Слайд 1 Семинар учителей физики :
«Оценивание в условиях введения требований нового Федерального
государственного образовательного стандарта: критериальное оценивание-
методика «Карты понятий».
Байкальск ,
апрель2017
Слайд 2Цель использования методики:
определить , насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего
предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал
Слайд 3Карта понятий состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны
линиями(линками), фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному.
Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;
3) оценить сложность установленных учеником структурных взаомосвязей
Слайд 6 Алгоритм составления карты
1. Определить тему, по которой будет составляться карта;
2.
Определить перечень основных понятий или предложить сделать самим;
3. Установить связи между понятиями и отметить их стрелочками.
4. Сделать надписи, поясняющие характер связей между отдельными понятиями;
5. При необходимости дополнить карту новыми понятиями, постепенно расширяя и углубляя охват темы;
6.Защита карты понятий.
Слайд 7Карта также может быть результатом :
общей работы группы учеников;
парной работы(составление в
паре);
индивидуальной работы одного ученика.
Карта может составляться вместе со всем классом в ходе одного или нескольких уроков. Постепенно расширяется круг входящих в карту понятий и пристраиваются новые связи между понятиями.
Слайд 8 Составление карт в группе:
иногда у учеников возникают серьезные затруднения, когда
они впервые сталкиваются с таким заданием, как составление карты понятий:
надо предложить им выполнять картирование в группах по 3–4 человека. Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. В результате они прикладывают усилия, чтобы договориться о значении понятий, пытаются расширить свое понимание и зафиксировать разные точки зрения. Результат этого процесса- систематизация и повторение учебного материала
Слайд 9Варианты использования данной методики :
Выборочное заполнение карты понятий.
Возможно сделать карту
и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлечённые из карты понятия надо поместить в список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки.
Слайд 11Карта для выборочных понятий. Можно приготовить список из 10–20 понятий и
попросить учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области.
Слайд 13Картирование-выращивание. Рассмотрим вариант, известный как «микрокартирование». Учитель задает маленькую сеть, объединящую
всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.
Слайд 15Направленный выбор при составлении карт.
Учитель предлагает ученикам список, включающий 20
понятий, из которого они долж- ны выбрать 10 понятий и построить карту.
Эта работа повторяется через какой-то период времени.
Преподаватель фокусирует внимание на том, какие понятия появились на карте, а какие исчезли. Предполагается, что эти изменения систематизируют понятийные связи учеников.
Слайд 16Простые механизмы, механическая работа, кпд, рычаг ,винт, подвижный(неподвижный) блок, наклонная плоскость,
ватт, кинетическая энергия, ворот, клин, проигрыш(выигрыш )в силе, преобразование силы, потенциальная энергия, мощность…
Слайд 18Оценивание составленной «Карты понятий» может осуществляться в баллах:
1 балл даётся
за каждую правильно установленную связь (если связь установлена верно) между двумя соседними понятиями;
5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень;
10 баллов – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк);
дополнительно 1 балл начисляется за каждый пример.
Слайд 19Пример подсчета баллов за составление «Карты понятий».
Слайд 20Общие критерии оценки «Карты понятий»
полнота карты или количество включённых в
неё правильных понятий;
установленные и точно прописанные связи;
выделенные уровни иерархии понятий;
установление связей не между ближайшими, а отдалёнными в теме и пространстве карты понятиями;
связь понятий с жизненными примерами.
Слайд 22Основным принципом описанной методики является противопоставление осмысленного и механического усвоения знаний.
Осмысленное усвоение происходит, когда новые знания на основании существенных (неслучайных) связей сознательно и целенаправленно соотносятся со знаниями уже существующими внутри определённой рамочной структуры данной темы.
В механическом (основанном на запоминании) усвоении новые понятия просто добавляются случайным образом к уже имеющимся на основе буквального копирования. В результате такого усвоения возникают слабые и легко разрушающиеся понятийные структуры.