Слайд 1
Доклад на тему:
«Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения школьного
курса физики».
Подготовила учитель физики МБОУ «Красновидовская ООШ»
Букушкина Е.М.
Красновидово 2014 г.
Слайд 2Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”,
обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Главной задачей педагогов - это усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов обучающихся воспитанников, вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности.
Слайд 3Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) на уроках
физики.
2.1. Личностные универсальные учебные действия.
Личностными результатами обучения физике являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация образовательной деятельности обучающихся воспитанников на основе личностно-ориентированного подхода;
6) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения.
Слайд 4Великий итальянский физик Г. Галилей - основоположник научного метода
в исследовании
явлений природы, выделил 4 этапа в его развертывании:
• Приобретение чувственного опыта при изучении группы явлении;
• Выдвижение гипотезы, позволившей объединить наблюдения и факты и связать их в некую модель;
• Математическое развитие гипотезы или нахождение логических следствий;
• Опытная проверка гипотезы (совершается открытие новых физических законов и явлений).
Личностным результатом обучения физике становится убежденность обучающихся в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как
к элементу общечеловеческой культуры. На этой
стадии понимания ученик начинает рассматривать
причины открытия, происхождение изучаемого
явления, постигая законы, лежащие в основе
этого явления, предвидит различные следствия,
вытекающие из этих законов. При этом он видит
закономерность изучаемого явления, целостную
картину окружающего мира.
Слайд 52.2. Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей деятельности,
к ним относятся:
целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона;
оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия.
Слайд 6Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении
экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя.
1. Закрепите желоб в штативе и установите наклон желоба таким, чтобы шарик проходил всю длину желоба. Используя имеющие знания, определите:
а) ускорение шарика; б) скорость шарика в конце желоба.
Укажите, как меняется следующие величины при движении шарика вверх по желобу: а) скорость; б) ускорение; в) потенциальная энергия; г) импульс; д) кинетическая энергия е) полная механическая энергия в реальных условиях (с учетом трения); ж) полная механическая энергия в идеальных условиях (без учета трения).
Задача 2. Соберите электрическую цепь из источника тока, реостата, лампочки, амперметра, ключа, соединив их последовательно. Подсоедините вольтметр параллельно лампочке. Замкнув электрическую цепь, произведите необходимые измерения и расчеты. Запишите: а) силу тока; б) напряжение на лампочке; в) мощность тока в лампе; г) работу совершенную электрическим током в лампе за 10 с; д) количество теплоты, выделенное в лампе за 10с.; е) начертите схему собранной электрической цепи.
Задача 3. Проверьте, измениться ли температура воды и как, если в ней растворить соль. Объяснить явление.
Приборы и материалы: стакан с водой, соль, термометр.
Слайд 72.3. Познавательные универсальные учебные действия.
Метопредметные УУД включают:
Развитие общеучебных УУД на
уроках физики предусматривает:
• формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Универсальные логические действия.
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).
Слайд 8Схема «рождающаяся» на глазах, воспринимается ими, как результат собственного труда, лучше
запоминается и в дальнейшем используется как справочная. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых заданий. Такие схемы помогают освоить основной материал. Слабоуспевающие обучающиеся, вначале используют схему, как опору. С ее помощью можно воспроизвести материал, ответить на вопросы учителя, учитывая логические связи и зависимости по стрелкам, вписать в нее информацию, воспроизвести схему (ОК) по памяти, выписать обозначения всех физических величин, встречающихся на схеме (ОК) и их единицы. Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником, повышается активность обучающихся воспитанников, растет интерес к предмету.
Слайд 92.4. Коммуникативные универсальные действия.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию
обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Видами коммуникативных действий являются:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
• постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.
Элементы формирования коммуникативной УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок – конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).
Слайд 10Говоря о формировании у обучающихся универсальных учебных действий, мы говорим об
умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных компетенций. А степень участия в самостоятельной деятельности обучающихся воспитанников и руководство остаётся за учителем.
Таким образом, основная цель учителя - научить детей самостоятельно добывать знания.
Уроки физики: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности учеников.
Слайд 11Проверка и оценка домашней (контрольной) работы.