Презентация, доклад по физике на тему: Дифракция. Дифракция света(11 класс)

Содержание

ПЛАН УРОКА1. Дифракция механических и звуковых волн2. Дифракция света:а) основные понятия;б) дифракция света на одной щели;в) дифракция света на 2-х щелях;г) дифракция света на дифракционной решетке3. Применение дифракции света

Слайд 1ДИФРАКЦИЯ.
ДИФРАКЦИЯ СВЕТА
Тема урока:
Презентацию составил
учитель физики
МАОУ СОШ №22
г.

Тюмени А.А. Малахов
ДИФРАКЦИЯ. ДИФРАКЦИЯ СВЕТАТема урока:Презентацию составил учитель физики МАОУ СОШ №22 г. Тюмени А.А. Малахов

Слайд 2ПЛАН УРОКА
1. Дифракция механических и звуковых волн
2. Дифракция света:
а) основные понятия;
б)

дифракция света на одной щели;
в) дифракция света на 2-х щелях;
г) дифракция света на дифракционной решетке
3. Применение дифракции света
ПЛАН УРОКА1. Дифракция механических и звуковых волн2. Дифракция света:а) основные понятия;б) дифракция света на одной щели;в) дифракция

Слайд 31. Изучить условия возникновения дифракции волн
2. Объяснить явление дифракции света, используя

принцип Гюйгенса-Френеля
3.Убедиться, что дифракция свойственна и свету

ЦЕЛЬ УРОКА

1. Изучить условия возникновения дифракции волн2. Объяснить явление дифракции света, используя принцип Гюйгенса-Френеля 3.Убедиться, что дифракция свойственна

Слайд 4Волны на поверхности воды
Сформулируйте
наблюдаемое
свойство волн

?

Волны на поверхности водыСформулируйтенаблюдаемое свойство волн?

Слайд 5ЗАДАЧИ
1.ПОЧЕМУ МОЖНО СЛЫШАТЬ СИГНАЛ АВТОМОБИЛЯ ЗА УГЛОМ ЗДАНИЯ, КОГДА САМОЙ МАШИНЫ

НЕ ВИДНО?

2. ПОЧЕМУ МЫ КРИЧИМ В ЛЕСУ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ СВОИХ ДРУЗЕЙ?

Помощь

ЗАДАЧИ1.ПОЧЕМУ МОЖНО СЛЫШАТЬ СИГНАЛ АВТОМОБИЛЯ ЗА УГЛОМ ЗДАНИЯ, КОГДА САМОЙ МАШИНЫ НЕ ВИДНО? 2. ПОЧЕМУ МЫ КРИЧИМ

Слайд 6Ответы
Когда размеры препятствий малы, волны, огибая края препятствий, смыкаются за ними.

Способность огибать препятствия обладают волны на поверхности воды и звуковые волны
(ДИФРАКЦИЯ ВОЛН)
ОтветыКогда размеры препятствий малы, волны, огибая края препятствий, смыкаются за ними. Способность огибать препятствия обладают волны на

Слайд 7ДИФРАКЦИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Дифракция – явление огибания волнами препятствий
Дифракция – явление нарушения целостности фронта

волны, вызванное резкими неоднородностями среды

Возможна ли
дифракция света ?

ДИФРАКЦИЯОПРЕДЕЛЕНИЯДифракция – явление огибания волнами препятствийДифракция – явление нарушения целостности фронта волны, вызванное резкими неоднородностями средыВозможна ли

Слайд 8ДИФРАКЦИЯ
ВОЛН
ПРОЯВЛЯЕТСЯ КАК:
В преобразовании пространственной структуры волн:
а) «огибание» волнами препятствий;
б)

расширения угла распространения световых пучков

В разложении волн по
частотному спектру

ДИФРАКЦИЯ ВОЛНПРОЯВЛЯЕТСЯ КАК:В преобразовании пространственной структуры волн: а) «огибание» волнами препятствий;б) расширения угла распространения световых пучковВ разложении

Слайд 9 Теория дифракции света была разработана в 1816г. француским ученым Огюстеном Френелем,

развившим идеи Христиана Гюйгенса

Христиан Гюйгенс
(14.04.1629 – 8.07.1695) –
голландский физик,
математик и астроном

Френель Огюстен Жан
(10.05.1788 – 14.06.1827) –
французский физик

Дифракцию света открыл Гримальди
Франческо Мария
(2.04.1618-28.12.1663) –
итальянский физик и астроном

Теория дифракции света была разработана в 1816г. француским ученым Огюстеном Френелем, развившим идеи Христиана ГюйгенсаХристиан Гюйгенс (14.04.1629

Слайд 10Дифракция света на препятствии
Освещенность на экране
за непрозрачным шариком.

Возможно ли

это? Почему?
Дифракция света на препятствииОсвещенность на экране за непрозрачным шариком. Возможно ли это? Почему?

Слайд 11Дифракционные эффекты зависят от:

соотношения между длиной волны (), характерным размером неоднородностей

среды (а) и расстоянием до экрана (L);
Степени однородности структуры самой волны

 

Дифракционные эффекты зависят от:соотношения между длиной волны (), характерным размером неоднородностей среды (а) и расстоянием до экрана

Слайд 12
Согласно принципу Гюйгенса - Френеля:
источник волн можно заменить эквивалентной ему системой

вторичных источников, испускающих сферические волны;
вторичные источники когерентны между собой, вторичные волны испускаются во все стороны;
результат интерференции вторичных волн зависит от разности их хода;
дифракционная картина является результатом интерференции вторичных световых волн, в каждой точке поверхности
Согласно принципу Гюйгенса - Френеля:источник волн можно заменить эквивалентной ему системой вторичных источников, испускающих сферические волны;вторичные источники

Слайд 13 
Разбиение сферического фронта волны на зоны Френеля

 Разбиение сферического фронта волны на зоны Френеля

Слайд 14Дифракция света на одной щели
 
Графическая модель

Дифракция света на одной щели Графическая модель

Слайд 15Дифракция света на двух щелях (опыт Юнга)
 
Графическая модель опыта Юнга

Дифракция света на двух щелях (опыт Юнга) Графическая модель опыта Юнга

Слайд 16Дифракция света на дифракционной решетке
Основные понятия:
Дифракционная решетка - система параллельных

щелей равной ширины (b – ширина щели), лежащих в одной плоскости и разделенных равными по ширине непрозрачными промежутками (а –ширина непрозрачного промежутка)
Период дифракционной решетки: d=a+b

М

Дифракция света на дифракционной решеткеОсновные понятия: Дифракционная решетка - система параллельных щелей равной ширины (b – ширина

Слайд 17Основные факторы, определяющие действие дифракционной решетки (ДР):
За счет дифракции на узких

щелях световые волны распространяются под любым углом α во всевозможных направлениях (щели решетки – вторичные источники света)
Щели – когерентные источники света, т.к. освещены одной световой волной от щелевой диафрагмы
Главные максимумы возникают в направлениях, определяемых условием интерференционных max волн, посылаемых разными щелями ДР
Главные минимумы будут наблюдаться в тех направлениях, где ни одна из щелей не распространяет свет
Дополнительные минимумы наблюдаются в тех направлениях, в которых волны посылаемые щелями вследствие взаимной интерференции будут гасить друг друга
Основные факторы, определяющие действие дифракционной решетки (ДР):За счет дифракции на узких щелях световые волны распространяются под любым

Слайд 18Дифракция света на дифракционной решетке
Графическая модель
М
 

Дифракция света на дифракционной решеткеГрафическая модельМ 

Слайд 19Примеры дифракционных картин
от различных препятствий
от круглого отверстия;
от тонкой проволоки или щели;
от

круглого экрана;
Примеры дифракционных картинот различных препятствийот круглого отверстия;от тонкой проволоки или щели;от круглого экрана;

Слайд 20Задачи на дифракцию света
1. На поверхности лазерного диска
видны цветные полоски.

Почему?

Помощь

2. Посмотрите, прищурившись, на отдельный яркий источник света.
Что вы наблюдаете ? Как объяснить увиденное?

Задачи на дифракцию света1. На поверхности лазерного диска видны цветные полоски. Почему? Помощь2. Посмотрите, прищурившись, на отдельный

Слайд 21Ответы на задачи
1. Поверхность лазерного диска состоит из ячеек, которые играют

роль щелей дифракционной решетки. Цветные полосы – это дифракционная картина.

2. Если посмотреть сквозь ресницы глаз на яркий свет, то можно наблюдать спектр. Ресницы глаз можно считать «грубой» дифракционной решеткой, так как расстояние между ресничками глаза достаточно большое.

Ответы на задачи1. Поверхность лазерного диска состоит из ячеек, которые играют роль щелей дифракционной решетки. Цветные полосы

Слайд 221. НА ДИФРАКЦИОННУЮ РЕШЕТКУ,
ИМЕЮЩУЮ 500 ШТРИХОВ НА КАЖДОМ МИЛЛИМЕТРЕ,
ПАДАЕТ

СВЕТ С ДЛИНОЙ ВОЛНЫ450 НМ.
ОПРЕДЕЛИТЕ НАИБОЛЬШИЙ ПОРЯДОК МАКСИМУМА,
КОТОРЫЙ ДАЕТ ЭТА РЕШЕТКА И МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО МАКСИМУМОВ

Задачи на дифракцию света

Помощь

1. НА ДИФРАКЦИОННУЮ РЕШЕТКУ, ИМЕЮЩУЮ 500 ШТРИХОВ НА КАЖДОМ МИЛЛИМЕТРЕ, ПАДАЕТ СВЕТ С ДЛИНОЙ ВОЛНЫ450 НМ. ОПРЕДЕЛИТЕ

Слайд 23Решение задач

Решение задач

Слайд 24Задачи на дифракцию света
На дифракционную решетку падает белый свет, граничные волны

которого 1=680 нм и 2 =420 нм. В спектре какого порядка не будет наблюдаться перекрывание красного и фиолетового участков?

Помощь

Задачи на дифракцию светаНа дифракционную решетку падает белый свет, граничные волны которого 1=680 нм и 2 =420

Слайд 25Решение задач

Решение задач

Слайд 26Радужное гало вокруг
собственной тени трактовалось буддистами
как степень просветления
человека
Объясните

это явление, опираясь на изученный Вами на уроке материал?

Световые феномены

Помощь

Саксонские племена
Совершали у подножия горы
магические обряды, чтобы
умилостивить божество Корто.
По их мнению, на вершине горы Брокен живут огромные духи-призраки. Эти духи могли превращаться в людей и животных.

Радужное гало вокруг собственной тени трактовалось буддистами как степень просветления человекаОбъясните это явление, опираясь на изученный Вами

Слайд 27 Образование тени получило название «Призрак Брокена», т.к. чаще всего явление наблюдалось

на пиках Брокена в Германии. Для этого свидетель должен находиться наверху – в воздухе или на вершине высокой горы, а впереди и внизу должна расстилаться облачная или туманная пелена. Источник света должен находиться за спиной наблюдателя. Свет от него падает в туман, на котором формируется его тень. Наблюдателю она нередко кажется огромной, потому что он невольно сравнивает её размер с размерами окружающих объектов, которые находятся гораздо дальше и, естественно, кажутся маленькими. "Призрак" может совершать определённые движения: он двигается, когда двигается объект, или колеблется самостоятельно из-за движения облаков. Как правило, в этот момент вокруг объекта появляется некий орел из цветных световых кругов. Это дополнительное явление – «Глория». Внутри находится голубоватое кольцо, снаружи — красноватое. Угловой размер намного меньше, чем у радуги — 5…20°, в зависимости от размера капель в облаке.
Глория объясняется дифракцией света, ранее уже отражённого в капельках облака так, что он возвращается от облака в том же направлении, по которому падал, то есть к наблюдателю
Образование тени получило название «Призрак Брокена», т.к. чаще всего явление наблюдалось на пиках Брокена в Германии. Для

Слайд 28ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 71 – 72, вопросы
Экспериментальные задачи:
В куске

картона сделайте иглой отверстие и посмотрите через него на раскалённую нить электрической лампы. Что вы видите? Объясните явление
Посмотрите на нить электрической лампы через птичье перо, батистовый платок или капроновую ткань. Что вы наблюдаете? Объясните явление

Расчетные задачи: №2,5 учебника (стр. 306)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  § 71 – 72, вопросы Экспериментальные задачи:В куске картона сделайте иглой отверстие и посмотрите

Слайд 29Итоги урока:
Дифракция механических волн.
Дифракция света. Условия наблюдения дифракции света
Опыт Юнга.
Принцип

Гюйгенса – Френеля.
Зоны Френеля. Дифракция света на одной щели
Дифракционная решетка: основные понятия, уравнение дифракционной решетки
Итоги урока:Дифракция механических волн.Дифракция света. Условия наблюдения дифракции светаОпыт Юнга. Принцип Гюйгенса – Френеля. Зоны Френеля. Дифракция

Слайд 30Литература:
Касьянов В.А. Физика. 11кл. – М.: Дрофа, 2004
Тихомирова С.А. Физика. 11класс

: учеб. для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Мнемозина, 2012

учебники

пособия для учителей

3. Глазунов А.Т. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика нестандартных явлений. Квантовая физика: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989

интернет ресурсы

http://fb.ru/article/224006/brokenskiy-prizrak-chto-eto-takoe
http://fb.ru/article/17896/difraktsiya-sveta-voprosyi-i-otvetyi

Литература:Касьянов В.А. Физика. 11кл. – М.: Дрофа, 2004Тихомирова С.А. Физика. 11класс : учеб. для общеобразовательных учреждений (базовый

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть