Презентация, доклад урока Колебания и волны.Звук физика 9 класс

Содержание

Я предлагаю каждому ряду отгадать ребусы колебание

Слайд 1Подготовила учитель физики
Панченко Наталья Федоровна
Урок- игра Механические колебания и волны.

Звук
Подготовила учитель физики Панченко Наталья ФедоровнаУрок- игра  Механические колебания и волны. Звук

Слайд 2Я предлагаю каждому ряду отгадать ребусы
колебание

Я предлагаю каждому ряду отгадать ребусы колебание

Слайд 3резонанс

резонанс

Слайд 4маятник

маятник

Слайд 5Какую большую тему связывают эти слова?
«Колебания и волны»

Какую большую тему связывают эти слова? «Колебания и волны»

Слайд 6Условия игры
♦ На обдумывание вопроса дается 1 мин.
♦ Если команда, посовещавшись,

дает правильный ответ, то команда получает одно очко, а отвечавший - очко со знаком «+»(плюс означает учет ответа);
♦ Если команда не смогла ответить на вопрос, то на него отвечает другая команда, получая за это тоже очко со знаком «+»;
♦ Высказываться могут все желающие, единственное условие - не повторяться;
♦ Если и команды не ответили на вопрос, он снимается, и ведущий зачитывает правильный ответ;
♦ Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнить вопрос и ответ может только ведущий;
♦ Желающие дополнить ответ, высказать что-то по ходу игры обязаны поднять руку;
♦ За оригинальные дополнения ведущий может дать говорившему поощрительное очко со знаком «+»;
♦ За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами, записками участники подвергаются штрафу. У них вычитают одно очко;
♦ В конце игры участники, набравшие 6 и более очков, получают две пятерки, 5 очков - оценку «5», 4 очка - «4». Право на оценку в журнале дают только очки со знаком «+», свидетельствующие о самостоятельном полном и правильном ответе;
♦ Во время игры нельзя пользоваться справочной литературой и учебником.

Условия игры♦ На обдумывание вопроса дается 1 мин.♦ Если команда, посовещавшись, дает правильный ответ, то команда получает

Слайд 7Первый тур.
1.Каждой команде раздается лист с таблицей. За минуту необходимо вписать

недостающие компоненты.
Первый тур.1.Каждой команде раздается лист с таблицей. За минуту необходимо вписать недостающие компоненты.

Слайд 8Ответ:

Ответ:

Слайд 92.Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих

величин. В формулах использованы обозначения: 

  

— единица времени; N — число оборотов. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

ФОРМУЛЫ

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

1) частота вращения
2) угловая скорость
3) период вращения
4) Линейная частота

А) 

N/t

Б) 2π/Т 

Ответ: 41

2.Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения:   — единица

Слайд 103.Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих

величин. В формулах использованы обозначения: m — масса грузика; k — жесткость пружины, l — длина нити, g — модуль свободного падения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
 

ФОРМУЛЫ

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

1) период свободных гармонических колебаний математического маятника
2) циклическая частота свободных гармонических колебаний математического маятника
3) период свободных гармонических колебаний пружинного маятника
4) частота колебаний свободных гармонических колебаний пружинного маятника

А)

Б)

2π√l/g

Ответ:31 

3.Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения: m — масса

Слайд 11Второй тур
1. Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы

или из коридора в комнате менее слышен? Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло.

Ответ:

Закрытые двери и окно заглушают звуки потому, что значительная часть звуковых воли, падающих на их поверхность, отражается назад и количество энергии, попадающей в комнату, значительно уменьшается

Второй тур1. Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы или из коридора в комнате менее

Слайд 122.Возьмите прочную бечевку (60 см) и привяжем к ней в середине

металлическую ложку, концы бечевки привяжем к указательным пальцам. (Оба конца имеют одинаковую длину.) Заткнув уши пальцами, и наклонившись вперед, чтобы ложка свободно повисла и столкнулась с краем стола. Послышится звук, напоминающий колокольный звон. Поясните.

Ударяясь о стол, металл начинает колебаться. Эти колебания по бечевке передаются ушам. Мы слышим, благодаря тому, что наши уши воспринимают различные колебания. Чтобы издавать звук, предмет должен колебаться. Колебания от него передаются воздуху и распространяются в нем. Колеблющиеся молекулы воздуха ударяются о барабанную перепонку, из-за чего она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше через костную ткань и жидкость в ухе, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг

2.Возьмите прочную бечевку (60 см) и привяжем к ней в середине металлическую ложку, концы бечевки привяжем к

Слайд 133. Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью «поет», если мокрой подушечкой указательного

пальца водить по его торцу?

