Презентация, доклад к ШМО на тему Формирование универсальных учебных действий  в процессе изучения школьного курса физики

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.  Обучение физике начинается в период, когда ребёнок

Слайд 1


Доклад на тему:
«Формирование универсальных учебных действий  в процессе изучения школьного

курса физики».



Подготовила учитель физики МБОУ «Красновидовская ООШ»
Букушкина Е.М.



Красновидово 2014 г.
Доклад на тему: «Формирование универсальных учебных действий  в процессе изучения школьного курса физики». Подготовила учитель физики МБОУ

Слайд 2Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”,

обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. 
Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Главной задачей педагогов - это усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов обучающихся воспитанников, вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности. 
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не

Слайд 3Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) на уроках

физики.

2.1. Личностные универсальные учебные действия. 
Личностными результатами обучения физике являются:  1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;  2) убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;  3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;  4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;  5) мотивация образовательной деятельности обучающихся воспитанников на основе личностно-ориентированного подхода;  6) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения. 
Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) на уроках физики.2.1. Личностные универсальные учебные действия.  Личностными

Слайд 4Великий итальянский физик Г. Галилей - основоположник научного метода
в исследовании

явлений природы, выделил 4 этапа в его развертывании:  • Приобретение чувственного опыта при изучении группы явлении;  • Выдвижение гипотезы, позволившей объединить наблюдения и факты и связать их в некую модель;  • Математическое развитие гипотезы или нахождение логических следствий;  • Опытная проверка гипотезы (совершается открытие новых физических законов и явлений).  Личностным результатом обучения физике становится убежденность обучающихся в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как
к элементу общечеловеческой культуры. На этой
стадии понимания ученик начинает рассматривать
причины открытия, происхождение изучаемого
явления, постигая законы, лежащие в основе
этого явления, предвидит различные следствия,
вытекающие из этих законов. При этом он видит
закономерность изучаемого явления, целостную
картину окружающего мира. 
Великий итальянский физик Г. Галилей - основоположник научного метода в исследовании явлений природы, выделил 4 этапа в

Слайд 52.2. Регулятивные универсальные учебные действия.  Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей деятельности,

к ним относятся:  целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;  планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона;  оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;  волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия. 
2.2. Регулятивные универсальные учебные действия.  Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей деятельности, к ним относятся:   целеполагание,

Слайд 6Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении

экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.  При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя. 

1. Закрепите желоб в штативе и установите наклон желоба таким, чтобы шарик проходил всю длину желоба. Используя имеющие знания, определите:  а) ускорение шарика; б) скорость шарика в конце желоба.  Укажите, как меняется следующие величины при движении шарика вверх по желобу: а) скорость; б) ускорение; в) потенциальная энергия; г) импульс; д) кинетическая энергия е) полная механическая энергия в реальных условиях (с учетом трения); ж) полная механическая энергия в идеальных условиях (без учета трения). 
Задача 2. Соберите электрическую цепь из источника тока, реостата, лампочки, амперметра, ключа, соединив их последовательно. Подсоедините вольтметр параллельно лампочке. Замкнув электрическую цепь, произведите необходимые измерения и расчеты. Запишите: а) силу тока; б) напряжение на лампочке; в) мощность тока в лампе; г) работу совершенную электрическим током в лампе за 10 с; д) количество теплоты, выделенное в лампе за 10с.; е) начертите схему собранной электрической цепи. 
Задача 3. Проверьте, измениться ли температура воды и как, если в ней растворить соль. Объяснить явление.  Приборы и материалы: стакан с водой, соль, термометр. 
Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и

Слайд 72.3. Познавательные универсальные учебные действия.  Метопредметные УУД включают:  Развитие общеучебных УУД на

уроках физики предусматривает:  • формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.  Универсальные логические действия.  В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д). 
2.3. Познавательные универсальные учебные действия.  Метопредметные УУД включают:   Развитие общеучебных УУД на уроках физики предусматривает:  •

Слайд 8Схема «рождающаяся» на глазах, воспринимается ими, как результат собственного труда, лучше

запоминается и в дальнейшем используется как справочная. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых заданий. Такие схемы помогают освоить основной материал. Слабоуспевающие обучающиеся, вначале используют схему, как опору. С ее помощью можно воспроизвести материал, ответить на вопросы учителя, учитывая логические связи и зависимости по стрелкам, вписать в нее информацию, воспроизвести схему (ОК) по памяти, выписать обозначения всех физических величин, встречающихся на схеме (ОК) и их единицы. Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником, повышается активность обучающихся воспитанников, растет интерес к предмету. 
Схема «рождающаяся» на глазах, воспринимается ими, как результат собственного труда, лучше запоминается и в дальнейшем используется как

Слайд 92.4. Коммуникативные универсальные действия.  Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию

обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;  Видами коммуникативных действий являются:  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;  • постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера;  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.  В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.  Элементы формирования коммуникативной УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок – конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений). 
2.4. Коммуникативные универсальные действия.  Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей,

Слайд 10Говоря о формировании у обучающихся универсальных учебных действий, мы говорим об

умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных компетенций. А степень участия в самостоятельной деятельности обучающихся воспитанников и руководство остаётся за учителем.  Таким образом, основная цель учителя - научить детей самостоятельно добывать знания. 

Уроки физики: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности учеников. 


Говоря о формировании у обучающихся универсальных учебных действий, мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят

Слайд 11Проверка и оценка домашней (контрольной) работы.

Проверка и оценка домашней (контрольной) работы.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть