Слайд 1
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием элементов системно- деятельностного
подхода
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Слайд 2Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся со строением полупроводников, их собственной проводимостью и
применением полупроводниковых приборов
Развивающая: продолжить формирование ИКТ технологий, развитие познавательного интереса через организацию фронтального эксперимента, развитие умений делать выводы и обобщения
Воспитательная: содействовать воспитанию самостоятельности и ответственности
Слайд 3План урока
Актуализация знаний и целеполагание
Изучение строения полупроводников и их собственной проводимости
Практическая
работа по группам
Обсуждение результатов работ, выводов, сделанных учениками.
Сообщения –презентации учащихся о применениях термистеров, фоторезисторов, фотоэлементов, диодов и транзисторов.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание
Слайд 4Актуализация знаний и целеполагание
1. Что такое электрический ток?
2. Каковы условия существования
электрического тока?
3. Что такое проводник электричества?
4. Что такое диэлектрик?
5. Существует ещё один класс веществ, который называют полупроводниками. Почему их так называют?
6. Как вы думаете, какой должна быть тема сегодняшнего урока и какую цель мы перед ним поставить?
Слайд 6Полупроводники и полупроводниковые приборы
8 класс
УМК Генденштейна
Слайд 8Si
Si
Si
Si
Si
Si
Si
Si
Si
Строение полупроводников
Слайд 9Si
Si
Si
Si
Si
Si
Si
Si
Si
-
-
-
-
Собственная проводимость
Слайд 10Собственная проводимость
осуществляется
электронами
дырками
Слайд 11Группа 1
Наблюдение зависимости сопротивления полупроводника от температуры.
Цель работы: экспериментально исследовать зависимость
сопротивления полупроводника от температуры на примере терморезистора (термистора).
Оборудование: источник питания, ключ, резистор 68 Ом, терморезистор в герметичной оболочке, миллиамперметр до 5 mA, химический стакан.
Указания к работе:
Соберите установку в соответствии со схемой на рисунке.
Заполните стакан горячей водой, погрузите в неё термистера.
Наблюдайте за тем, как меняется положение стрелки миллиамперметра по мере нагревания термистера.
Сделайте вывод о том, как меняется сопротивление полупроводника при его нагревании (охлаждении).
Слайд 12
Группа 2
Наблюдение преобразования энергии света в электрический ток с помощью фотоэлемента
Цель
работы: провести наблюдение преобразования энергии света в электрический ток с помощью фотоэлемента
Оборудование: источник питания, ключ, лампа, фотоэлемент, миллиамперметр до 5 mA,.
Указания к работе:
Соберите электрическую цепь питания лампы по рисунку №1
Присоедините выводам фотоэлемента миллиамперметр до 5 mA так, чтобы положительный вывод фотоэлемента подключался к положительной клемме миллиамперметра.
Расположите лампу на расстоянии 10 см напротив фотоэлемента, сняв с него защитную пластину.
Приближая лампу к фотоэлементу, наблюдайте за отклонением стрелки миллиамперметра.
Сделайте вывод о том, как меняется величина генерируемого тока от освещённости фотоэлемента
Слайд 13
Группа 3
Наблюдение односторонней проводимости полупроводниковых светодиодов.
Цель работы: экспериментально проверить свойство односторонней
проводимости полупроводниковых диодов на примере работы светодиода.
Оборудование: источник питания, ключ, светодиод с резистором.
Указания к работе:
1.Подключите к источнику питания плату светодиода с резистором в прямом направлении, так как изображено на схеме 1.
2. Подключите к источнику питания плату светодиода с резистором в обратном направлении , так как изображено на схеме 2.
3. Сделайте вывод о том, в каком случае светодиод излучает свет.
Слайд 14
Группа 4
Работа транзистора в режиме электронного ключа
Цель работы: изучение работы транзистора
в режиме электронного ключа
Оборудование: источник питания, ключ, лампа, R1 резистор 10 кОм, R2 резистор 1 кОм, транзистор
Указания к работе:
Соберите электрическую цепь, представленную на рисунке, первоначально без подключения резистора R2. То есть последовательно соедините ключ, лампу, R1 резистор, транзистор и источник питания, так, чтобы «+» полюс источника соединялась с вводом Э (эмиттером) у транзистора. Замыкая ключ, убедитесь в том, что тока в цепи нет.
Подключите выводы резистора R2. : один к выводу транзистора Б (база), другой к «+» полюсу источника тока.По отсутствию свечения лампы убедитесь в том, что тока в цепи транзистора по прежнему нет.
Переключите левый по схеме вывод резистора R2. к «-» полюсу источника тока и пронаблюдайте горение лампы.
Можете повторить опыты по переключению левого по схеме вывода резистора R2. то к «-» то к «+» полюсам источника тока.
Сделайте вывод о работе транзистора.
Слайд 15
Обсуждение результатов работ, выводов, сделанных учениками.
Сообщения с мультимедийными презентациями учащихся о
применениях термистеров, фоторезисторов, фотоэлементов, диодов и транзисторов
Слайд 17Демонстрация односторонней проводимости полупроводникового диода
Слайд 18Микросхема
Совокупность полупроводниковых диодов, резисторов, транзисторов.
Выполнена на микронном уровне.
Некоторые микросхемы содержат до
55 млн. транзисторов.
Потребляет гораздо меньше электричества и имеет гораздо меньшие размеры, чем соответствующее количество обычных транзисторов.
Слайд 19Какие свойства полупроводников легли в основу изготовления полупроводниковых приборов
Односторонняя проводимость полупроводникового
перехода
Зависимость сопротивления от температуры
Зависимость сопротивления от интенсивности падающего излучения
Способность преобразовывать световую энергию в электрическую
Способность преобразовывать электрическую энергию в световую
Слайд 20Решите задачи (устно):
Сборник задач: №18.9; 18.12; 18.17
Слайд 21А
+
_
0
1
2
3) По результатам опыта определите, из какого вещества изготовлено тело:
а)
металлического проводника;
в) полупроводника?
?
2) Какой опыт проводят на установке?
1) Из каких элементов состоит электрическая цепь?
Слайд 22Домашнее задание
§ 17, сборник задач: №18.10; 18.13; 18.15; или 18.18;18.20; 18.21