Слайд 1Безопасность дорожного движения
через призму физики
Урок контроля и коррекция знаний, умений
и навыков учащихся 10 класса по физике.
Разработчик:
учитель физики
МБОУ «СОШ № 17»
Г.Краснотурьинска
I квалификационная категория
2014-2015 у.г.
Слайд 2Цели урока:
Показать, как знания физики помогают сделать нашу жизнь безопасной.
Выявить уровень
усвоения учащимися материала изученного ранее.
Создать условия для демонстрации УУД в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях.
Слайд 3Задачи урока:
Общеобразовательные:
повторение законов двух разделов физики школьного курса: механика и
оптика;
решение качественных и количественных задач, связанных с дорожным движением;
формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
Воспитательные:
способствовать формированию ответственности за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом;
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
активизировать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;
выработать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения;
расширить кругозор учащихся.
Развивающие:
развивать интерес к предмету физики, способность слушать, анализировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать, делать выводы;
обогатить словарный запас.
Слайд 5Структура урока:
сообщение учащимися цели урока;
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые
потребуются для выполнения предложенных заданий;
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом.
Слайд 6Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Материальная точка (тело) сохраняет
состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не заставит её (его) изменить это состояние.
Для чего необходимо пристегиваться ремнями безопасности?
I закон Ньютона (закон инерции)
Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?
Слайд 7Что такое «дистанция безопасности», и «тормозной путь»?
Дистанция безопасности – это наименьшее
расстояние, которое пройдет автомобиль до остановки с момента появления препятствия в поле зрения водителя.
Тормозной путь автомобиля – расстояние, проходимое автомобилем с момента действия тормозной системы в полную силу до остановки автомобиля.
Слайд 8Практическая работа
«Определение время реакции человека»
Цель: определить время реакции юноши и
девушки, определить, как оно зависит от физической нагрузки и отвлеканием на разговоры.
Оборудование: линейка.
Ход работы.
1.Испытуемый держит ладонь на расстоянии 1-2 см напротив нулевой отметки линейки.
2.Учитель запускает секундомер и отпускает линейку.
3.Испытуемый стремиться как можно быстрее прижать линейку к стене.
4.По расстоянию h, которое пролетит линейка, вычисляют время реакции испытуемого t=√2h/g.
5.Затем испытуемый делает 20-30 приседаний и повторяет тест.
6.Сравнивают результаты.
Слайд 9Результаты:
Выводы:
1. после физической нагрузки время реакции человека увеличилось.
2. посторонние разговоры
увеличивают время реакции водителя.
Слайд 10Тормозной путь и от чего он зависит
Работа силы трения равна изменению
кинетической энергии
Кинетическая энергия зависит от скорости
Сила трения зависит от коэффициента трения и массы
Работа равна силе умноженной на перемещение
Так как правые части 2 и 4 уравнения равны, получаем:
Тормозной путь зависит от начальной скорости и коэффициента трения
Слайд 11Тормозной путь на разном дорожном покрытии
Слайд 12для чего у автомобиля сбоку от водителя укреплены небольшие зеркала?
Вывод: выпуклое
зеркало дает больший обзор видимости водителю. Наличие зеркал позволяет обезопасить автотранспорт и людей.
Слайд 13Практическая работа «Зависимость тормозного пути от состояния дорожного покрытия».
Цель: выяснить
зависимость тормозного пути от состояния дорожного покрытия.
Оборудование и материалы: наждачная бумага, металлическая пластина, стекло, динамометр, деревянный брусок.
Ход работы.
1.Чтобы определить зависимость тормозного пути от состояния дорожного покрытия, я двигал деревянный брусок равномерно по разным поверхностям.
2. Измерял с помощью динамометра значение силы трения.
3. Результаты измерений записывал в таблицу и сравнивал полученные значения.
Слайд 14Результаты опыта
Вывод: тормозной путь при движении по асфальту наименьший.
Слайд 17Освещенности, воспринимаемые человеческим глазом
Вывод: яркости, воспринимаемые глазом, различаются в миллиарды раз
Недостаток
человеческого глаза: очень медленно приспосабливается к изменению яркости. При внезапном переходе со света в темноту (или наоборот) люди практически ничего не видят. Эта «слепота» может продолжаться около 30 секунд!
Слайд 18Тест «Правила дорожного движения».
1. Почему в населенных пунктах существуют ограничения на
скорость движения транспорта?
А) Так положено.
Б) Чтобы можно было быстро остановиться перед пешеходным, переходом или на перекрёстке
В) Чтобы сотрудники ГАИ успели записывать номера машин.
2. Какие места на дорогах требуют особого внимания от водителя?
А) Нет таких мест на дорогах.
Б) Площадки около школ, детсадов и пр.
В) Ровная, хорошо освещенная дорога.
3. Как зависит длина тормозного пути от скорости движения?
А) Чем больше скорость, тем меньше тормозной путь.
Б) Чем больше скорость, тем больше тормозной путь.
В) Тормозной путь от скорости движения не зависит.
4. По какой стороне дороги должен двигаться пешеход, если нет тротуара?
А) По правой, параллельно направлению движения транспорта.
Б) По левой, навстречу направлению движения транспорта.
В) Не имеет значения.
5. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
А) С 12 лет.
Б) С 14 лет.
В) С 16 лет.
6. Можно ли перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
А) Можно, если быстро бегаешь.
Б) Ни один автомобиль мгновенно остановиться не может.
Слайд 19Задачи дорожной тематики
1. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в
среднем 0.8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).
2. Какой путь пройдет за 5 с автобус, если его скорость была 60 км/ч? (Автобус проехал за это время путь, равный 83 м).
3. В начале участка шоссе стоит дорожный знак " 30 км/ч«. Нарушил ли правила движения водитель автомобиля, равномерно прошедшего участок дороги длиной 1,8 км за 4 мин? (Не нарушил, т. к. скорость автомобиля была 27 км/ч).
4. Поезд двигался со скоростью 72 км/ч. Найти время торможения, если известно, что тормозной путь был равен 800м. (80с).
5. Какое расстояние должен пройти автобус от остановки, чтобы его скорость возросла до 36 км/ч, если для удобства пассажиров ускорение не должно превышать 1.2м/с2. (42м).
6. Ножной тормоз грузового автомобиля считается исправным, если при торможении автомобиля, движущегося со скоростью 30 км/ч по сухой и ровной дороге, тормозной путь не превышает 9.0м. Найти соответствующее этой норме тормозное ускорение. (3.9м/с2).
Слайд 21Посещение ГИБДД ММО МВД РФ «Краснотурьинский»
Слайд 22Наиболее распространенные причины нарушения
правил дорожного движения.
1.нарушение скоростного режима водителями,
2.нарушение
очередности проезда,
3.выезд на полосу встречного движения,
4.нарушение правил обгона,
5.нарушение правил перестроения,
6.нарушение правил проезда через пешеходные переходы,
7.нарушение требований сигнала светофора,
8.нарушение требований дорожных знаков и линий разметок.
Слайд 24Подведение итогов:
С каждым годом на наших дорогах растет травматизм, обусловленный незнанием
или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:
переход дороги на запрещающий сигнал светофора;
внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
переход дороги пред близко движущимся транспортом;
нарушение правил езды на велосипеде; игра на дороге.
Следует знать и выполнять правила дорожного движения, быть внимательными и дисциплинированными.