Презентация, доклад по физике раздела Термодинамика 10 класс

Содержание

Семенова Вера ЗиновьевнаУчитель физики. Высшее образование- Нижегородский педагогический институт. Общий педагогический стаж работы 32 года. Учитель физики МБОУ «СОШ №11» с 1982 года. Учитель высшей категории с 2003 года. Классный руководитель 10Б класса

Слайд 1«Термодинамика» 10 класс
Выполнила учитель МБОУ «СОШ №11» Семенова Вера Зиновьевна
Методическая разработка раздела образовательной

программы

г.Балахна 2013

«Термодинамика» 10 класс Выполнила учитель МБОУ «СОШ №11» Семенова Вера ЗиновьевнаМетодическая разработка раздела образовательной программыг.Балахна 2013

Слайд 2Семенова Вера Зиновьевна
Учитель физики.
Высшее образование- Нижегородский педагогический институт.
Общий педагогический

стаж работы 32 года.
Учитель физики МБОУ «СОШ №11» с 1982 года.
Учитель высшей категории с 2003 года.
Классный руководитель 10Б класса
Семенова  Вера ЗиновьевнаУчитель физики. Высшее образование- Нижегородский педагогический институт. Общий педагогический стаж работы 32 года. Учитель

Слайд 3Содержание методической разработки по теме «Молекулярная физика и термодинамика» обусловлена задачами

развития, обучения и воспитания учащихся , заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, предметным содержанием обучения и психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Физика, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, системообразующий для естественнонаучных учебных предметов.
Систематический анализ условий и границ применимости физических законов, ставят своей целью глубокое понимание основных законов природы и научных методов познания.
Выполнение лабораторных работ и работ физического практикума, решения задач, проведение экскурсий и астрономических наблюдений значительно превышает долю учебного времени, отведенного на эти формы занятий программой основного курса.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание методической разработки по теме «Молекулярная физика и термодинамика» обусловлена задачами развития, обучения и воспитания учащихся ,

Слайд 4Содержание данной разработки обусловлено задачами развития, обучения и воспитания учащихся ,

заданными социальными требованиями к уровню развития их личности.
Цели и образовательные задачи:
Формирование представлений о физической картине мира;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
Выработка навыков воспринимать, анализировать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.
Формирование ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности
Использование накопленного человечеством опыта в познании мира, формирование современных представлений об окружающем мире, осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий

Цели и задачи

Содержание данной разработки обусловлено задачами развития, обучения и воспитания учащихся , заданными социальными требованиями к уровню развития

Слайд 5 Психолого – педагогическое обоснование специфики восприятия и освоение учебного материала

учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего — это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути.
Изучение любой темы необходимо проводить с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их развития, профиля обучения, наличия оборудования, умения применять новые современные образовательные технологии как учителем, так и учащимися.
Важно использовать методологический подход к обучению и усвоению знаний, позволяющий учесть составляющие:
Дидактическая, связанная с постановкой конкретной цели изучения содержания предмета .
Психологическая, обеспечивает максимальную эффективность усвоения учащимися конкретного материала, чему способствуют ощущения, восприятие, память, мышление, умение концентрировать воображение и внимание.
Методологическая составляющая дает возможность использовать и развивать психическую функцию личности для достижения успеха
Различные составляющие методологического подхода позволяют выстраивать систему действия учителя физики по созданию технологии обучения и усвоения знаний на любом уроке .

Психолого – педагогическое обоснование специфики восприятия и освоение учебного материала учащимися  в соответствии с возрастными

Слайд 6Ожидаемый результат освоения раздела программы
должны знать:
молекулярно-кинетическую трактовку понятия

внутренней энергии, функции термодинамических параметров;
способы изменения внутренней энергии;
виды теплопередачи и их особенности;
геометрическое истолкование и знак работы термодинамической системы;
понятие адиабатного процесса, его значение в технике;
принцип действия тепловых двигателей; должны уметь:
формулировать первый и второй законы термодинамики, применять первый закон при определении макроскопических параметров системы;
оценивать объекты окружающей действительности с позиции изученного закона и его значимости с определенных позиций, находить применение обратимости и необратимости тепловых процессов;
творчески решать учебные и практические задачи;


