Слайд 1Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики
Слайд 2Метапредметные результаты -
освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов
способы деятельности, применяемые как в рамках общеобразовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 3
В Федеральном государственном стандарте общего образования
2-ого поколения отмечается:
«лозунгом современной школы
становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески».
Слайд 4Метапредметные результаты
(в рамках предмета «физика»)
формирование умений воспринимать, перерабатывать и
предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач…
Слайд 5
Результаты стартовой диагностики
Слайд 7
Способность к анализу;
Способность принимать решения;
Умение работать в команде;
Умение работать с дополнительной
литературой;
Умение прослеживать причинно-следственные связи;
Кейс-технология развивает:
Слайд 8
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и
практически осмыслить информацию.
Внимательное анализ текста проникновение в
«вчитывание» смысл текста
Работа воображения Развитие устной
и письменной речи
Цель смыслового чтения -
Слайд 9Виды чтения:
ознакомительное
изучающее
поисковое / просмотровое
выразительное
рефлексивное
направлено на извлечение основной информации или выделение
основного содержания текста
извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста
направлено на нахождение конкретной информации, конкретного факта
в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста
наиболее развитый вид чтения, предполагающий множество частных умений
Слайд 10Приемы изучающего чтения:
составление вопросов к тексту;
составление плана;
составление граф-схемы;
тезирование;
составление сводных таблиц;
комментирование и
логическое запоминание учебной информации.
Слайд 11
Когда ученик учится,
он
Рассматривает проблему
Делает заключение
Проверяет и
Применяет свой опыт
Направления деятельности ученика
Групповая работа
Индивидуальная работа
Выполнение исследований
Использование разных
источников информации
Слайд 12Эпиграфы к урокам:
«Наука начинается там, где начинают измерять»
(Д. И. Менделеев)
«Отыщи всему начало – и ты многое поймешь»
(Козьма Прутков)
«Деяние есть живое единство теории и практики»
(Аристотель)
«Старайтесь дать уму как можно больше пищи»
(Л. Н. Толстой)
«Человек раздвоен снизу, а не сверху,- для того, что две опоры надежнее одной»
(Козьма Прутков)
Слайд 15«Разленились нынче бабы,
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума –
По домам
пошла сама»
(С. Я . Маршак)
Физика у детских писателей
Слайд 16«Она такая же, как я, от головы до ног.
И повторяет каждый
шаг и каждый мой прыжок.
В пути отстанет вдруг она. А то пойдет вперед,
То, сразу сделавшись худой, куда-то пропадет.
То дорастет до потолка за несколько минут.
А дети, почему они так медленно растут?»
(С. Михалков)
Слайд 17Пословицы:
Век живи – век учись.
Всякое решенье любит рассужденье.
Думай дважды, а говори
раз.
Не беда ошибиться, беда не исправиться.
Хорошо того учить, кто слушает.
Слайд 18Несерьезные задачи:
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с
десяток спасалось на нем.
«Взял бы я вас- да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку-
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
Слайд 19
Сила трения качения больше силы трения скольжения.
Киты имеют обтекаемую форму для
уменьшения силы сопротивления воды.
На шинах имеются рельефные рисунки для уменьшения силы трения.
На столе книга находится в покое, т.к. между ее поверхностью и столом действует сила трения покоя.
«Верные и неверные утверждения»
Слайд 20«Верю – неверю»
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по
правилу:
верно – «+», не верно – «-»
Формирование умения оценивать ситуацию или факты.
Умение анализировать ситуацию.
Умение отражать свое мнение.
Слайд 21«Плюс – минус – вопрос»
Тема «Тепловой двигатель»
Слайд 22
Задание: расположите предложенные ключевые слова в логической последовательности. Некоторые непонятные вам
слова можно опустить. Не бойтесь ошибиться!
Механическая энергия якоря генератора, линии электропередач, механическая энергия ветра, электрическая энергия.
«Ключевые слова»
Слайд 23Обозначения при конспектировании
«Э» - «сделаем опыт»
IH,IIH,IIIH – 1-й, 2-й, 3-й законы
Ньютона
IT, IIT – 1-й, 2-й законы термодинамики
Овальная рамочка – определение
Квадратная рамочка – получена из эксперимента
Двойная рамочка – выведена из других формул
Величина в квадратных скобках – единица физической величины и т.д.
Слайд 24Этапы конспектирования:
Продолжить фразы по материалам параграфа:
Монокристалл - …;
Поликристалл
- …;
Анизотропия - …;
Полиморфизм - …;
Аморфные тела - …; и т.д.
Оценить объем работы путем просмотра текста
выделить смысловые части в тексте
выделить ключевые слова (идеи, мысли);
вдуматься в смысл каждой части и дать ей название;
составить план и затем краткий конспект.
7 класс Ф.И._________________
Тема_______________________________________________
1. Механическим движением называется _____________________________
2. Выберите любой предмет из вашего окружения и составьте:
а) список тел, относительно которых он движется________________.
б) список тел, относительно которых он покоится_____________
Сделайте вывод:_______________________________________
3.Тело отсчета – это тело,______________________________
4 Приведите пример тела отсчета из предыдущего примера (п.2)____________________________________________
5.Если размеры тела___________расстояний, характерных для движения этого тела, то________пренебрегают и тело представляют в виде_____________
6. Приведите пример таких ситуаций________________
7. Может ли одно и тоже тело быть и не быть материальной точкой?Выскажите свое мнение____________________
Слайд 26Сплошные тексты
Описание, повествование
Объяснение, аргументация
Инструкция
Несплошные тексты
Информационные листы
Расписки
Призывы и объявления
Таблицы и графики, списки,
карты
Слайд 27
Вопросы:
Какое топливо из представленных в таблице имеет наибольшую удельную теплоту сгорания?
(Какое топливо самое энергоёмкое из представленных в таблице?)
Какое топливо из представленных в таблице имеет наименьшую удельную теплоту сгорания? (Какое топливо из представленных в таблице обладает самым низким энерговыделением?)
Чему равна удельная теплота сгорания пороха? Выразите значение данной величины в системе СИ. Каков физический смысл данной величины?
Какие виды топлива эквивалентны по энерговыделению?
При сгорании какого топлива: природного газа или сухих дров выделится большее количество теплоты, если массы топлива одинаковы?
Работа с несплошными текстами
Слайд 28«Тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звали…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно
ли…?
«Толстые» вопросы
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Дайте три объяснения, почему…?
Тема «Диффузия»
Прочитайте текст
Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
Если бы вы читали текст вслух, то , как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Слайд 30«Множественные группировки»
Задание: посмотрите на следующий список слов: скорость,
метр, градус Цельсия, путь, время, термометр, количество теплоты, спидометр, удельная теплоемкость, метр в секунду температура, рулетка. Составьте из них две-три группы, выделив как можно больше классов
Слайд 31«Инсерт»
Чтение индивидуальное
- уже знал
+ - новое
- думал иначе
? –
не понял, есть вопросы
Слайд 32Исследовательская деятельность
Карточка №1
1 Уровень
Исследовать зависимость периода колебаний груза на резиновом шнуре
от массы груза.
2 Уровень
Исследовать, зависит ли период колебаний груза на резиновом шнуре от массы груза.
3 Уровень
Установить, существует ли зависимость периода колебаний груза на резиновом шнуре от массы груза.
Слайд 33
Работа в группах
«Учи других – сам поймешь»
Учитель
Группа 1
Группа 2
Группа 4
Группа 3
Слайд 34Работа со справочником
При изучении механического движения.
Сколько времени требуется танку во время
парада, чтобы пройти Красную площадь, если ее длина 695 м, а скорость танка 6 км/ч.
При изучении плотности.
Определите объем пачки сливочного масла, если его масса 200 г, а плотность масла 900 кг/м
Слайд 35
Существительное (тема)
Два прилагательных (описание)
Три глагола (действие)
Фраза из четырех слов(описание)
Существительное (перефразировка темы)
«Синквейн»
Слайд 38 «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня;
научи
меня ловить рыбу –
так я буду сыт до конца жизни »
Слайд 39Источники информации:
Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей//
Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
А.Г.Асмолов Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: М., «Просвещение»,2010
. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М. Центр «Педагогический поиск», 2002.
Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М. « Просвещение», 2003.
«Первое сентября» Физика. №3, 2008 год, стр.15. Зверев А.В. «Формирование навыков самостоятельного учебного труда на уроках».
«Первое сентября» Физика. №13, 2009, стр. 3 – 29. Эмоциональная физика.
«Первое сентября» Физика. №47, 2004, Очагова И.В. «Игровые моменты на уроках».
«Первое сентября» Физика. №4, 2008, стр. 26. Хейло А.В. «Справочник А. С. Еноховича на уроках и дома»
Э.А. Левин, О.И. Прокофьева «Методика индивидуально-группового обучения в школе»: М., «Сентябрь», 2007
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок»: Воронеж «Учитель», 2001
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Не совсем обычный урок»: Воронеж «Учитель», 2001
. http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm