Слайд 1Основные характеристики генератора постоянного тока
Слайд 2ЭДС генератора постоянного тока
СЕ – постоянная конструктивная величина машины
n- число оборотов
в минуту якоря машины (скорость вращения якоря)
Ф – магнитный поток одного полюса машины
Слайд 3Регулирование ЭДС генератора постоянного тока
Чаще регулировку ЭДС (напряжения) производят изменением магнитного
потока, который зависит от тока в обмотке возбуждения.
В цепь обмотки возбуждения включают реостат, изменяя сопротивление которого, изменяется и ток возбуждения.
Слайд 4Напряжение
Напряжение на выводах генератора меньше его ЭДС на величину падения напряжения
в цепи якоря
Падение напряжения в цепи якоря очень маленькое, так как сопротивление обмотки якоря мало. Поэтому напряжение генератора бывает лишь незначительно меньше его ЭДС
Слайд 5Мощность
Мощность, отдаваемая генератором во внешнюю цепь
UГ – напряжение на зажимах генератора
(В)
I- ток во внешней цепи (А)
Слайд 6Мощность
Мощность, отдаваемая генератором, всегда меньше мощности, затрачиваемой на вращение якоря и
возбуждение, т.к. внутри генератора происходят потери энергии.
К этим потерям относятся механические потери (трение в подшипниках, трение коллектора о щетки), потери на нагрев проводов обмотки якоря и обмотки возбуждения, магнитные потери и т. д.
Слайд 7Основные характеристики двигателя постоянного тока
Слайд 8Электромагнитный вращающийся момент
М - электромагнитный момент, создаваемый в результате взаимодействия вращающего
магнитного поля с током в роторе (Н*м)
СМ – коэффициент, зависящий от конструктивных особенностей двигателя
Ф – магнитный поток (Вб)
IЯ – ток в якоре (А)
Слайд 9Напряжение
Напряжение, необходимое для работы двигателя
Слайд 10Частота (скорость) вращения двигателя
Скорость вращения двигателя можно регулировать изменяя сопротивление якоря,
питающее напряжение и магнитный поток
Слайд 11КПД
Р2 – полезная мощность двигателя (Вт)
Р1 – потребляемая мощность двигателя (Вт)
Слайд 12Способы включения обмотки возбуждения
Для создания рабочего магнитного потока в генераторе
по обмотке его главных полюсов пропускают ток, называемый током возбуждения.
От способа включения цепи возбуждения по отношению к якорю зависят все рабочие характеристики машин постоянного тока
Слайд 13Способы включения обмотки возбуждения
Машина с независимым возбуждением
Обмотка возбуждения ОВ подключена
к независимому источнику энергии
Ток в ней не зависит от напряжения на якоре машины
Главный магнитный поток не зависит от нагрузки машины
Слайд 14Способы включения обмотки возбуждения
Машина с параллельным возбуждением
Обмотка возбуждения ОВ подключена
параллельно к цепи якоря
Ток возбуждения во много раз меньше тока якоря
Обмотка возбуждения должна обладать достаточно большим сопротивлением (большое количество витков)
Главный магнитный поток постоянен и не зависит от условий нагрузки машины
Слайд 15Способы включения обмотки возбуждения
Машина с последовательным возбуждением
Обмотка возбуждения ОВ подключена
последовательно к цепи якоря
Ток возбуждения равен току в цепи якоря
Обмотка возбуждения должна обладать малым сопротивлением (малое количество витков)
Главный магнитный поток меняется в зависимости от нагрузки машины
Слайд 16Способы включения обмотки возбуждения
Машина со смешанным возбуждением
На каждом полюсном сердечнике
расположены две обмотки, одна из которых подключена параллельно якорю (основная). Ее ток возбуждает главное магнитное поле
Вторая обмотка лишь дополнительно воздействует на это поле.
В зависимости от характеристик этих обмоток машина может быть как машиной с параллельным возбуждением, так и машиной с последовательным возбуждением.
Слайд 17Реакция якоря
При работе МПТ в режиме холостого хода ток в обмотке
якоря практически отсутствует, в машине действует только магнитодвижущая сила обмотки возбуждения.
Магнитное поле при этом симметрично относительно оси главных полюсов.
Слайд 18Реакция якоря
Если машину нагрузить, то в обмотке якоря появится ток, который
создаст свое магнитное поле.
Поле якоря, воздействуя на магнитное поле полюсов, изменяет и искажает его.
Воздействие поля, создаваемого током в якоре при нагрузке машины, на магнитное поле полюсов называется реакцией якоря.
Слайд 19Реакция якоря
С увеличением нагрузки на машину ток в якоре растет, следовательно
растет магнитное поле, создаваемое обмоткой якоря и растет влияние реакции якоря на работу машины.