Слайд 1ЗНАКОМСТВО С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Подготовила Меделянова Г.А.
Слайд 2ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ЧТЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ РИВИНА
КАК РАБОТАЕТ ОДИН УЧЕНИК
Учащийся получает тему-
задание и готовит свою тетрадь: число, тема и делит страницу на 4 части, начинает работать с текстом, он сам решает, надо ли ему сначала читать весь текст или сразу изучать первый абзац.
Слайд 3РАБОТА ПАРЫ УЧЕНИКОВ
У каждого из них свой текст.
Сначала изучают тему одного
из них (один читает вслух свой текст, другой слушает, выделяет новые слова, предлагает составить предложение, выражающее суть абзаца, записывают во вторую графу)
Работают над усвоением абзаца: один учит формулировки слов, другой его проверяет,
Заполняют третью графу
Второй учащийся изучает первый абзац своей темы с помощью партнёра и работа повторяется .
Последовательность работы учеников в паре может быть иной: учащемуся сначала легче выписать информацию в третью графу и сделать ту работу, которая была описана во второй части, а потом приступить к выделению сути абзаца.
Слайд 4Алгоритм работы при изучении текста по методике Ривина.
Получить текст
Ознакомиться с предлагаемым
заданием к тексту
Подготовить к работе тетрадь
Проверить сколько абзацев в изучаемом тексте
Пригласить партнёра
Назвать ему тему и указать, какую работу в паре они должны выполнить:
А).сформулировать о чём абзац, выполнить указанные действия для усвоения его содержания
Б).озаглавить его, выполнить указанные действия для его усвоения
В).самим решить, какие действия нужно выполнить для его усвоения
Прочитать вслух выделенный абзац или часть текста
Выписать новые слова и работать над их усвоением
Слайд 5Как работает учащийся с новым партнёром
Первый учащийся заканчивает работу со вторым
и садится в пару с третьим.
Третий изучал другой материал и о теме первого ничего не знает.
Первый должен познакомить третьего партнёра с тем, что узнал сам, при этом он пользуется записями в тетради, отвечает на вопросы, если что-то не понятно, третий заполняет таблицу у себя в тетради.
Далее третий знакомит первого с тем материалом, который усвоил сам и т.д.
Слайд 6Учёт. Экран изучения тем.
Контроль: зачёт по изученной теме сдают устно, учитывается
логическое
построение ответа, использование терминов, эмоциональная окраска, примеры, ответы на вопросы.
Слайд 7КАК УЧАЩИЙСЯ ИЗУЧАЕТ ВТОРУЮ И СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ
Вторая тема для него не
столь уж нова, он мог с ней познакомиться, работая в паре, поэтому он изучает её иначе
Читает весь материал и вспоминает новые слова и термины, выделяет абзацы
Он изучает отдельные части текста самостоятельно
Может ответить на вопросы и сделать необходимые записи в свою тетрадь сам
В четвёртую графу он записывает фамилию ученика, с которым эту тему изучал раньше
Вторую тему он изучает быстрее
При изучении следующих тем у него увеличивается объём самостоятельной работы
Возможно, что для изучения последних тем он никого не будет приглашать и всё сделает сам
Слайд 8ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТА В ПОСТОЯННОЙ ПАРЕ
Первый читает, второй слушает, потом наоборот.
Потом они
начинают анализ и изучение текста: новые понятия, значения слов, примеры явлений, свойства, краткий конспект текста, пересказ, работа с формулами, объяснение величин, входящих в формулу, составление вопросов к тексту партнёра и ответов к ним.
Заполнение таблицы (каждый своей)
Слайд 9ВЗАИМНЫЕ ДИКТАНТЫ
Просто диктант –учащиеся на уроке диктуют друг другу и учатся
правильно писать термины, символы, знаки, даты, фамилии, формулы, явления, понятия и т.д. Меняются тетрадями для проверки и оценки.
Диктант с устными комментариями- один диктует, а другой записывает понятия, термины, названия приборов, меняются тетрадями для проверки, затем каждый читает вслух свои записи и объясняет значение слов.
Диктант с последующими письменными комментариями- дома учащиеся готовят карточки с формулами, обозначениями, постоянными величинами, датами, фамилиями учёных, названиями приборов и т.д. Один показывает карточку -другой записывает её содержимое в тетрадь, меняются ролями, потом в течение одинакового времени пишут пояснения к каждой карточке.
Задания с последующим устным выполнением: один диктует другому задание в тетрадь, затем тот устно его выполняет
Задания с последующим письменным выполнением
Слайд 10ИЗУЧЕНИЕ ПО ВОПРОСНИКУ -более сложный вид работы (изучение определений)
Какие знакомые термины
вы встретили в определении?
Какое понятие определяется?
Для каких объектов( явлений, процессов) вводится понятие?
Приведите пример, удовлетворяющий данному определению.
Приведите пример, не удовлетворяющий данному определению.
Встречали ли вы раньше аналогичное понятие?
Что выражает данное понятие: свойство, признак, объект, явление, принадлежность к виду, способ образования?
На уроке каждый ученик получает карточку с вопросами. Если при изучении данного определения используются не все вопросы, то нужные можно отметить карандашом. Дополнительные вопросы можно написать на доске.
Слайд 11Технология «ВЗАИМООБМЕН ЗАДАНИЯМИ»
Учащиеся составляют карточки, состоящие из 2 частей
Учащийся записывает в
тетрадь образец, внимательно раз-
бирается, объясняет напарнику, а затем вместе выполняют
задание для закрепления.
Слайд 12
В карточках перед образцами заданий могут быть даны теоретические сведения
Задания во
второй части могут усложняться
Перед выполнением задания могут понадобиться знания из учебника, поэтому напарник сначала объясняет, что необходимо, записывает в тетрадь, а потом работают по карточкам.
В некоторых случаях объяснение делает учитель, затем они работают в парах с заданиями на закрепление.