Слайд 1О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок
трудных,
И гений – парадоксов друг…
А. С. Пушкин
Слайд 2В объективе – физика. Тепловые явления.
Слайд 3Цели:
повторить понятия: внутренняя энергия, способы теплопередачи, виды агрегатных состояний вещества;
повторить
в чём состоит сущность явлений плавления, кристаллизации, парообразования, конденсации, а также проверить знания формул по теме;
закрепить умение учащихся применять свои знания на практике, решая качественные задачи;
развивать познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность учащихся
Слайд 4План урока
1. Повторение теории.
2. Совместное решение фотозадачи.
3. В объективе – физика:
фотовопросы.
4. Работа с фотографиями по плану.
5. Итог урока. Домашнее задание.
Слайд 5Повторим теорию.
1. Что такое температура?
2. В чём она измеряется?
3. Что такое
внутренняя энергия?
4. Каким образом внутренняя энергия связана с температурой?
5. Какие виды теплопередачи вы знаете?
6. Какой ещё, кроме теплопередачи, существует способ изменения внутренней энергии?
7. Что такое теплопроводность?
8. Что такое конвекция?
9. Что такое лучистый теплообмен?
10. Что такое влажность воздуха? Что показывает влажность воздуха?
11. Что такое точка росы?
12. Как рассчитать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении?
13. Как вычислить количество теплоты, необходимое для плавления кристаллического тела массой m?
14. Как вычислить количество теплоты , необходимое для превращения жидкости любой массы в пар , взятой при температуре кипения?
Слайд 6Фотозадача: Какое количество теплоты необходимо, чтобы изо льда массой 2 кг
, взятого при температуре -10 С получить пар при температуре 100 С? Ответ выразить в кДж.
Слайд 7Фотовопросы
Фотовопрос: Во время ледохода вблизи реки воздух холоднее, чем вдали от
неё. Почему?
Слайд 8Ответ: при таянии льда происходит поглощение энергии из окружающего воздуха.
Слайд 9Фотовопрос:
Почему коньки плохо скользят по льду в сильный мороз?
Слайд 10Ответ:
В сильный мороз тающий под давлением коньков лёд, превращающийся в воду,
служащую смазкой, вновь быстро замерзает, и из-за большого трения, возникающего между твёрдым льдом и коньками, они плохо скользят по льду.
Слайд 11
Фотовопрос:
Почему в очень сильный мороз стальные трубы на потолке и
стенах внутри трамвайных вагонов становятся белыми?
Слайд 12
Ответ:
вследствие хорошей теплопроводности стали металлические трубы, пропущенные
сквозь стенки вагонов, охлаждаются более сильно, чем внутренние поверхности стен или потолка. Поэтому водяные пары, содержащиеся в воздухе вагона, осаждаются на шляпках болтов сразу в твёрдом состоянии в виде инея.
Слайд 13Фотовопрос:
Когда вода быстрее закипит, если крышку в чайнике закрыть или
открыть?
Слайд 14
Ответ:
Если закрыть, тогда быстрее закипит. Потому, что
при открытой крышке часть молекул, имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать из чайника, унося за собой энергию.
Слайд 15Фотовопрос:
Чтобы не замёрзнуть зимой, люди надевают на себя многослойную одежду.
Какое физическое явление объясняет этот способ поддержания постоянной температуры тела?
Слайд 16
Ответ:
Низкая теплопроводность воздуха в слоях одежды поддерживает температуру тела постоянной
Слайд 17
Фотовопрос:
Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
Слайд 18
Ответ:
Грязный снег
поглощает больше
энергии излучения Солнца
Слайд 19Фотовопрос:
На фото вы
видите дерево, обёрнутое рогожей. Объясните целесообразность этого явления.
Слайд 20
Ответ:
Для задержки тёплого воздуха путём уменьшения конвекции и теплопередачи. Это
спасает дерево не только от морозов, но и от ранневесенних солнечных ожогов
Почему вынутые из холодильника
фрукты быстро запотевают?
Слайд 22
Ответ:
водяные пары, окружающие холодный фрукт, конденсируются на его поверхности. Температура
фруктов оказывается ниже точки росы – температуры, при которой пар в воздухе становится насыщенным и начинается его конденсация на поверхности фруктов.
Слайд 23
Фотовопрос:
Как вы думаете,
в какой из кирпичных труб тяга будет
лучше: в высокой
или в низкой?
Слайд 24
Ответ:
тяга усиливается при увеличении высоты трубы, т. к. разность давлений
наружного воздуха у основания трубы и у ее верха тем больше, чем выше труба. Кроме того воздух в трубе нагретый и его плотность, а значит, и давление становится меньше давления наружного воздуха. Возникает разность давлений. Вследствие разницы давлений холодный воздух поступает в топку, а тёплый поднимается вверх.
Слайд 25Фотовопрос:
На фотографии вы видите стратостат.
Зачем его оболочку красят в
серебристый цвет?
Слайд 26
Ответ:
чтобы уменьшить поглощение
энергии излучения Солнца
Слайд 27Фотовопрос: На фотографии – лисичка фенек, обитающая в пустынях Африки. Наиболее
распространён этот зверёк в Сахаре. Зачем фенеку такие большие уши?
Слайд 28
Ответ:
Они служат для охлаждения фенека
и защищают зверька от перегрева
Слайд 29Фотовопрос:
Зачем на морозе вспотевшую после езды лошадь покрывают попоной?
Слайд 30
Ответ:
Пот,
испаряясь с поверхности тела лошади, уменьшает её температуру.
Лошадь,
накрытая попоной,
охлаждается меньше.
Рассмотрите предложенное фото
2. Найдите явление, процесс или какой- либо факт, относящийся к теме « Тепловые явления»
3. Составьте вопрос по фотографии
4. Сформулируйте и запишите в тетради правильный ответ
Слайд 36
Домашнее задание:
повторить параграф 20, 18, №1124, 1103.
Спасибо за
внимание