Слайд 1МАОУ СШ №5
2015г.
Урок-исследование на тему: «Свет в нашей жизни»
учитель физики высшей категории
Куракова Н.А.
(физика)
Слайд 2Актуальность выбранной темы
20 декабря 2013 году Генеральная Ассамблея ООН выступила с
инициативой объявить 2015 год Международным годом света и световых технологий (IYL2015). Резолюция в поддержку данной инициативы впервые была принята Исполнительным советом ЮНЕСКО на 190-й сессии в октябре 2012 г.
Объявив Международный год света и световых технологий, Организация Объединенных Наций признала важность повышения информированности мировой общественности о том, как на основе световых технологий обеспечиваются решения глобальных проблем в области здравоохранения, энергетики, образования и сельского хозяйства.
Слайд 3
Людям для работы нужен свет. Изначально мы приспособлены для того, чтобы
вести активную жизнь в светлое время дня и спать ночью. В современном обществе деятельность продолжается 24 часа в сутки, и мы проводим много времени внутри зданий, куда не попадает дневной свет.
Слайд 4Астигматизм, блефарит, частичная слепота – вот неполный перечень последствий, к которым
могут привести обычные нарушения зрения, если не правильное освещение.
Слайд 5Гипотеза
Выдвигается предположение, что освещенность в школе соответствует нормативам
Объект исследования
– школьные помещения и их освещенность
Предмет исследования – расчет величины освещенности в школьных помещениях
Слайд 6Цель урока
Рассчитать освещенность в различных школьных помещениях, и, сравнив с установленными
стандартами, выяснить, действительно ли освещение в школах оказывает пагубное влияние на зрение учеников, или это вызвано иными причинами?
Слайд 7 Задачи:
Выявить и измерить величины, необходимые для расчета освещенности в каждом
из исследуемых помещений.
По формулам рассчитать освещенность.
Сравнить освещенность с установленными нормативами.
Слайд 8План работы:
Сбор теоретического материала по выбранной теме.
Выяснить установленные нормы освещенности в
школьных помещениях.
Опрос учащихся школы с целью выбора исследуемых помещений.
Расчет освещенности в данных помещениях.
Сравнить полученные данные с установленными нормами
Слайд 9Историческая справка
Большой вклад в индустрию электрических ламп внес американский физик и
изобретатель Томас Алва Эдисон. Он разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, а также впервые продемонстрировал люминесцентное свечение на всемирной выставке в Чикаго 1893г.
Слайд 10Историческая справка
Александр Николаевич Лодыгин первым предложил применять в лампах
вольфрамовые нити и закручивать нить накаливания в форме спирали. Также Лодыгин первым стал откачивать из ламп воздух, чем увеличил их срок службы во много раз. Другим изобретением Лодыгина, направленным на увеличение срока службы ламп, было наполнение их инертным газом
Слайд 11Научная справка
Люминесце́нтная лампа — газоразрядный источник света, в котором видимый свет излучается
в основном люминофором, который в свою очередь светится под воздействием ультрафиолетового излучения разряда. Световая отдача люминесцентной лампы в несколько раз больше, чем у ламп накаливания аналогичной мощности.
Слайд 12Физические формулы
Существует два метода расчета освещенности:
Определение освещенности с помощью коэффициента
использования при условии общего равномерного освещения горизонтальных поверхностей и отсутствии крупных затеняющих предметов.
Расчет освещенности точечным методом, при любом ее распределении и при произвольном расположении поверхностей.
Слайд 13Физические формулы
Так основной формулой для определения освещенности с помощью коэффициента использования
является:
Слайд 14Физические формулы
где
Е – заданная освещенность, лк(люкс);
S - площадь помещения,
м²;
N - число светильников;
η - коэффициент использования;
z = - характеризует неравномерность освещения и составляет 1,1 для люминесцентных ламп.
Ф - световой поток, лм (люмен),
k - коэффициент запаса, учитывающий уменьшение светового потока лампы вследствие ее старения, запыленности и т.д. Для люминесцентных он равен 1,5.
Слайд 15Установленные нормы
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим
нормам:
на рабочих столах - 300 - 500 лк,
в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк,
в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк,
на классной доске - 300 - 500 лк,
в актовых, спортивных залах и коридорах (на полу) - 200 лк,
Слайд 16Практическая часть
Согласно опросу, больше всего внеурочного школьного времени учащиеся проводят в
столовой и библиотеке. Среди школьных классов для расчета решено было взять кабинет физики и освещенность в школьном коридоре.
Слайд 17Практическая часть
Таким образом четыре помещения для определения освещенности:
Кабинет физики
Библиотека
Столовая
Часть коридора
Слайд 18Практическая часть
Технические данные некоторых люминесцентных ламп
*η = 0.7
Слайд 19Кабинет физики
S = a * b = 9,35м * 5,8м. =
54,23М2
N = 10
η – 0,7
z = 1,1
Ф = 3000лм
k =1,5.
Ученики 11 класса измерили недостающие для расчета величины – площадь помещения и количество светильников.
Таким образом:
Слайд 21Библиотека
S = a * b = 9,8м * 6,2м. = 60,76М2
N
= 11
η – 0,7
z = 1,1
Ф = 3000лм
k =1,5.
Учащиеся измерили те же величины в помещении школьной библиотеки:
Слайд 23Школьная столовая
Измерены величины в самом большом из выбранных помещений -
школьной столовой:
S = a * b = 24м * 11м. = 264М2
N = 34
η – 0,7
z = 1,1
Ф = 3000лм
k =1,5.
Слайд 25Участок коридора
Затем эти величины были измерены в выбранном участке коридора:
S =
a * b = 8м * 3м. = 24М2
N = 2
η – 0,7
z = 1,1
Ф = 3000лм
k =1,5.
Слайд 26Расчеты
= 216,4лк
200лк < 216,4лк
216,4 – 200 = 16,4лк
Слайд 27Заключение
Основываясь на полученных данных можно сделать вывод - школьная освещенность соответствует
установленным нормативам, а значит не может оказывать отрицательного влияния на зрение учащихся.
Слайд 28Практические рекомендации
В школе широко распространены три системы освещения: общее, местное и
комбинированное . Наиболее рациональным является принцип зонального освещения, основанный на использовании общего, комбинированного или местного освещения отдельных функциональных зон. Для такого зонального освещения используют лампы в 1,5-2 раза менее мощные, чем в подвесных светильниках. В результате в классе экономится до 200 кВт.ч в год.