Презентация, доклад по физике Михайло Васильевич Ломоносов

Содержание

Михайло Васильевич Ломоносовпервый русский учёный-естествоиспытатель19 ноября 1711 — 15 апреля 1765

Слайд 1Устами движет бог;
я с ним начну вещать. Я тайности свои и небеса

отверзу, Свидения ума священного открою. Я дело стану петь, несведомое прежним! Ходить превыше звезд влечет меня охота, И облаком нестись, презрев земную низкость.
Устами движет бог;я с ним начну вещать. Я тайности свои и небеса отверзу, Свидения ума священного открою.

Слайд 2Михайло Васильевич Ломоносов
первый русский
учёный-естествоиспытатель
19 ноября 1711 — 15 апреля

1765
Михайло Васильевич   Ломоносовпервый русский учёный-естествоиспытатель19 ноября 1711 — 15 апреля 1765

Слайд 3первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии,

поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле.

Он создал первый университет
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А. С. Пушкин

История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного

Слайд 4«В целой России в начале 18 века едва ли была какая

иная область для появления Ломоносова, кроме Двинской земли, с более благоприятною историческою почвою и более счастливыми местными условиями» – утверждал историк В.И. Ламанский. Беломорский Север в те времена был одним из самых деятельных мест. Тут жили потомки новгородцев, не знавшие крепостного права «черносошные крестьяне»: суровые, предприимчивые и умевшие за себя постоять. Они не знали барщины и отбывали большинство повинностей в денежной форме, что способствовало усилению товарного хозяйства и развитию торговли и ремесел.
«В целой России в начале 18 века едва ли была какая иная область для появления Ломоносова, кроме

Слайд 5Здесь складывалась самобытная народная культура, возникали художественные ремесла. Хотя школ на

Севере почти не было, поморы учили грамоте друг друга по рукописным книгам.

Здесь складывалась самобытная народная культура, возникали художественные ремесла. Хотя школ на Севере почти не было, поморы учили

Слайд 6Северная Двина, примерно в 140 километрах от впадения в море, против

города Холмогоры образует широкую луку, где расположилось девять островов. С давних времён эти острова были густо заселены.
Северная Двина, примерно в 140 километрах от впадения в море, против города Холмогоры образует широкую луку, где

Слайд 7Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное

– открытый выход в море.
На самом большом разместилось тридцать деревень, составивших две волости – Куростровскую и Ровдогорскую. «Деревнями» здесь называлось владение одной семьи: дома, дворы, пашни, луга под сенокос.
Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное – открытый выход в море.На самом

Слайд 8Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове.
Согласно

писцовым книгам, именно в Мишанинской 8 ноября (19-го по новому стилю) 1711 года у помора Василия Ломоносова родился сын Михайло.
Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове. Согласно писцовым книгам, именно в Мишанинской 8

Слайд 9Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к 16 веку, ко временам

Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич были жителями Курострова. Как и у большинства крестьян-поморов, основными их делами были рыбная ловля и зверобойный промысел.
В начале 18 века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом – около 67 кв. сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов 18 века сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам.
Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к 16 веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей

Слайд 10Женился он поздно, когда ему было около 30 лет, на сироте,

дочери дьякона из деревни Нижние (Николаевские) Матигоры на Двине – Елене Ивановне Сивковой. Только после женитьбы он обзавелся своим домом: в 1722 году получил 34 кв. сажени пашни. Позже, в 1753 году, Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым потом нажил».
Женился он поздно, когда ему было около 30 лет, на сироте, дочери дьякона из деревни Нижние (Николаевские)

Слайд 11К 1725 году Василий Дорофеевич построил 2-мачтовый «новоманерный гукор», – небольшое

парусное судно водоизмещением 100 тонн, построенным в соответствии с указом Петра на европейский лад, – «Святой Архангел Гавриил», прозванный в народе за быстрый ход «Чайкой». На нем он и ходил на промыслы в Мурман и развозил «хлебные запасы» на Соловки и для воинских гарнизонов на Коле и в Пустозерске.
К 1725 году Василий Дорофеевич построил 2-мачтовый «новоманерный гукор», – небольшое парусное судно водоизмещением 100 тонн, построенным

Слайд 12С 8 лет Михайло Ломоносов стал ходить с отцом в море.

Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе они ходили как в далекий Северный Ледовитый океан – к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние Соловецкие острова. Могучая северная природа открыла необъятный простор для наблюдений и запечатлелась в памяти будущего ученого.
С 8 лет Михайло Ломоносов стал ходить с отцом в море. Они отправлялись на промыслы ранней весной

Слайд 13Кругозор Ломоносова ширился, а обстановка в доме складывалась тяжело. Возвратившись с

промыслов, он застал мать при смерти. Она умерла после 1719 года. В 1721 году отец женился во второй раз, на дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости Федоре Усковой, но в июне 1724 года она тоже скончалась. Федора Михайловна относилась к Михайле как родному сыну, и, вероятно, она и ввела его в старообрядческую среду. После ее смерти и новой женитьбы отца, его сближение со староверами продолжилось.
Кругозор Ломоносова ширился, а обстановка в доме складывалась тяжело. Возвратившись с промыслов, он застал мать при смерти.

Слайд 14Дом помора не мог оставаться без хозяйки, и отец Ломоносова женился

в третий раз в 1724 году, когда Михайле было 13 лет, на вдове Ирине Семеновой – дочери крестьянина Семена Корельского. Впоследствии Михайло Ломоносов отозвался о ней как о «лихой, злой и завистливой мачехе», попрекавшей его тем, что он сидит «попусту за книгами». «Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...» (письмо к И. И. Шувалову от 31 мая 1753 года).
Дом помора не мог оставаться без хозяйки, и отец Ломоносова женился в третий раз в 1724 году,

Слайд 15(Мать Ломоносова умерла, когда онъ былъ еще малышомъ; отецъ его вскоръ

женился вторично на Феодоръ Михайловнъ Уской, скончавшейся 14 іюня 1724 г. (отъ этого брака родился сынъ Иванъ, о которомъ никакихъ свъдъній не сохранилось), а затъмъ вступилъ 11 октября того же года въ третій бракъ со вдовою Ириною Семеновой Корельской, отъ которой онъ имълъ дочь Марію. Эта вторая мачеха Ломоносова, въроятно женщина пожилая и сварливая, не взлюбила Михайлу и не упускала случая возстановить противъ него отца; особенно не нравилось ей пристрастіе мальчика къ книгамъ. Этотъ семейный гнетъ съ теченіемъ времени становился все невыносимъе; къ тому же Ломоносовъ не могъ больше научиться чему-нибудь на родинъ: хотя въ 1723 году въ Холмогорахъ и была открыта Славяно-латинская школа, но поступить въ нее онъ не могъ — въ школу не принимали крестьянъ, положенныхъ въ подушный окладъ. Эти двъ причины, въроятно, и заставили Ломоносова принять ръшеніе покинуть родину и идти туда, гдъ не знали, что онъ крестьянинъ. Выборъ его естественно палъ на Москву, съ которой поморы имъли оживленныя торговыя сношенія.) - Русский биографический словарь, Ред. Н. Д. Чечулин, М. Г. Курдюмов. — СПб.: Тип. Гл. Упр. Уделов,1914 г.
(Мать Ломоносова умерла, когда онъ былъ еще малышомъ; отецъ его вскоръ женился вторично на Феодоръ Михайловнъ Уской,

Слайд 16Есть много версий о том, кто научил Ломоносова азбуке. Читать и

писать могли обучить многие, но сделать его подлинно грамотным человеком - хорошо подготовленные наставники-старообрядцы, знающие церковнославянский язык, риторику, стихосложение, иконопись и умеющие этому обучить.

«Врата учености»

Есть много версий о том, кто научил Ломоносова азбуке. Читать и писать могли обучить многие, но сделать

Слайд 17По другим источникам, грамоте Михайлу учил местный дьячок Семен Сабельников, обладавший

каллиграфическим почерком. Сам Ломоносов стал читать на клиросе «Апостола» и другие книги, «расстановочно, внятно, а притом и с особою приятностию и ломкостию голоса». От этого времени сохранился и первый автограф Ломоносова - он четко расписался в подрядной книге за двух неграмотных подрядчиков.
По другим источникам, грамоте Михайлу учил местный дьячок Семен Сабельников, обладавший каллиграфическим почерком. Сам Ломоносов стал читать

Слайд 18К 14 годам юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь его

в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
Отец решил по-своему образумить его и решил женить, но Михайло притворился больным и от женитьбы отговорился.
Получив «неявным образом», паспорт, и заняв у соседа Шубного три рубля, 19-летний ушел в Москву с обозом мороженой рыбы в декабре 1730 года. «Дома между тем долго его искали и, не нашед нигде, почитали пропадшим, до возвращения обоза по последнему зимнему пути...» – сообщает «Академическая биография 1784 года».

