Слайд 1Презентация
по физике на тему:
Михаил Васильевич
Ломоносов –
великий русский
ученый
Слайд 2«Историк, ритор,
механик, химик,
минералог,
художник и
стихотворец,
он все испытал
и все проник…»
А.С.Пушкин
История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия — вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.
Слайд 3ДЕТСТВО
8 (19) ноября 1711 года у Василия
Дорофеевича Ломоносова родился
сын – Михайло
Ломоносов.
Они жили в рыбацкой
деревушке на севере России.
Его отец был рыбаком, и
готовил своего сына к тому же.
С 10 лет Михайло был
с отцом на промыслах в Белом и
Баренцевых морях. Судно
Ломоносова односельчане
прозвали «Чайка».
Слайд 4В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был
дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
Слайд 5Найденные автографы нам говорят о том, что Михайло Ломоносов, которому не
исполнилось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы, чиновники Архангельска и окрестностей доверяли ему подписывание важных документов.
Слайд 6
Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в
девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.
Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца.
В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую очередь- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.
Слайд 7Путь Ломоносова из Холмогоров в Москву
Слайд 8Обучение в Москве
В Москве Ломоносов поступил в славяно-греко-латинскую академию , так
как латинский язык был международным языком науки.
Нелегки были годы учебы. Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше и выше всех. Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. За пять лет он прошёл курс школы, и выучился латинскому и греческому языкам.
Слайд 9Где ещё учился М.В. Ломоносов
В числе лучших двенадцати учеников, отправленных за
хорошую учёбу в Петербург, был назван и Михайло Ломоносов.
Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.
Пять лет он учился в Германии, по возвращении стал работать в Петербургской академии наук.
Слайд 10Великие открытия
М. В. Ломоносова в физике
М . В . Ломоносов
ввел в русский язык слово «физика».
Считал, что все в природе непрерывно меняется и развивается.
«Материя заполняет все пространство.
Материя и ее движение неуничтожимы и не сотворимы.»
М.В.Ломоносов
(Из письма к Эйлеру, 1748
Слайд 11Основой познания считал опыт
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу
мнений, рожденных только воображением».
М . В . Ломоносов
Слайд 12Разработка теории строения вещества
Новым в этой теории по сравнению с работами
предшественников Ломоносова было признание им объективного существования двух различных форм частиц материи – атом (по его терминологии элемента) и молекулы (по его терминологии – корпускулы) как собрания атомов. Идеи Ломоносова о строении всех тел из атомов как материальных частичек опередили науку более чем на сто лет.
Слайд 13 Тепловые явления
Ломоносов в 1744 году пишет диссертацию «Размышления о причине
теплоты и стужи». Какое же движение вызывает появление теплоты? Мы можем целый век возить на телеге дрова, и ни одно полено не нагреется ни на один градус. Но оно быстро нагреется, если начать тереть полено о другое полено. Очевидно, поленья, крепко прижатые друг к другу, при трении приводят в движение расположенные на поверхности и цепляющиеся друг за друга те мельчайшие частички, из которых они построены.
Слайд 14Внешнее движение всего тела превращается во внутреннее движение частичек, из которых
оно состоит. Это движение частичек и есть теплота. Как просто и естественно объясняет все тепловые явления эта теория! Когда мы берем в руку горячее тело, его быстро двигающиеся частички начинают подталкивать прикасающиеся к ним частички нашей руки
Слайд 15Чем теплее тело, тем быстрее движутся его частички. Можно ли представить
себе самую большую возможную степень теплоты (температуру)? Очевидно, нет, потому что скорость движения частичек может возрастать и возрастать. Наоборот, чем холоднее тело, тем меньше скорость движения его частичек, а когда оно прекратится полностью, наступит самая низкая возможная степень теплоты. Так Ломоносов впервые в истории науки
ввел понятие об абсолютном нуле температуры.
Слайд 16Разработал теорию атмосферного электричества
Он впервые открыл вертикальные восходящие и
нисходящие воздушные течения. Зимою они бывают оттого, что холодные и, следовательно, более тяжелые массы воздуха из верхних слоев атмосферы падают вниз, - именно потому зимою иногда внезапно наступают великие морозы сразу после оттепели.
