Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
Старова М.А.
Учитель физики и математики
Слайд 2КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо
умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить
Слайд 3КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение
о предложенной ему точке зрения или модели поведения
Слайд 4КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Виды интеллектуальной деятельности,
которые нельзя назвать критическими
Запоминание
Понимание простых и сложный
идей
Творческое, интуитивное мышление
спортсмена, художника, музыканта
Слайд 5КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИМЕЕТ
5 ХАРАКТЕРИСТИК (Д. КЛУСТЕР)
Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых
– это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Слайд 6В ПРОГРАММЕ РКМЧП
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
СОСТОИТ ИЗ 6 КОМПОНЕНТОВ.
Критический мыслитель:
Формирует собственное
мнение
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументировано спорит
Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 7ОСНОВНЫЕ КОНТУРЫ ТРКМ
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых
не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Слайд 8ОСНОВА ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 9ЗАДАЧИ ФАЗЫ ВЫЗОВА
( ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ)
Актуализировать имеющиеся у учащихся
знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Слайд 10ЗАДАЧИ ФАЗЫ РЕАЛИЗАЦИИ СМЫСЛА –
(ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ВО ВРЕМЕНИ РАБОТЫ НАД НИМ)
Помочь
активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
Слайд 11ЗАДАЧИ ФАЗЫ РЕФЛЕКСИИ –
(ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый
материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Слайд 12ФОРМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное обсуждение
разные
виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации письменных работ учащихся
КМ – письменная работа
Слайд 13РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает
условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ТРКМ
ПРИЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ ВОПРОСОВ
Таблица «толстых» и «тонких»
вопросов
Слайд 15РОМАШКА БЛУМА
Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
Слайд 16РОМАШКА БЛУМА
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т
ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Слайд 18ВИЗУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…»
Слайд 19КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ
СХЕМЫ
ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ
Слайд 20«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Сама ТЕМА - это «ствол дерева»
«Листочки» - это ПРОГНОЗ
«Веточки» -
это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов
Слайд 21ПРИЕМ «ФИШБОУН»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Слайд 22ПМИ (ПЛЮС –МИНУС –ИНТЕРЕСНО)
АВТОР ЭДВАРД ДЕ БОНО
«Плюс» (+) записываем те факты,
которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Слайд 23ТАБЛИЦА ДОННЫ ОГЛ
«ЗНАЮ – ХОЧУ ЗНАТЬ – УЗНАЛ» (ЗХУ)
Слайд 29ПОЧЕМУ «6 W»
Произошел от английского слова Why – с которого начинается
вопросы:
Почему? Зачем? По какой причине?…
Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?»,
«Да потому…»
Слайд 30ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные,
а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Слайд 31ПРИЕМ СОСТАВЛЕНИЯ ГЛОССАРИЯ
Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
Из списка слов
– каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
При этом никто не знает о выборе другого игрока
Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
Можно составить словарь – глоссарий
Слайд 32ПРИЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются
утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Слайд 33СТРАТЕГИЯ
«ОТСЮДА – СЮДА»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Слайд 34ПРИЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Мозговой штурм
Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы
или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше
Слайд 35ПРИЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод углов (учащиеся расходятся
по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум
Слайд 36ПРИЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ
И УЧЕТА ИНОГО МНЕНИЯ
Семинары
совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.
Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.
Свободное письмо, эссе
Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
Методики КСО
Слайд 37СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка –
это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.