Ожидаемый результат освоения  раздела программы   должны знать:молекулярно-кинетическую трактовку понятия внутренней энергии, функции термодинамических параметров;способы

Слайд 7 Решение задач типа:
1. Из каких основных частей

состоит любой тепловой двигатель?
2.Газ расширяется самопроизвольно. Может ли происходить самопроизвольное сжатие газа?
3.Станет ли КПД двигателя равным 100%, если исчезнет трение между частями двигателя?
4.Как понизить температуру газа перед сжатием, не допуская при этом теплопередачи?
5. Как влияют тепловые двигатели на окружающую среду?
Разноуровневые задачи: 1 уровень. Чему равен КПД идеального теплового двигателя, если температура нагревателя 4550 С, а температура холодильника 2730 С? 2 уровень. Тепловой двигатель совершает работу за цикл 100 Дж. Какое количество теплоты получено при этом от нагревателя, если КПД двигателя 20%? 3 уровень. Двигатель получает от нагревателя каждую секунду 7200 Дж теплоты и отдает в холодильник 6400 Дж. Определите КПД.

Диагностирование достижений результатов

Решение задач типа: 1. Из каких основных частей состоит любой тепловой двигатель?2.Газ расширяется самопроизвольно.

Слайд 8
1. Технология проблемно-диалогического изучения материала ( на всех этапах урока)
2. Проектная

технология (на уроках обобщения и систематизации изученного).Ориентирована на самостоятельную творческую работу ребенка

3. Информационно-коммуникативные (применяются на всех этапах урока и при выполнении домашнего задания).

4. Игровые (на этапе закрепления изученного). Призвана выполнять следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, диагностическую, социализации.
5. Технология исследовательского обучения ( при выполнении эксперимента)

Технологии организации деятельности

1. Технология проблемно-диалогического изучения материала ( на всех этапах урока)2. Проектная технология (на уроках обобщения и систематизации

Слайд 9Формы организации деятельности
фронтальные (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе);

групповые(работа в

парах - при проведении эксперимента, на этапе закрепления знаний; работа группах на уроках изучения нового материала);

индивидуальные (на уроках контроля, обобщения и систематизации изученного на этапе закрепления знаний, умений, навыков);
Формы организации деятельностифронтальные (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе);групповые(работа в парах - при проведении эксперимента, на

Слайд 10Познавательная деятельность Использование анализа, умения обобщать пройденный материал, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи,

наблюдать Преобразующая деятельность Умение задавать вопросы и ставить задачи по преобразованию реальности, использование техники выбора, способов поиска новых путей решения проблем Общеучебная деятельность Формирование умений и способов поиска информации, работа со справочной и дополнительной литературой, ресурсами интернета, использование метода само- и взаимооценки. Самоорганизующая деятельность Формировать способы самостоятельной постановки целей, самоучета собственной деятельности, осознание своих достижений.

Виды деятельности

Познавательная деятельность Использование анализа, умения обобщать пройденный материал, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать Преобразующая деятельность Умение задавать

Слайд 11Опора на ранее
изученный материал
7,9 классов
Учет особенностей
и возможностей
класса
Применение
математических
формул
Решение

задач ,
содержание которых
вызывает интерес


Принципы отбора содержания





Опора на ранее изученный материал 7,9 классовУчет особенностейи возможностейклассаПрименение математических формулРешение задач , содержание которых вызывает интерес

Слайд 12Поурочное планирование раздела

Поурочное планирование раздела

Слайд 14Разработка урока
По теме «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
Цель урока:
-

изучить принцип работы тепловых двигателей.
Задачи урока:
обучающие:
- сформировать представление об устройстве и принципе действия тепловых двигателей;
- показать практическую значимость тепловых двигателей и их влияние на окружающую среду;
развивающие: продолжить формирование умений выделять главное, сопоставлять, делать выводы, совершенствовать интеллектуальные способности;
воспитательные:
- способствовать привитию культуры умственного труда;
- Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Тепловые двигатели», кинофрагмент «Работа двигателя внутреннего сгорания», учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева «Физика 10».
Используемые ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: возможность использования самопроизвольных процессов для получения полезной работы, Цикл Карно, анимация изотермического процесса, анимация изобарного процесса.
Разработка урокаПо теме «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»Цель урока: - изучить принцип работы тепловых двигателей. Задачи

Слайд 15Ход урока
Девиз урока: «Ум заключается не только в знании, но и

в умении применять знания на деле». Аристотель.
Ход урокаДевиз урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».

Слайд 18Заключение
 
В заключении необходимо отметить эффективность разработанной методики.
В 2012/13 учебном году

в 10А и 10Б классах использовалась разработанная методика, которая предусматривает большую долю самостоятельной работы учащихся, применение различных форм работы на уроке, активное использование ИКТ. Особое внимание уделялось объяснению необходимости изучаемого раздела, а также показывались различные связи с жизнью и другими разделами курса.
В 2011/12 учебном году изучение раздела проходило по стандартной методике. Доля самостоятельной работы учащихся была меньше, творческие задания не предлагались.
Из сравнения результатов и наблюдений над учащимися за два последние года можно сделать вывод, что в этом учебном году увеличилось количество учащихся с высоким уровнем внутренней мотивации, овладение материалом происходило быстрее и эффективнее, учащиеся стали задавать больше вопросов, читать дополнительную литературу. Изменилось отношение не только к данной теме, но и к предмету в целом.
Заключение 	В заключении необходимо отметить эффективность разработанной методики. 	В 2012/13 учебном году в 10А и 10Б классах использовалась

Слайд 19Список литературы

Список литературы

Слайд 20Приложения
Тепловые двигатели през. к уроку
Устройство и работа ДВС
Листок самоконтроля
Тест для 3

группы
ПриложенияТепловые двигатели през. к урокуУстройство и работа ДВСЛисток самоконтроляТест для 3 группы

Слайд 21
F




нагреватель
Т1





холодильник
Т2

Q1
Q2
A
Тепловые двигатели - устройства,
превращающие внутреннюю
энергию топлива в механическую



Устройство


рабочее
тело




Необходимое условие
работы двигателя

Разность давлений по обе
стороны поршня (лопастей)

достигается

повышением температуры
рабочего тела
по сравнению с температурой окружающей среды

Т1 – температура нагревателя
Т2 – температура холодильника

Холодильником является
атмосфера (чаще)
конденсаторы

и принцип действия


F нагревательТ1холодильникТ2Q1Q2AТепловые двигатели - устройства, превращающие внутреннююэнергию топлива в механическую Устройство рабочеетело Необходимое условие работы двигателя Разность

Слайд 22

Q1 > A



Очевидно:







холодильник

нагреватель

Q2

невозможно

Невозможно перевести тепло
от более холодной системы к более
горячей при отсутствии других одновременных изменений в системах или окружающих телах




по закону сохранения энергии

Q1 = A + Q2

A = Q1 - Q2




η

КПД ( ) – отношение работы, совершенной двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя





η

=

A

Q1


η

=1-

Q2

Q1


Q1 > A Очевидно: холодильник нагревательQ2невозможно Невозможно перевести теплоот более

Слайд 23


Идеальный цикл Сади Карно











1
2
3
4
p
V
+ Q12
Q23= 0
- Q34
Q41

= 0





рабочее тело –
идеальный газ

Т1

Т2


η

Т1 – температура
нагревателя

Т2 – температура
холодильника

=

Т1 – Т2

Т1




8


Т1

Т2

0

η

1






Т1

8

(теплостойкость
материала ограничена)




Т2

0

( практически не может быть ниже tокр.среды )

ДОКАЗАНО:

η

реал.

η

идеал

<



Идеальный цикл Сади Карно 1234pV+ Q12Q23= 0 - Q34 Q41 = 0 рабочее тело –идеальный газТ1Т2

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть