Слайд 1Формирование исследовательской компетентности на уроках физики
Учитель физики
Третьякова Татьяна Владимировна
МБОУ школа № 12 с.Гражданка Анучинского района Приморского края
Слайд 2Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на
творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
От исследовательской деятельности школьники получают творческий импульс или желание расширять собственные горизонты познания, возрастает интерес к предмету.
Слайд 3Модернизация общего образования в целом включает и реформирование физического образования. Физика
как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения, воспитания и развития учащихся, подготовки их к труду и жизни. Оживить процесс обучения, создать атмосферу, сопутствующую поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной, пробудить у учащихся тягу к знаниям поможет решить постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.
Слайд 4Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая
задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении;
развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных.
Слайд 5Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой
познавательной деятельности, развитие теоретических и практических умений, овладение школьниками основами естественнонаучного мировоззрения.
В фундаментальных исследованиях психологов и методистов показано, что учебно-познавательная деятельность, одной из форм которой являются исследования, играет важную роль в развитии учащегося
Слайд 6 Учащиеся с большим увлечением
выполняют ту работу, которая ими выбрана самостоятельно.
Ведь деятельность строится не в русле учебного предмета, а с опорой на увлечения детей. Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. Следует отметить то, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно – ориентированных технологий, одной из которых на уроках физики является исследовательская деятельность.
Слайд 7Необходимо создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие
знания из разных источников.
Таким образом, ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д.
Он проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструирует новые объекты.
Слайд 8Традиционные формы и методы обучения в школе не всегда позволяют создавать
подобные условия и ситуации. Использование исследований на уроках физики позволяет индивидуализировать учебный процесс, что даёт возможность ученикам проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Модернизация обучения направлена не только на глубокое усвоение теоретических основ предмета, но и на достижение методологической компетентности учащихся, т. е. приобретение ими универсальных умений и навыков исследовательской деятельности.
Это и является главной задачей педагога на сегодняшний день.
Слайд 9Формирование исследовательской компетентности позволит учащимся глубже осознать теоретические основы курса физики
и его практическое значение, так как не решаемые, на первый взгляд, проблемы с помощью законов физики станут достаточно простыми.
Слайд 10Целью исследования стало выявление методических условий организации исследовательской деятельности, дающих возможность
учащимся инициировать самостоятельное мышление для повышения качества обучения. Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1.Анализ литературы, нормативных документов по теме исследования.
2.Разработка методики обучения физике, направленной на организацию исследовательской деятельности.
3.Проведение педагогического экспериментального исследования по организации исследовательской деятельности.
4.Разработка методических рекомендаций для учителей и заданий для учащихся, по организации исследовательской деятельности при обучении физике в общеобразовательной школе.
Слайд 11
Виды исследовательской деятельности
Научная исследовательская деятельность
Учебно-исследовательская деятельность
Теоретическая исследовательская деятельность
Экспериментально-исследовательская деятельность
Слайд 12С точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные
исследования.
Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.
Слайд 13Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на
творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Слайд 14Виды учебно-исследовательской деятельности
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью
освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
Слайд 15изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
экспериментально-исследовательский:
проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний
Слайд 16 Экспериментально-исследовательская деятельность
Экспериментально-исследовательские задания – это такие задания, в которых
на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования.
Цель эксперимента - создание условий для развития исследовательского мышления и формирования навыков самостоятельной экспериментальной деятельности. Эксперимент позволяет поднять учащихся на более высокий уровень развития познавательного интереса, так как он связывает теорию с практикой,
показывает применение теоретических
знаний и необходимость их
экспериментального подтверждения.
Слайд 17
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является
проектная исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Эксперимент, в данном случае, служит толчком для создания новых технологий обучения, например, метода проблемного подхода к изучению нового материала. Это дает возможность сформулировать у учащихся активное восприятие темы и получить полное представление о деятельности исследователя на различных этапах его экспериментальной работы.
Слайд 18 Исследовательские задания
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система
исследовательских заданий.
Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему;
решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Слайд 19Познавательные задачи – специально подобранные учебные задачи, которые не должны
быть надуманными, а должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельности на уроке является постановка и решение проблемы.
Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес.
Творческие задачи могут носить форму загадки, составлены на основе необычного и интересного текста, содержат вопрос или задание, ответ на которые требует понимания физического явления.
Слайд 20Урок-исследование.
Физическое явление, изучение которого предусмотрено программой по физике, предлагается для
самостоятельного наблюдения под руководством учителя.
Ход исследования можно представить в виде цепочки:
1.Обоснование темы;
2.Постановка целей и задач
3.Определение объекта и предмета исследования
4.Разработка гипотезы исследования
5.Непосредственно исследования
6.Результаты
7.Оценка полученных результатов и выводы.
Слайд 21Организация исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня
мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне.
Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную деятельность.
В ходе решения исследовательских задач формируются исследовательские умения обучающихся.
Слайд 22В зависимости от уровня сложности и подготовки учащихся выделяются несколько уровней
такого рода обучения.
На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает методы ее решения.
На втором уровне преподаватель только ставит проблему, учащиеся самостоятельно находят методы ее решения.
На третьем уровне учащиеся самостоятельно формулируют проблему и предлагают методы ее решения.
Слайд 23Этапы исследовательской деятельности учащихся
Основные этапы учебного исследования, осуществляемые учащимися:
1.Мотивация исследовательской деятельности.
2.Формулирование
проблемы.
3.Сбор, систематизация и анализ фактического материала.
4.Выдвижение гипотез.
5.Проверка гипотез.
6.Доказательство или опровержение гипотез.
Слайд 24Этап формулирования проблемы – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса.
В идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи.
Однако в реальной школьной практике такое случается далеко не всегда:
для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными.
А поэтому необходим контроль со стороны учителя.
Слайд 25Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной
литературы либо посредством проведения экспериментов, всевозможных наблюдений, измерения физических величин и т.д.
Эксперименты не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Необходимо задать их направление посредством пояснений, чертежей и т.п. Число испытаний должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала.
Слайд 26Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем,
графиков и т.п. –
они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.
Слайд 27Выдвижение гипотез.
Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы точно и лаконично.
Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез. Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки.
Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом.
Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.
Слайд 28Выполнение работы исследовательского характера.
Учащиеся должны сами составлять план и этапы
выполнения эксперимента, определять необходимое оборудование для выполнения работы, ставить задачи и находить пути их решения, делать выводы. Тогда это и будет – исследовательская работа.
Исследовательская деятельность
может быть организована двумя способами. Во-первых, как компонент традиционного учебного процесса,
во-вторых, для педагогического проектирования более эффективного исследовательского метода обучения.
Слайд 29Исследовательские лабораторные работы,
проводимые как индивидуально, так и в группах, могут
проходить по следующему плану:
1. Учитель сообщает проблему, для решения которой проводится лабораторная работа.
2. Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их получают в процессе исследования. Средства для достижения результатов учащиеся выбирают сами, т.е. становятся активными исследователями.
3. Учитель управляет процессом исследований.
Слайд 30Уроки - лабораторные работы преобразованы в
уроки-исследования.
Урок-исследование эффективен
при закреплении,
повторении, обобщении знаний.
Учитель подбирает материал
для наблюдения, планирует определенные этапы работы.
В процессе выполнения исследовательских работ формируется умение самостоятельно ставить эксперимент.
Слайд 31Решение задач на творческое применение знаний детьми развивает у детей познавательный
интерес, умение ставить перед собой цель, определять план действий; уровень знаний; воображение, абстрактное мышление; анализ, синтез; авторство.
Использование учителем творческих заданий является одним из основных условий создания единого учебного пространства на уроках физики и вне его,
а также формирование одной из основных ключевых компетенций у учащихся – исследовательской.
Слайд 32Используемая литература:
1. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно- исследовательской
деятельности .
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
3.Рузавин Г.И. Методы научного исследования.
4.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
5.Интернет ресурсы.