При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А т. к. бокал — твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора.

Ответ:

4. Почему трубы отопления так хорошо передают звук?

Причин - две. Во-первых, трубы твердые металлические тела; звук в таких средах распространяется с большой скоростью:
Скорость звука в стали равна 5000-6100 м/с, а в воздухе - 340 м/с.
Во-вторых, в металле звук - а это продольные волны - затухает слабо

3. Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью «поет», если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу?При движении

Слайд 14На ри­сун­ке представлены гра­фи­ки зависимости сме­ще­ния x от вре­ме­ни t при ко­ле­ба­ни­ях двух ма­те­ма­ти­че­ских маятников.
Третий

тур

Используя дан­ные графика, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го перечня два вер­ных утверждения. Ука­жи­те их номера.
 1) Частота ко­ле­ба­ний первого ма­ят­ни­ка в 2 раза боль­ше частоты ко­ле­ба­ний второго маятника.
2) Маятники со­вер­ша­ют колебания с оди­на­ко­вой амплитудой.
3) Период ко­ле­ба­ний первого ма­ят­ни­ка в 2 раза боль­ше периода ко­ле­ба­ний второго маятника.
4) Длина нити пер­во­го маятника мень­ше длины нити вто­ро­го маятника.
5) Первый ма­ят­ник совершает за­ту­ха­ю­щие колебания.

На ри­сун­ке представлены гра­фи­ки зависимости сме­ще­ния x от вре­ме­ни t при ко­ле­ба­ни­ях двух ма­те­ма­ти­че­ских маятников.Третий турИспользуя дан­ные графика, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го

Слайд 15Решение.
Проанализируем все утверждения.
1) Ча­сто­той колебаний на­зы­ва­ет­ся количество колебаний, со­вер­ша­е­мых за еди­ни­цу

времени. За две се­кун­ды первый ма­ят­ник совершил два ко­ле­ба­ния (напомним, что тело со­вер­ша­ет одно колебание, когда ока­зы­ва­ет­ся в той же точке пространства, в ко­то­рой начало дви­же­ние и в на­чаль­ной фазе), а второй — одно. Следовательно, ча­сто­та колебаний пер­во­го маятника в два раза боль­ше частоты ко­ле­ба­ний второго маятника. Утверждение 1 верно

2) Ам­пли­ту­дой называют мак­си­маль­ное отклонение тела от по­ло­же­ния равновесия. Из гра­фи­ка видно, что ам­пли­ту­ды колебаний неравны. Утверждение 2 неверно.
3) По­сколь­ку период яв­ля­ет­ся величиной об­рат­ной к частоте, де­ла­ем вывод, что пе­ри­од колебаний вто­ро­го маятника в 2 раза боль­ше периода ко­ле­ба­ний первого маятника. Утверждение 3 неверно.
4) Пе­ри­од математического ма­ят­ни­ка определяется по фор­му­ле
 

где l — длина нити ма­те­ма­ти­че­ско­го маятника, g — ускорение сво­бод­но­го падения. По­сколь­ку период вто­ро­го маятника в 2 раза боль­ше периода пер­во­го маятника, длина нити пер­во­го маятника мень­ше длины нити вто­ро­го маятника. Утверждение 4 верно.
5) Если бы ма­ят­ник совершал за­ту­ха­ю­щие колебания, на гра­фи­ке это от­ра­зи­лось бы в виде умень­ше­ния амплитуды со временем. Это не так. Утверждение 5 неверно.

Ответ: 14.

Решение.Проанализируем все утверждения.1) Ча­сто­той колебаний на­зы­ва­ет­ся количество колебаний, со­вер­ша­е­мых за еди­ни­цу времени. За две се­кун­ды первый ма­ят­ник

Слайд 16Какие ме­ха­ни­че­ские волны могут рас­про­стра­нять­ся в жидкостях?
 1) только продольные
2) только поперечные
3)

и продольные, и поперечные
4) никакие
 

Звук
Механические колебания, распространяющиеся в упругой среде, — газе, жидкости или твёрдом — называются волнами или механическими волнами. Эти волны могут быть поперечными либо продольными.
Для того, чтобы в среде могла существовать поперечная волна, эта среда должна проявлять упругие свойства при деформациях сдвига. Примером такой среды являются твёрдые тела. Например, поперечные волны могут распространяться в горных породах при землетрясении или в натянутой стальной струне. Продольные волны могут распространяться в любых упругих средах, так как для их распространения в среде должны возникать только деформации растяжения и сжатия, которые присущи всем упругим средам. В газах и жидкостях могут распространяться только продольные волны, так как в этих средах отсутствуют жёсткие связи между частицами среды, и по этой причине при деформациях сдвига никакие упругие силы не возникают.

Какие ме­ха­ни­че­ские волны могут рас­про­стра­нять­ся в жидкостях? 1) только продольные2) только поперечные3) и продольные, и поперечные4) никакие ЗвукМеханические колебания,

Слайд 17Человеческое ухо воспринимает как звук механические волны, имеющие частоты в пределах

приблизительно от 20 Гц до 20 кГц (для каждого человека индивидуально). Звук имеет несколько основных характеристик. Амплитуда звуковой волны однозначно связана с интенсивностью звука. Частота же звуковой волны определяет высоту его тона. Поэтому звуки, имеющие одну, вполне определённую, частоту, называются тональными.
Если звук представляет собой сумму нескольких волн с разными частотами, то ухо может воспринимать такой звук как тональный, но при этом он будет обладать своеобразным «окрасом», который принято называть тембром. Тембр зависит от набора частот тех волн, которые присутствуют в звуке, а также от соотношения интенсивностей этих волн. Обычно ухо воспринимает в качестве основного тона звуковую волну, имеющую наибольшую интенсивность. Например, одна и та же нота, воспроизведённая при помощи разных музыкальных инструментов (например, рояля, тромбона и органа), будет восприниматься ухом как звуки одного и того же тона, но с разным тембром, что и позволяет отличать «на слух» один музыкальный инструмент от другого.
Ещё одна важная характеристика звука — громкость. Эта характеристика является субъективной, то есть определяется на основе слухового ощущения. Опыт показывает, что громкость зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты, то есть при разных частотах звуки одинаковой интенсивности могут восприниматься ухом как звуки разной громкости (а могут и как звуки одинаковой громкости!). Установлено, что человеческое ухо при восприятии звука ведёт себя как нелинейный прибор — при увеличении интенсивности звука в 10 раз громкость возрастает всего в 2 раза. Поэтому ухо может воспринимать звуки, отличающиеся друг от друга по интенсивности более чем в 100 тысяч раз!
Человеческое ухо воспринимает как звук механические волны, имеющие частоты в пределах приблизительно от 20 Гц до 20

Слайд 18Решение.
«Про­доль­ные волны могут рас­про­стра­нять­ся в любых упру­гих средах, так как для

их рас­про­стра­не­ния в среде долж­ны воз­ни­кать толь­ко де­фор­ма­ции рас­тя­же­ния и сжатия, ко­то­рые при­су­щи всем упру­гим средам. В газах и жид­ко­стях могут рас­про­стра­нять­ся толь­ко про­доль­ные волны, так как в этих сре­дах от­сут­ству­ют жёсткие связи между ча­сти­ца­ми среды, и по этой при­чи­не при де­фор­ма­ци­ях сдви­га ни­ка­кие упру­гие силы не возникают.» По­это­му в твёрдых телах могут рас­про­стра­нять­ся и продольные, и по­пе­реч­ные волны.
 
Правильный ответ ука­зан под номером: 3.
Решение.«Про­доль­ные волны могут рас­про­стра­нять­ся в любых упру­гих средах, так как для их рас­про­стра­не­ния в среде долж­ны воз­ни­кать

Слайд 19
3.Колебательное движение математического маятника описывается уравнением х(t)= 2,5 cos(π/4 +π/2)Найдите амплитуду,

циклическую частоту, период, частоту, начальную фазу колебания

Решение задач

1.Мальчик, качаясь на качелях, проходит положение равновесия 60 раз в минуту. Какова частота колебаний?

2.Период колебания груза на пружине равен 2 с. Чему равна частота колебаний?

Решение.

Решение.

V=60/60c=1Гц

T=1/2с= 0,5 Гц

T=1/V

А=2,5 м ὠ= π/4 Т=4с v=0,25 Гц φ= π/2

3.Колебательное движение математического маятника описывается уравнением х(t)= 2,5 cos(π/4 +π/2)Найдите амплитуду, циклическую частоту, период, частоту, начальную фазу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть