Презентация, доклад по теме: Плавление и отвердевание кристаллических тел

Содержание

образовательная: углубить и закрепить теоретические знания обучающихся о плавлении и отвердевании кристаллических тел посредством решения задач развивающая: в целях развития логического мышления обучающихся научить их сравнивать и выявлять общее и отличительное в изучаемых явленияхвоспитательная: показать познаваемость

Слайд 1учитель физики МБОУ СОШ №3
с. Арзгир, Арзгирского района
Ставропольского края
Колесник Людмила Николаевна

Решение

задач по теме
«Плавление и отвердевание кристаллических тел».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 с.АРЗГИР
АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
( МБОУ СОШ №3 с. Арзгир)

учитель физики МБОУ СОШ №3с. Арзгир, Арзгирского районаСтавропольского краяКолесник Людмила НиколаевнаРешение задач по теме «Плавление и отвердевание

Слайд 2образовательная: углубить и закрепить теоретические знания обучающихся о плавлении и отвердевании

кристаллических тел посредством решения задач
развивающая: в целях развития логического мышления обучающихся научить их сравнивать и выявлять общее и отличительное в изучаемых явлениях
воспитательная: показать познаваемость мира и его закономерностей


Цели урока:

образовательная: углубить и закрепить теоретические знания обучающихся о плавлении и отвердевании кристаллических тел посредством решения задач развивающая:

Слайд 3 Про теплоту начнем рассказ, Всё вспомним, обобщим сейчас Мозги не доведём

мы до плавления Их тренируем до изнеможенья! Задачу мы любую одолеем И другу помочь всегда сумеем!

Про теплоту начнем рассказ, Всё вспомним, обобщим сейчас Мозги не доведём мы до плавления Их

Слайд 4 Тест: Плавление и отвердевание кристаллических тел.
1. Переход вещества из жидкого состояния

в твердое называют
А. Плавлением. Б. Диффузией.
В. Отвердеванием. Г. Нагреванием.
Д. Охлаждением.
2. Чугун плавится при температуре 12000С. Что можно сказать о температуре отвердевания чугуна?
А. Может быть любой.
Б. Равна 1200 0С.
В. Выше температуры плавления
Г. Ниже температуры плавления.

1. Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют
А. Охлаждением. Б.Отвердеванием.
В. Диффузией. Г. Нагреванием.
Д. Плавлением.
2. Олово отвердевает при температуре 2320С. Что можно сказать о температуре его плавления?
А. Выше температуры отвердевания
Б. Может быть любой.
В. Равна 232 0С.
Г. Ниже температуры отвердевания

Тест: Плавление и отвердевание кристаллических тел. 1. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называютА. Плавлением.

Слайд 53. Какой отрезок графика
характеризует процесс
нагревания твердого
тела?
 А. АВ.

Б. ВС.
В. СD
 4. В каких единицах измеряется удельная теплота плавления?
 А. Дж/кг Б. Дж/кг∙оС
В. Дж Г. Кг
5.Количество теплоты, выделившееся при отвердевании тела, равно …
А. Произведению массы тела на удельную теплоту плавления.
Б. Отношению удельной теплоты плавления к массе тела.
В. Отношению массы тела к удельной теплоте плавления.

3. Какой отрезок
графика
характеризует
процесс
отвердевания?
А. АВ. Б. ВС. В. СD
4. Удельной теплотой плавления называют количество теплоты, необходимое для...
А. Нагревания твердого кристаллического вещества массой 1 кг до температуры плавления.
Б. Превращения в жидкость твердого кристаллического вещества при температуре плавления.
В. Превращения при температуре плавления твердого кристаллического вещества массой 1 кг в жидкость.
5. По какой из формул определяется количество теплоты, необходимого для плавления вещества?
А. Б.
В. Г.

3. Какой отрезок графика характеризует процесс нагревания твердого тела? А.  АВ.    Б.  ВС.В.

Слайд 6Проверка

Проверка

Слайд 7 На рисунке изображен график нагревания и плавления кристаллического тела.
I. Какая температура

тела была при первом наблюдении?
300 °С; 2. 600 °С;
3. 100 °С; 4. 50 °С;
5. 550 °С.
II. Какой процесс на графике характеризует отрезок АБ?
Нагревание. 2. Охлаждение.
Плавление. 4.Отвердевание.
III. Какой процесс на графике характеризует отрезок БВ?
1. Нагревание. 2. Охлаждение.
3. Плавление. 4. Отвердевание.


На рисунке изображен график нагревания и плавления кристаллического тела. I. Какая температура тела была при первом

Слайд 8IV. При какой температуре начался процесс плавления?
1. 50 °С; 2. 100

°С; 3. 600 °С; 4. 1200 °С; 5. 1000 °С.
V. Какое время тело плавилось?
8 мин; 2. 4 мин; 3. 12 мин;
4. 16 мин; 5. 7 мин.
VI. Изменялась ли температура тела во время плавления?
Увеличивалась.
Уменьшалась.
Не изменялась.
VII. Какой процесс на графике характеризует отрезок ВГ?
Нагревание. 2. Охлаждение.
3. Плавление. 4. Отвердевание.
VIII. Какую температуру имело тело в последнее наблюдение?
50 °С; 2. 500 °С; 3. 550 °С;
4. 40 °С; 5. 1100 °С.

IV. При какой температуре начался процесс плавления?1. 50 °С; 2. 100 °С; 3. 600 °С; 4. 1200

Слайд 9 Два тигля с одинаковым количеством расплавленного свинца остывают

в разных помещениях: в теплом и холодном. В какой из графиков построен для теплого помещения и какой для холодного?

