Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТНОГО ПОГРУЖЕНИЯ
учитель физики
Пугач Ирина Александровна
МКОУ "Голубинская школа"
Слайд 2Главная задача образования -подготовка ребёнка к современной жизни через формирование у
него необходимых компетенций
Слайд 3В настоящее время большое число будущих специалистов
нуждаются в:
серьезной математической подготовке
понимании,
как математический подход дает возможность изучать явления реального мира
Слайд 4Из года в год выпускники, сдающие государственную итоговую аттестацию в форме
ЕГЭ по математике и физике, испытывают трудности при решении тех или иных заданий, где нужно использовать знания другого предмета.
Слайд 5 Практика показывает, что не всегда учащиеся, имеющие высокие показатели качества
знаний, став студентами вуза, способны продолжать обучение в режиме, отличном от школьной классно-урочной системы.
Слайд 6Результаты диагностики
среди участников УВП
Слайд 7Учащиеся отмечают:
-трудность частого переключения с предмета на предмет в течение учебного
дня;
-трудность восприятия большого объема информационного материала за один урок;
-большой объем домашнего задания за счет подготовки к нескольким предметам
Слайд 8Родители
отмечают:
психологические перегрузки учащихся по причине увеличения объема самостоятельной подготовки;
отсутствие целостного
восприятия предметов одного цикла
Слайд 9Учителя отмечают:
сложность качественного изложения объема изучаемого материала в рамках традиционного урока;
сложность
применения формы самостоятельной (индивидуальной) работы;
слабая мотивация к обучению.
Слайд 10Решить эти проблемы возможно только при условии поиска и перехода на
новые формы организации УВП
Слайд 11Погружение –
ускоренное
эффективное
целостное
восприятие предмета
Слайд 12Противоречия:
как научить большему за меньшее время???
Слайд 13Истоки методики "погружения" – в средневековых системах обучения, когда один предмет
(язык, арифметика, риторика, диалектика) изучались по целому году.
Слайд 14Погружение — метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры
Слайд 15изучение
в течение одного дня
нескольких
никак не связанных
между
собой
дисциплин.
Слайд 16Это постоянное переключение внимания часто не даёт возможности остановиться, чтобы прояснить
непонятный и трудный вопрос, не позволяет осмыслить интересную деталь
Слайд 17У каждой учебной дисциплины своя структура, логика изучения, особенные средства и
способы познания
….свой учитель (с какими-то специфическими требованиями, манерой ведения урока), с которым надо устанавливать некий эмоциональный контакт.
и
Слайд 18…такая организация обучения не способствует не только прочному усвоению знаний, но
и, что, может быть, еще важнее, воплощению их в практических навыках и умениях.
Слайд 19Предмет проводится один час раз в неделю - полученная информация практически
полностью испаряется из памяти к следующему уроку
Слайд 20 Работоспособность человека в течение дня дважды
(до и после обеденного
перерыва) проходит один и тот же цикл: нарастание активности от начала периода к его середине, а затем постепенный спад.
Слайд 21Сторонники метода погружения в предмет предлагают перейти к такой системе организации
обучения, которая бы «максимально сближала учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия».
Слайд 22Для этого необходимо серьезно сократить количество дисциплин, преподаваемых параллельно в течение
учебного дня, недели, полугодия и сосредоточиться на более глубоком, непрерывном и длительном изучении каждого предмета путем объединения прежде отдельных занятий в крупные, целостные, логически завершенные блоки, что должно привести к резкому повышению его результативности.
Слайд 23Намечаются
Три варианта реализации этого общего замысла, различающиеся степенью укрупнения учебного
процесса.
Слайд 24Первый состоит в изучении определенного предмета «за один раз целиком» с
отведением только на него периода до нескольких недель подряд в течение полугодия с ежедневными шестью уроками. Затем наступает очередь еще одного предмета и т. д.
Слайд 25Второй вариант предполагает не последовательное продолжительное изучение взаимосвязанных дисциплин одну за
другой, а параллельное обращение к двум таким дисциплинам в течение определенного учебного дня (например, к одной до обеденного перерыва, к другой – после).
Слайд 26Третий вариант видится наиболее сложным для осуществления (если не сказать прямо
– утопичным), так как представляет собой комбинацию первых двух. Три параллельно изучаемые взаимосвязанные дисциплины сводятся в единый модуль (но чередуются они при этом не в ходе одного учебного дня, а в масштабах учебной недели: первый день – один предмет, второй – второй, третий – третий, затем снова), который проходится до 4-5 недель подряд и завершается защитой некоего творческого проекта
Слайд 27более прочное усвоение изучаемого материала
повышается мотивация
создается благоприятный психологи
ческий климат
лучшее восприятие
глубокое понимание
Серьезные положительные результаты
Слайд 28Уроки-≪блоки≫
(сдвоенные и строенные),
Предназначены для средней школы
Уроки-≪погружения≫, предназначенны для
целого учебного дня
в старших классах
Слайд 29 Планирование учебного процесса :
годовое число часов по
предмету,
делят
приблизительно поровну
на все четверти
Слайд 30Например,курс механики в IX классе разбивают на четыре части по 25
ч в каждой четверти (1993год)
пять дней подряд (по 5 уроков) ученики изучают физику
одна четверть - одно погружение
Слайд 31Iчетверть( первое погружение):В течение этих первых пяти дней изучают материал всего
курса на качественном уровне, а от учащихся требуют умения воспроизводить полученные знания о фактах, понятиях, законах, теории.
IIчетверть( первое погружение): учеников снова возвращают к этому материалу: в течение пятидневки расширяя и углубляя ранее полученные знания. Теперь их учат оперировать этими знаниями в стандартных ситуациях
IIIчетверть: во время третьего ≪погружения≫ происходит еще более глубокое усвоение материала: знания переносят в новые условия, развивают у учеников навыки анализа, синтеза, обобщения изученного.
Ivчетверть:четвертое ≪погружение≫ направлено на обучение применению знаний, умений, навыков в значительно измененных, нестандартных ситуациях; это творческий уровень усвоения.
Слайд 33 На уроки отводят по 35 мин вместо 45
домашние задания
отсутствуют.
Опасения:
смогут ли ученики 5 уроков подряд внимательно заниматься только физикой.
за 5 уроков (тем более за 25)
внимание не угасает, а,
наоборот, нарастает
Слайд 34
обычного дня в школе
и дня ≪погружения≫
Сравнение
в расписании 5 уроков,
разных по содержанию, но сходных по форме;
темы доминантной деяте-
льности все время меняются (физик —литература, химия…)
что не позволяет создать долговременную установку на один предмет
проводятся 5 уроков,
совершенно различных по форме, но содержание доминантной деятельности стабильно —физика.
А это значит, что в данном случае меньшее число раз требуется время (пример-
но по 10 мин) на психологическую
перестройку учащихся от занятий
одним предметом
Слайд 36Обратная сторона
длительные занятия одним и тем же предметом могут способствовать снижению
внимания и концентрации, порождать утомляемость
физические возможности учителей
не достаточно высокая квалификация и опыт
не каждый предмет одинаково хорошо поддается применению данного метода.
Слайд 37Наименьшие трудности в смысле составления учебного расписания, учета занятости учителей и
вообще их индивидуальных возможностей и т.п., вызывает второй из предложенных вариантов метода погружения. С него возможно было бы начать эксперименты по внедрению этого метода в процесс обучения в средней школе.
Слайд 38ДАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ПОЗВОЛЯЕТ:
экономить учебное и личное время ученика;
экономить рабочее время
педагога;
получать ученикам более цельные знания;
получать ученикам углубленные знания;
увеличивать объем учебных знаний, не увеличивая времени на их усвоение;
реализовывать программу опережающего обучения;
реализовать принцип индивидуальности, позволяя каждому ученику познавать материал природосообразным ему темпом;
уменьшить утомляемость учащихся на уроках;
улучшать психологический климат в детских коллективах;
повышать уровень мотивации к учебе.
Слайд 39НЕДОСТАТКИ МОДЕЛИ «ПОГРУЖЕНИЕ»
вынужденный переход ученика среди учебного года в школу с
традиционным режимом неизбежно рождает проблему нестыковки программ;
вынужденный пропуск учеником нескольких дней занятий приводит к серьезному отставанию по пропущенному предмету;
значительный перерыв в изучении предметов, на которых отводится малое количество часов;
отсутствие учебников, полностью удовлетворяющих условиям данной технологии
Слайд 40 Концентрированное обучение создает состояние комфорта на занятиях для ученика и
для учителя.
Слайд 41Ипользуемые источники
Межпредметные интегративные погружения Валерий Пузыревский
Михаил Эпштейн Санкт-Петербург,2012
Урок физики в современной
школе Составитель Э. М. Браверман
http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnyy-podhod-pri-modulnom-pogruzhenii-v-predmet
http://infourok.ru/metodicheskoe_opisanie_predmetnogo_pogruzheniya_propedevtika_geometrii-507234.htm
http://lib.ua-ru.net/diss/cont/203888.html
http://www.psychologos.ru/articles/view/obuchenie_cherez_pogruzhenie
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/02/22/obuchenie-metodom-pogruzheniya-v
http://www.edufacts.ru/lefabs-796-1.html