В Москву – учиться

К 14 годам юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь его в родном доме делалась невыносимой, наполненной

Слайд 19В начале января 1731 года двинской рыбный обоз подошел к Москве

и остановился в Китай-городе, где шел оптовый торг. Оказавшись впервые во вроде бы русском, но духовно чужом городе, Михайло испытал сильное смятение. Первую ночь Ломоносов проспал в зимней повозке в рыбном ряду. Утром его нашел незнакомый приказчик-старовер (в других источниках упомянут «знакомый земляк»), помог, приютил и поддержал его.
Сперва Ломоносов наведался на построенную при Петре Сухареву башню, где помещалась Школа математических и навигациях наук и преподавал Магницкий. Но оказалось, что уже 15 лет прошло, как она была переведена в Петербург, а на Сухаревой башне осталась низшая «цифирная школа». Там обучали грамоте и начальной математике, латыни, которая в то время была языком ученых, не преподавали.
В начале января 1731 года двинской рыбный обоз подошел к Москве и остановился в Китай-городе, где шел

Слайд 21Неудивительно, что ему «этой науки показалось мало», и он обратился в

основанную в 1695 году Славяно-греко-латинскую академию – высшую духовную школу, откуда в петровское время на гражданскую службу в различные ведомства вышло 168 человек, а в духовенство – всего 68. Большинство учащихся (около 300) были из бедноты, дети низшего духовенства, посадских, челядинцев…
Неудивительно, что ему «этой науки показалось мало», и он обратился в основанную в 1695 году Славяно-греко-латинскую академию

Слайд 23Указом Синода в 1728 году было запрещено принимать в Академию «помещичьих

людей и крестьянских детей». Явившись к ректору Академии Герману Копцевичу, Ломоносов назвал себя сыном холмогорского дворянина, а на «словесном расспросе» обнаружил светлый ум и страсть к наукам. 15 января 1731 года он был зачислен учеником Академии, но посажен в самый низший класс, так как не знал латыни, на которой велось все преподавание, вместе с «малыми ребятами», которые, по его словам, над ним смеялись, поговаривая: «Смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!» (из письма И. И. Шувалову).
Указом Синода в 1728 году было запрещено принимать в Академию «помещичьих людей и крестьянских детей». Явившись к

Слайд 24(Въ Москву Ломоносовъ прибылъ въ самомъ началъ января 1731 г. и

остановился у подьячаго Сыскного приказа И. Дутикова; въ концъ января онъ подалъ прошеніе о поступленіи въ Славяно-греко-латинскую Академію при Заиконоспасскомъ монастыръ. Архимандритъ Германъ приказалъ сдълать Ломоносову допросъ, на которомъ тотъ показалъ, что онъ — дворянскій сынъ изъ города Холмогоръ; удовлетворившись этимъ, архимандритъ принялъ его въ Академію (указомъ Синода отъ 7 іюня 1728 года было предписано «помъщиковыхъ людей и крестьянскихъ дътей, также непонятныхъ и злонравныхъ отръшить и впредь таковыхъ не принимать»). - Русский биографический словарь
(Въ Москву Ломоносовъ прибылъ въ самомъ началъ января 1731 г. и остановился у подьячаго Сыскного приказа И.

Слайд 25Его успехи, прилежание и примерное поведение быстро замечает школьное начальство. За

один год Ломоносов проходит сразу три класса.
Его успехи, прилежание и примерное поведение быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три

Слайд 26В 1736 году он в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской Академии

отправлен в Петербург для обучения при Академии наук.
В 1736 году он в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской Академии отправлен в Петербург для обучения при

Слайд 28В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию (Марбург)

к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел, причем вменялось в обязанность “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике”.

17 ноября 1736 года в Марбургский университет
был зачислен 25-летний Михаил Ломоносов

В Марбурге Ломоносов пробыл до 1739. Здесь он получил обширное и основательное образование

В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии

Слайд 29Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга

без дозволения Академии в 1740.
Странствуя по Германии, Ломоносов женился на Елизавете-Христине Цильх.
Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии в 1740.Странствуя по

Слайд 30«Паспорт, выданный М. Ломоносову Марбургским университетом 13 мая 1741 года»

«Паспорт, выданный М. Ломоносову Марбургским университетом 13 мая 1741 года»

Слайд 31В 1741 году по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург и

вскоре становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук.

адъюнктом называется младшая учёная должность — должность лица, проходящего научную стажировку, помощника профессора.

В 1741 году по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург и вскоре становится адъюнктом по физике при

Слайд 33Деятельность свою Ломоносов характеризовал сам в 1753, в письме к Шувалову:

“ежели кто, по своей профессии и должности, читает лекции, делает опыты новые, говорит публичные речи и дессертации, и вне оной сочиняет разные стихи и проекты к торжественным изъявлениям радости, составляет правила к красноречию на своем языке и историю своего отечества, и должен еще на срок поставить, от того я ничего более требовать не имею и готов бы с охотою иметь терпение, когда бы только что путное родилось”.
Деятельность свою Ломоносов характеризовал сам в 1753, в письме к Шувалову: “ежели кто, по своей профессии и

Слайд 34Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная

твердость воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны.
Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели —

Слайд 41Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон

сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром.
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни

Слайд 42Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в

«большие» люди, получил чины и признание, стал крупным ученым. Но, очевидно, положил на это слишком много сил.
«Статский советник и профессор Ломоносов умирал трудно и одиноко, — пишет современный биограф. — Отяжелевший, но все еще порывистый и беспокойный, он лежал в притихшем большом доме. В саду наливались соком посаженные им деревья. Весенний ветер стучал в окна. В мозаичной мастерской стояли недоконченные картины.
Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в «большие» люди, получил чины и признание,

Слайд 43Ломоносов знал, что он умирает. «Я не тужу о смерти: пожил,

потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют», — записал он. Но его тревожила судьба его дела. Порой ему казалось, что вся напряженная борьба, которую он вел, пошла насмарку. Он сполна узнал цену милостям императрицы (Екатерины II) — и видел, что национальные начала русской науки, которые он развивал, снова поставлены под угрозу. Он не скрывает своих мрачных раздумий.
Ломоносов знал, что он умирает. «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне

Слайд 45Даже обходительному, но, в сущности, очень безразличному к нему Якобу Штелину

Ломоносов сказал:
«Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею токмо о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии и теперь при конце жизни моей должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной...»
Даже обходительному, но, в сущности, очень безразличному к нему Якобу Штелину Ломоносов сказал:«Друг, я вижу, что я

Слайд 464 апреля (по старому стилю) 1765 года, около пяти часов дня,

перестало биться горячее сердце Ломоносова».
4 апреля (по старому стилю) 1765 года, около пяти часов дня, перестало биться горячее сердце Ломоносова».

Слайд 47Орденом М.В. Ломоносова награждаются граждане, учреждения, коллективы и учебные заведения за

высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы, искусства.
Орденом М.В. Ломоносова награждаются граждане, учреждения, коллективы и учебные заведения за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской,

Слайд 49Указ Президента РФ
О праздновании 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова
Учитывая выдающийся вклад

великого русского учёного М.В.Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и в связи с исполняющимся в 2011 году 300-летием со дня его рождения, постановляю
1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова.
2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:
   образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 300-летия;
   утвердить план мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова;
3. Министерству иностранных дел Российской Федерации и Российской академии наук проинформировать ЮНЕСКО и заинтересованные международные научные организации о праздновании в Российской Федерации в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова.
Президент
Российской Федерации В. Путин
 
Москва, Кремль
20 сентября 2006 года
N 1022
Указ Президента РФО праздновании 300-летия со дня рождения М.В.ЛомоносоваУчитывая выдающийся вклад великого русского учёного М.В.Ломоносова в развитие

Слайд 51В презентации использовались
материалы сайта
Учитель физики
Арапкина Вера Викторовна
с. Труслейка 2011 г.

В презентации использовались материалы сайтаУчитель физикиАрапкина Вера Викторовнас. Труслейка 2011 г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть