Слайд 1Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические
законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
-развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
-понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
-формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Общая характеристика учебного предмета
Слайд 2Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
проявляются:
в признании ценности научного знания, его
практической значимости, достоверности;
в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
Слайд 3Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
рассматриваются как формирование:
уважительного отношения к созидательной,
творческой деятельности;
понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств; потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Слайд 4Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
направлены на воспитание у учащихся:
правильного использования
физической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Слайд 5Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе
являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Слайд 6Метапредметными результатами обучения физике являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
приобретение
опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Слайд 7Предметными результатами обучения физике являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего
мира;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Слайд 10Цель: Рассмотреть вес и невесомость как метапредметные понятия, как категории современного
социума.
Задачи:
в личностном направлении (воспитывающие) - воспитывать гуманизм, высокие нравственные принципы, патриотичное отношение к своей стране, способствовать самообразованию;
в метапредметном направлении (развивающие) - развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов физики, истории, литературы;
в предметном направлении (образовательные) – укрепить знания об отличительных особенностях физических величин сила тяжести и вес, условии возникновения состояния невесомости; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, штатив, муфта, стержень металлический, столик демонстрационный, два шарика диаметрами 2см и 5см, нить.
Слайд 11Эксперимент 1
Пусть рассматриваемое тело — шар.
Вопрос: Что может служить опорой для
шара?
Ответ: Земля, поверхность парты, маленький столик.
Положим шар на столик.
Вопрос: Что может служить подвесом?
Ответ: Нить, трос, канат.
Подвесим шар за нить к стержню на штативе.
Вопрос: Где наблюдается действие веса?
Ответ: Шар давит на опору и шарик растягивает подвес.
Вопрос: Что произойдёт, если убрать опору(убираю резко столик)?
Ответ: Шарику давить не на что и он летит вниз.
Вопрос: Что произойдёт, если разорвётся нить(перерезаю нить)?
Ответ: Шарику растягивать нечего и он падает вниз.
Вопрос: Во время падения он испытывает состояние...
Ответ: ...невесомости.
Дадим определение состоянию невесомости: Невесомость — состояние тела, при котором его вес равен нулю, и при этом оно может падать с ускорением свободного падения.
Слайд 12Проведём мысленное представление: Пусть теперь рассматриваемый шар — наша страна.
Эксперимент 2.
Положим
шар на столик.
Вопрос: ЧТО может служить опорой нашей стране?
Ответ: Принципы, убеждения, законы, мораль.
Вопрос: КТО может служить опорой нашей стране?
Ответ: Мы, её граждане.
Значит мы, граждане России, с нашими идеалами, с нашим мировоззрением, принципами, убеждениями, моралью составляем ВЕС нашей страны в мировом сообществе.
Эксперимент 3:
Подвесим шарик за нить к стержню на штативе.\
Вопрос: Кто и Что играет роль подвеса для нашей страны?
Ответ: Мы, народ России, «держась за руки», имея свои глубокие внутренние силы, составляем ВЕС нашей страны.
Слайд 13Убираем резко столик, обрезаем нить.
Вопрос: Что мы теряем?
Ответ: «теряем принципы, мораль,
разрываем внутренние связи».
Вопрос: ...и что происходит со страной?
Ответ: Вес нашей страны обнуляется и в мировом сообществе её мнение не играет роли.
Слайд 14Эксперимент 4:
Эксперимент с подвесом в физике имеет продолжение. Привяжем к шарику
две нити и за одну подвесим. Будем плавно тянуть за нижнюю нить. Что наблюдаем?
Ответ: Рвётся верхняя нить.
Вновь подвесим шарик. Резко дёрнем за нижнюю нить. Вопрос: Каков результат эксперимента?
Ответ: Рвётся нижняя нить, шарик продолжает висеть на верхней нити.
На верхнюю нить мы смотрели как на внутренние связи нашей страны. Нижнюю нить можно соотнести с внешними связями.
Посмотрим на нашу страну в проекции на сегодняшнюю ситуацию в мире.
Нижняя нить, как внешние санкции со стороны стран Европы, не способна обнулить Вес России.
А верхняя? Только плавно, «вытягивая» каждого гражданина, меняя его нравственную позицию, идеалы, ценности и приоритеты, ослабевает Вес нашей страны
Слайд 15Вопрос: Чем грозит подобная потеря Веса России?
Ответ- вывод: Россия попадает в
состояние Невесомости.
Не имея Веса в мировом сообществе, страна обречена на «растерзание».
Вопрос: Пример какой страны здесь уместно привести?
Ответ: Украина.
Украина как в невесомости не знает к какой «планете» её принесёт. И от этого страдает народ, её составляющий.
Вопрос: Так какова НАША ЗАДАЧА, КАК ГРАЖДАН своей страны РОССИИ?
Ответ- вывод: Стать надёжной опорой стране, взявшись за руки, в единении.
Только высокие идеалы и гуманное отношение друг к другу дают ВЕС нашей Родине.
Каждый из нас — элемент той самой нити подвеса.
Вопрос: Как же сохранить эту нить?
Ответ: Вместе, сплочённо, «взявшись за руки», стоять за интересы нашей страны.
Необходимо обезопасить нашу Родину от «гуманитарной катастрофы», не позволить России упасть в Невесомость!
Слайд 16Заключение: Как видите, ребята, существуют понятия в физике с глубоким «не
физическим» смыслом. Они называются метапредметными.
Будем вместе искать и анализировать.