Слайд 1Особенности проведения демонстрационного, фронтального, исследовательского эксперимента. Определение погрешностей эксперимента
Слайд 2Изменения, происходящие в обществе, требуют отказаться от устаревших стереотипов в учебно-воспитательном
процессе, внедрения нового, прогрессивного в школьную практику, отражаются на перестройке школы.
Слайд 3Системно- деятельностный подход должен обеспечить :
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 5В ходе эксперимента решаются следующие задачи:
развитие у обучающихся умения проводить наблюдения
природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
обучение представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков;
применение полученных знаний для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при выполнении экспериментальных исследований.
Слайд 7Преимущества:
одновременно выполняется всеми обучающимися класса;
реализует возможность, как индивидуальной работы, так
и работе в парах и группах;
занимает мало времени (5-10 мин.);
обычно прост в исполнении;
предоставляет возможность включения в различные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введение в тему урока, иллюстрации к объяснению учителя, особенно в тех случаях, когда эффект при демонстрации учителем у доски оказывается скрытым от обучающихся, повторение и обобщение изученного на уроке материала, отработка практических умений и навыков;
даёт возможность по окончании выполнения эксперимента коллективно обсудить и оценить полученные результаты.
Слайд 8Технологическая карта проведения фронтального эксперимента:
1 этап – объявление темы эксперимента
2 этап
– постановка цели эксперимента (с привлечением обучающихся)
3 этап – подбор необходимого оборудования
4 этап – определение порядка проведения эксперимента (совместно с обучающимися)
5 этап – инструктаж по технике безопасности
6 этап – проведение эксперимента
7 этап – выполнение математической обработки полученных данных (при необходимости)
8 этап – анализ полученных результатов, определение области применения (при необходимости)
Слайд 9Измерение объёма тела правильной формы
Цель: научиться определять объём прямоугольного параллелепипеда косвенным
способом методом прямых измерений.
Оборудование: деревянный брусок, линейка
Порядок выполнения работы:
Вычислите цену деления шкалы линейки
Измерьте длину, ширину, высоту деревянного бруска в сантиметрах.
Используя формулу объёма, рассчитайте объём деревянного бруска.
Выразите полученный результат в м3.
Сделайте вывод, что значит сделать измерения косвенным способом методом прямых измерений.
Слайд 10Измерение силы тяжести и веса тела.
Цель: познакомиться с устройством динамометра, научиться
измерять силы динамометром.
Оборудование: динамометр лабораторный, деревянный брусок с крючком, металлический цилиндр с крючком, нить.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомьтесь с устройством динамометра.
2. Определите цену деления и пределы измерения шкалы динамометра.
3. Подвести на крючок динамометра деревянный брусок и измерьте силу тяжести, действующую на брусок. Проделайте то же самое для металлического цилиндра.
4. Чему равен вес бруска и цилиндра.
Результаты запишите в тетрадь.
6. Сделайте вывод и ответьте на вопросы: на каком принципе основано действие динамометра, к каким телам приложены сила тяжести и вес тела, как направлены сила тяжести и вес тела.
Слайд 11Измерение удлинения пружины.
Цель: научиться измерять удлинение тела при деформации.
Оборудование: пружина, закреплённая
на штативе, набор грузов по механике, линейка.
Порядок выполнения работы:
Определите цену деления шкалы линейки.
Измерьте длину пружины в недеформированном состоянии (l_0).
Подвесьте один груз и измерьте длину пружины в деформированном состоянии (l).
Рассчитайте удлинение пружины по формуле ∆l=l- l_0 в сантиметрах и выразите в метрах.
Повторите эксперимент подвесив два, а затем три груза.
Результаты запишите в тетрадь.
Сделайте вывод, как найти удлинение тела при деформации.
Слайд 12Измерение толщины листа учебника
Цель: научиться применять метод рядов для измерения размеров
малых тел.
Оборудование: штангенциркуль, учебник физики
Порядок выполнения работы:
Определите цену деления шкалы штанегнциркуля.
Измерьте с помощью штангенциркуля толщину учебника физики без обложки (ответ выразите в миллиметрах) (h).
Посчитайте количество листов в учебнике (N).
Вычислите толщину листа по формуле d= h/N, ответ выразите в метрах.
Сделайте вывод и предложите, что можно измерить с помощью данного метода (метода рядов).
Слайд 13 Исследование видов равновесия.
Цель: познакомиться с видами равновесия и установить условия,
при которых тело находится в состоянии устойчивого, неустойчивого или безразличного равновесия.
Оборудование: вогнутая чаша (можно вырезать из пластиковой бутылки), бусинка.
Порядок выполнения работы:
Расположите вогнутую чашу так, как показано на рисунке.
Положите в чашу бусинку. Отклоните бусинку от положения равновесия. Что вы наблюдаете? Повторите 2-3 раза.
В тетради изобразите силы, действующие на бусинку, и найдите их равнодействующую (графически).
Сделайте вывод, при каком условии тело находится в состоянии устойчивого равновесия.
Слайд 14Расположите чашу так, как показано на рисунке.
Положите на неё бусинку
и добейтесь, чтобы она
Находилась в равновесии. Отклоните бусинку от положения равновесия. Что вы наблюдаете? Повторите ещё раз.
В тетради изобразите силы, действующие на бусинку, и найдите их равнодействующую (графически).
Сделайте вывод, при каком условии тело находится в состоянии неустойчивого равновесия.
Расположите бусинку на горизонтальном столе. Отклоните её от положения равновесия. Что вы наблюдаете?
В тетради изобразите силы, действующие на бусинку. Чему равна равнодействующая этих сил?
Сделайте вывод, при каком условии бусинка находится в состоянии безразличного равновесия.
Слайд 15Наблюдение реактивного движения.
Цель: смоделировать реактивное движение.
Оборудование: вырезанная из картона модель кальмара,
плоская чаша с водой (можно тарелку с водой), пипетка, пробирка с растительным маслом.
Порядок выполнения работы:
Положите на поверхность воды в чаше модель кальмара.
Наберите в пипетку немного растительного масла.
Очень аккуратно капните 1-2 капли растительного масла в полость модели кальмара. Опишите, что вы наблюдаете.
Объясните, почему «кальмар» пришёл в движение. Какой закон может объяснить данный вид движения?
Слайд 16Изучение строения кристаллических тел
Цель: получить модель плотной упаковки атомов в кристаллической
решётке, обосновать важнейшее геометрическое свойство кристаллов: правильное симметричное расположение в них атомов или ионов.
Оборудование: вогнутая чаша (можно вырезать из пластиковой бутылки), 7 бусинок.
Порядок выполнения работы:
Расположите вогнутую чашу, как показано на рис.
Слайд 17Положите в неё три бусинки, слегка встряхните. Бусинки приходят в устойчивое
состояние. Как расположились бусинки в чаше? Какую геометрическую фигуру они образовали? (правильный треугольник) (рис.)
Добавьте в чашу ещё 4 бусинки (всего их должно быть 7). Слегка встряхните. Бусинки приходят в устойчивое состояние. Как расположились бусинки в чаше? Какую геометрическую фигуру они образовали? (правильный шестиугольник) (рис.).
Слайд 18Сделайте вывод о важнейшем свойстве кристаллов (правильное симметричное расположение в кристалле
атомов или ионов, это расположение обычно такое, которое соответствует наиболее устойчивому равновесию решётки, т.е. минимуму её потенциальной энергии).
Слайд 19Определение погрешностей эксперимента