Слайд 17
Летом, наоборот, нижняя часть атмосферы нагревается от земли, становится более легкой
и оттого быстро поднимается вверх. Это происходит обычно около трех часов дня, то есть сразу после полуденной жары. Как раз в эти часы чаще всего и бывают грозы.
Слайд 18
Разряды накопленного таким образом электричества и есть грозовые молнии и зарницы.
Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, разработав для этой цели специальную аппаратуру — “громовую машину”.
Слайд 19Оптика
Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была “ночезрительная труба”
(1756-58), позволявшая в сумерки более отчетливо различать предметы. Кроме того, задолго Ломоносов сконструировал отражательный (зеркальный) телескоп для дополнительного плоского зеркала.
Слайд 20Закон сохранения вещества и энергии
Ломоносов пришел к открытию одного из величайших
законов природы - закона сохранения вещества и энергии. В статье «Рассуждение о твердости и жидкости тел» он писал: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому».
Слайд 21О тепловом излучение
Установил, что тела имеют разную поглощательную и отражательную
способность для света и тепловых лучей.
Лучи Солнца, будучи отражены от Луны «светят весьма живо и ясно, но теплоты чувствительной не производят». От поверхности Луны хорошо отражаются световые лучи и плохо — тепловые.
Слайд 22Открыл атмосферу
на Венере в 1761 году.
Зрительная труба,
изготовленная по заказу
М.В. Ломоносова.
Слайд 23Мозаика и цветные стекла
В результате проведения более 4000 опытов
разработана технология цветных
стёкол
Слайд 24
Он создал первый университет
Он, лучше сказать, сам был первым нашим
университетом.
А. С. Пушкин
В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова основан Московский университет. Добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий.
Слайд 26 Приборы, изобретенные Ломоносовым:
*несколько типов
телескопов
*«рефрактометр» - прибор для определения прозрачности вещества
*«горизонтоскоп», т.е. перископ – прибор, позволявший наблюдать за местностью из-за укрытия
*различные варианты барометра: самопишущий, универсальный, морской
*особо точные весы
*аппарат для подъема в атмосферу *метеорологические приборы
Слайд 27Память народная
М. В. Ломоносов умер в 1765 году.
Уже при жизни
учёного велика была его слава, причём не только в "пределах российских", но и в других странах.
Памятник М. В. Ломоносову установленный на его родине П. И. Челищевым
Могила М . В. Ломоносова в Александро – Невской лавре
Слайд 28Памятники М.В. Ломоносову на Родине
ПАМЯТНИК ЛОМОНОСОВУ В Г. АРХАНГЕЛЬСКЕ
ПАМЯТНИК ЛОМОНОСОВУ
В
Г. АРХАНГЕЛЬСКЕ
У ПГУ ИМ М. В.ЛОМОНОСОВА
Памятник Ломоносову в городе Коряжма
Памятник Ломоносову М. В. в селе Ломоносово
Слайд 29Медаль имени М.В.Ломоносова
НАГРАДЫ – Орден Ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие
достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Слайд 30Обращение
М.В. Ломоносова к потомкам
“О вы, которых ожидает Отечество от недр
своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать”.
Вывод:
Путь М.В. Ломоносова в науку оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности.
Ломоносов вобрал в себя все знания и достижения, накопленные до него как в России, так и в Европе, безусловно, став одним из самых образованных людей своего времени.
Все свои знания М.В. Ломоносов впоследствии переложил и применил к продвижению и развитию науки в своем отечестве. Именно с Ломоносова началось преподавание в учебных заведениях России на русском языке.
Слайд 32
Значение работ Ломоносова по естественным наукам, в том числе физике и
астрономии, в том, что он, опираясь на практические наблюдения и опыты, в своих теоретических работах перевел их на ясный язык математических выкладок, формулировок, чертежей. Это дало возможность его последователям дальше двигаться в научном направлении.
«Математика ум в порядок приводит», — говорил Михаил Васильевич Ломоносов.
Слайд 33
Да, велико его значенье
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему,
Как тот борец ветхозаветный,
Который с силой неземной
Боролся до звезды рассветной
И устоял в борьбе ночной.
Ф. И . Тютчев
Слайд 34Работа
ученицы 7 класса
Скворцовой Нины
Учитель: Маслова Е.Н.
Спасибо
за внимание !