использование проектов вошло в традицию преподавания различных предметов, начиная с 1 класса.
Слайд 15Выводы:
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать
интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам.
Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.
Учащиеся получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Научились оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.
Слайд 16В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах
проектного метода: для меня, как для учителя, проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.
Слайд 17Реализация проекта позволяет систематизировать знания учащихся по важным темам курса.
Ограниченный временными
рамками урок органично переходит во внеурочную деятельность.
Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.
Используя в большей степени коллективную или групповую деятельность, получаю дополнительные преимущества:
экономию времени за счет взаимного объединения усилий всех учащихся с целью получения более полного результата;
создание комплекса обобщенных учебно-методических материалов по учебным темам для дальнейшего использования на уроках и во внеклассной работе.