Два тигля с одинаковым количеством расплавленного свинца остывают в разных помещениях: в теплом и

Слайд 10 Как замерзают растворы
Если охладить

раствор какой-либо соли в воде, то обнаружится, что температура кристаллизации понизилась. Кристаллики появятся в жидкости лишь при температуре на несколько градусов ниже нуля градусов. Температура кристаллизации зависит от концентрации раствора. Она тем ниже, чем выше концентрация раствора. Например, при растворении 45 кг поваренной соли в 1 м3 воды температура кристаллизации уменьшается до –3 °С. Самую низкую температуру имеет насыщенный раствор, т. е. раствор, содержащий максимально возможное количество растворённой соли. При этом уменьшение температуры достаточно существенное. Так, насыщенный раствор поваренной соли в воде кристаллизуется при температуре –21 °С, а насыщенный раствор хлористого кальция – при температуре –55 °С. Рассмотрим, как идёт процесс кристаллизации. После того как  в растворе появятся первые кристаллики льда, концентрация раствора повысится. Возрастёт относительное число молекул соли, увеличатся помехи процессу кристаллизации воды, и температура кристаллизации понизится.
Как замерзают растворы        Если охладить раствор какой-либо соли в

Слайд 11 Если дальше не понижать температуру, то кристаллизация остановится.

При дальнейшем понижении температуры кристаллики воды продолжат образовываться, и раствор станет насыщенным. Дальнейшее обогащение раствора растворённым веществом (солью) становится невозможным, и раствор застывает сразу. Если рассмотреть замёрзшую смесь в микроскоп, то можно увидеть, что она состоит из кристалликов льда и кристалликов соли. Таким образом, раствор замерзает не так, как простая жидкость. Процесс замерзания растягивается на большой температурный интервал.
Что получится, если посыпать какую-нибудь обледеневшую поверхность солью? Ответ па вопрос хорошо известен дворникам: как только соль придет в соприкосновение со льдом, лед начнет таять. Чтобы явление имело место, нужно, конечно, чтобы температура замерзания насыщенного раствора соли была ниже температуры воздуха. При смешении льда с солью лед плавится, а соль растворяется в воде. Но на плавление нужно тепло, и лед забирает его у своего окружения. В результате температура воздуха понижается. Таким образом, добавление соли ко льду приводит к понижению температуры.


Если дальше не понижать температуру, то кристаллизация остановится. При дальнейшем понижении температуры кристаллики воды

Слайд 12Работа с текстом из материалов ОГЭ
Задания к тексту

Вопросы 1

ряду:
Что происходит с температурой кристаллизации раствора при увеличении концентрации растворенного вещества?
Что происходит с температурой воздуха при плавлении льда?
Вопросы 2 ряду:
Что происходит при смешивании льда с солью?
Как происходит процесс замерзания раствора?
Вопросы 3 ряду:
Что мешает процессу замерзания воды в растворе?
От чего зависит температура кристаллизации раствора?

Работа с текстом из материалов ОГЭ  Задания к текстуВопросы 1 ряду:Что происходит с температурой кристаллизации раствора

Слайд 13Виды задач

Виды задач

Слайд 14Алгоритм решения задач.
1. Внимательно прочитайте условие задачи, запишите его с помощью

общепринятых буквенных обозначений; все величины выразить в системе «СИ».
2. Выясните: а) между какими телами происходит теплообмен; б) какие тела в процессе теплообмена охлаждаются, а какие нагреваются; в) какие процессы, описанные в условии задачи, происходят с выделением, а какие – с поглощением энергии.
3. Изобразите графически процессы, описанные в задачи.
4. Запишите уравнение для подсчета отданного и полученного количества теплоты.
5. Произведите вычисления и оцените достоверность полученного результата.

Алгоритм решения задач.1. Внимательно прочитайте условие задачи, запишите его с помощью общепринятых буквенных обозначений; все величины выразить

Слайд 15 Примечание:
а) Если вещество уже взято при температуре плавления, то задача решается

в одно действие: Q = λm.

б) Если вещество взято не при температуре плавления, то задача решается в три действия:
1) сначала нужно определить, какое количество теплоты необходимо для нагревания вещества от начальной температуры t1 до температуры плавления t2по формуле: Q1 = c m (t2 – t1);
2) потом вычислить количество теплоты, необходимое для плавления вещества уже при температуре плавления:  Q2 = λm;
3) определить общее количество теплоты  Qобщее = Q1 + Q2

Примечание: а) Если вещество уже взято при температуре плавления, то задача решается в одно действие: Q = λm.б) Если

Слайд 16Задача
Какое количество теплоты необходимо для плавления куска свинца

массой 2 кг, взятого при температуре 27 °С?
 


Задача   Какое количество теплоты необходимо для плавления куска свинца массой 2 кг, взятого при температуре

Слайд 17Задача
На рисунке представлен график зависимости температуры от

полученного количества теплоты для вещества массой 2 кг. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии. Определите удельную теплоту плавления вещества.

1) 25 кДж/кг
2) 50 кДж/кг
3) 64 кДж/кг
4) 128 кДж/кг

Задача    На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты для вещества массой

Слайд 18Домашняя работа
1. Повторить п.12-15
2. Работа с текстом из материалов ОГЭ «Ледяная

магия»
3. Задача.
Домашняя работа1. Повторить п.12-152. Работа с текстом из материалов ОГЭ «Ледяная магия»3. Задача.

Слайд 19 Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне

для жизни…

Рефлексия. Сегодня я узнал…Было интересно…У меня получилось …Я попробую…Меня удивило…Урок дал мне для жизни…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть