Слайд 1Интегрированный урок :физика и литература по теме :
« Литературное представление
о работе сил»
(на примере басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и русской народной сказки «Репка».
Цель урока : в интересной форме познакомить учащихся с биографией русского писателя, баснописца И.А. Крылова, разобрать басню «Лебедь, Щука и Рак» и русскую народную сказку «Репка». Интерпретировать их в связи с понятием физической величины «Сила»
Слайд 2Об авторе
Крылов Иван Андреевич (1769-1844), русский писатель, баснописец, академик Петербургской АН
(1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789) и другие. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809-43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни Крылова «... книгой мудрости самого народа».
Слайд 3Из автобиографии
Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье
бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 — 1788 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.
Слайд 4Из автобиографии
В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший
традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести "Каиб" аллегорически представлен произвол и лживый либерализм тоталитарного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.
В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.
После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" — остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.
Слайд 5Из автобиографии
В 1801 Крылов завершил комедию "Пирог", поставленную в Петербурге и
в Москве.
В 1806 возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи, написал комедии "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807). В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
8 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
Слайд 6Басня Крылова «Лебедь рак и щука»
Когда в товарищах согласья нет,
На
лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Слайд 7Работа силы
Когда человек действует с определенной
силой на движущееся тело, то
мы говорим, что он совершает работу.
Работа совершается в природе всегда, когда на какое- либо тело (воз) в направлении его движения или против него действует сила (или несколько сил) со стороны другого тела(других тел).
Лебедь, Рак и Щука совершают работу по преодолению силы трения покоя. В свою очередь ,сила трения ,совершает работу действующая на воз со стороны воздуха.
А=F r cos a
Работа силы равна произведению модулей силы и перемещения точки приложения силы и косинуса угла между ними.
Слайд 8Рассмотрим работу нескольких сил действующих на повозку
Если α
0
(работа лебедя)
Если α >90º; А ? 0
Если α =90º; А ?
Слайд 9Равнодействующая сил
В нашем случае на воз действует одновременно три силы, стремящиеся
везти с поклажей воз. Какие это силы ?
То равнодействующая сила будет равна сумме проекций отдельных сил.
А чему же будет равна полная работа ?
А=
Слайд 10 По третьему закону Ньютона:
Следовательно А=0
Как бы они не старались
сдвинуть воз , он всё равно будет находиться в состоянии покоя.
Слайд 11Один из примеров
Мы видим, что равнодействующая сила тоже равна нулю.
Fр=F1+F2+F3=0
Попробуйте доказать
самостоятельно.
Слайд 13Чему равна работа действующих на шар сил ?
Слайд 14 Вот так мы встречаемся с действием сил когда играем
Слайд 17Тянет, потянет, вытянуть не может
Слайд 22Позвала жучка, кошку…
Позвала кошка, мышку…
Слайд 25Рефлексия
“ Пятерочка “
Вам предлагается на листе бумаги обвести свою руку.
Каждый палец
– это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
А какая ваша позиция ?