Слайд 1Мастер – класс.
«Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент».
«Без сомнения,
все наше знание начинается с опытов».
(Кант Эммануил - немецкий философ 1724-1804г.г)
Слайд 2С. Л. Рубинштейн - психолог
«Начальным элементом процесса мышления, как правило, является
проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда возникает потребность что-то понять. Мышление, как правило, начинается с проблемы или вопроса, с удивление или противоречия. Процесс мышления всегда направлен на решение какой-нибудь задачи».
Слайд 3Проблемная ситуация
- характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе
выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия.
Слайд 4Способы создания проблемных ситуаций:
Проблемная ситуация, связанная с невозможностью выполнить задание (ситуация
опровержения).
Проблемная ситуация, связанная с противоречием между жизненным опытом учащихся и научными знаниями (ситуация несоответствия).
Проблемная ситуация, связанная с процессом познания, т.е. с противоречием между ранее полученными знаниями и новыми (ситуация неожиданности).
Проблемная ситуация, связанная с предъявленными противоречивыми фактами (ситуация противоречия, конфликта).
Проблемная ситуация, связанная с противоречием самой объективной реальности (ситуация предположения).
Проблемная ситуация, связанная с недостаточностью данных для получения однозначного ответа (ситуация неопределённости).
Слайд 5При изучении атмосферного давления провожу следующие опыты:
“Достань монетку не замочив руки,
используя только стакан”. Положите монету на большую плоскую тарелку, налейте столько воды, чтобы она покрыла монету, и попробуйте взять её прямо руками, не замочив пальцы.
Объясни! Налейте полную бутылку воды и толстой иглой сделайте в ней прокол. Вода не выливается. Что нужно сделать, чтобы вода вытекла?
Слайд 6При изучении явления инерции:
Волшебная монета. На пустой стакан положите открытку, а
на открытку – монету. Щелчком выбейте открытку. Монета упадет в стакан.
Слайд 7При изучении видов теплопередачи:
Вертящаяся змейка. Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть
её немного и посадить на конец изогнутой проволоки. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.
Кипение жидкости в руках. Мензурку, наполненную водой, нагревает у верхней поверхности жидкости. Вода закипит, а наши руки не почувствуют увеличения температуры воды.
Слайд 8При изучении взаимодействия молекул:
«Стакан - непроливайка». Стакан до краёв заполнить водой.
Пластиковую пластину надвинуть на стакан сбоку, чтобы её поверхность со всех сторон покрывала край стакана и чтобы по возможности исключить попадание в него воздуха. Ладонью плотно прижать пластину к стакану. Другой рукой взять стакан сбоку и поднять. Быстрым движением перевернуть стакан вверх дном и удерживать в этом положении. При этом продолжать прижимать пластину ладонью. Лишь когда пластина примет горизонтальное положение, можно убрать ладонь движением вниз.
Слайд 9При изучении электрических явлений:
Волшебный шарик. Надуйте воздушный шарик, завяжите ниткой и
потрите о волосы. Затем поднесите его к нарезанным маленьким бумажкам. Бумажки начнут прилипать к шарику.
Слайд 10При изучении реактивного движения:
Летающий шарик. Надуйте шарик и отпустите. Шарик начнет
летать по классу
Слайд 11При изучении равновесия тел:
Встаньте! Сядьте же так, Чтобы спина касалась спинки
стула, а ноги поставьте на пол под прямым углом. А теперь попробуйте встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед.
Слайд 12При изучении дифракции волн:
Свеча за бутылкой. Поставить зажженную свечу позади бутылки,
а самому стать так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см. Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.
Слайд 13Результаты применения технологии:
Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся.
Увеличился процент
учащихся, выбирающих предмет физики для сдачи итоговой государственной аттестации в форме ОГЭ.
Растет познавательный интерес к предмету.
Активизируется творческая деятельность обучающихся.
Слайд 14Спасибо за внимание!
Желаю всем удачи!