Презентация, доклад на тему Межпредметные связи при изучении физики в профильной школе. Презентация к докладу

Содержание

ВведениеВ настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Данный процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эти изменения, называемые «гуманизацией» привели к тому,

Слайд 1Межпредметные связи при изучении физики в профильной школе
Выполнил: учитель высшей

категории (физика, информатика и астрономия)
Сакского УВК «Школа-лицей»
Доненко Леонид Николаевич
Межпредметные связи при изучении физики в профильной школе Выполнил: учитель высшей категории (физика, информатика и астрономия)Сакского УВК

Слайд 2Введение
В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированной

на вхождение в мировое образовательное пространство.
Данный процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Эти изменения, называемые «гуманизацией» привели к тому, что большая часть учеников не владеет физико-математическим аппаратом, количество часов по точным наукам – по сравнению с началом 90-х – резко уменьшено.
В этот минимум содержания образовательных программ всех естественных дисциплин включаются элементарные знания о методах естественнонаучного познания, важнейшие категории научного знания (явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы), важнейшие методы научного познания (наблюдение, эксперимент, построение гипотез и моделей, вывод следствий и их проверка, формирование теоретических выводов).
Но, к сожалению, эти знания во многом и остаются элементарными, так к концу 11 класса многие ученики не могут представить себе солнечную систему и думают, что электроны живые.
Межпредметные связи в школьном обучении - это дидактический эквивалент междунаучных связей.
Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных занятий, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.

ВведениеВ настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Слайд 3На современном этапе
Главные задачи концептуально можно сформулировать следующим образом:
привитие желания и

умения самостоятельно приобретать и углублять свои знания;
дать учащимся глубокие знания основ наук;
совершенствовать их диалектико-материалистическое мировоззрение;
развивать творческие способности и практические навыки.

На современном этапеГлавные задачи концептуально можно сформулировать следующим образом:привитие желания и умения самостоятельно приобретать и углублять свои

Слайд 5Решение вышеперечисленных задач
Необходимость всесторонней активизации учебной деятельности школьников, научить осмысленно изучать

материала.
При этом большое внимание уделяется научности и систематичности обучения, такому построению учебного плана и учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают формирование у учеников общей картины окружающего нас мира мира.
Решение вышеперечисленных задачНеобходимость всесторонней активизации учебной деятельности школьников, научить осмысленно изучать материала. При этом большое внимание уделяется

Слайд 6До последнего времени первая ступень курса физики (7-е, 8-е классы) была

базовойдля последующих систематических курсов физики (9-е - 11-е классы).
В настоящее время ситуация коренным образом меняется. 10-е,11-е классы работают в условиях профильной дифференциации, где курс физики в 7-9-х классах приобретает новое значение.
Но количество часов, предоставляемых для изучения физики, не позволяет в полной мере уделить внимание решению задач и наработке практических навыков.
В наше время происходит усиление практического аспекта физики как учебного предмета, но практических навыков ученики в полной мере не получают, т.к. при этом количество часов по предмету не позволяет доходчиво изложить материал – мало времени остается на решение задач. Замечу, что в данной образовательной ситуации необходима системная преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, изучаемым перед курсом физики, а также взаимодействие с отдельными параллельно изучаемыми учебными предметами. Например, математикой, химией, биологией, географией, экологией, ОБЖ. Но эта преемственность не всегда соблюдается.
Для того, чтобы понять концептуальные основы практического аспекта межпредметных связей, необходимо разобраться в содержании их теоретических положений.

До последнего времени первая ступень курса физики (7-е, 8-е классы) была базовойдля последующих систематических курсов физики (9-е

Слайд 8Взаимодействие естественных дисциплин
Неорганическая
химия
Общая
биология
Органическая
химия
Неорганическая
химия
Неорганическая
химия
Общие
закономерности
Биология
человек
Биология
Многообразие
живых организмов
Физика
Физика
Физическая
география
Физическая
география
Физическая
география
Природо-
ведение
Астрономия

Взаимодействие естественных дисциплинНеорганическаяхимияОбщаябиологияОрганическаяхимияНеорганическаяхимияНеорганическаяхимияОбщиезакономерностиБиологиячеловекБиологияМногообразиеживых организмовФизикаФизикаФизическаягеографияФизическаягеографияФизическаягеографияПриродо-ведениеАстрономия

Слайд 10Осуществление межпредметных связей в процессе изучения физики
Осуществление межпредметных связей в процессе

изучения физики - важный вид учебной деятельности. При этом задачи межпредметного характера, в том числе различный, познавательный материал, в котором прослеживается связь физики не только с предметами школьного курса, а так же связь с жизнедеятельностью человека выступают и как цель, и как средства обучения. Этот материал, играя роль метода обучения, выполняет разнообразные функции – познавательные, развивающие, организующие, контролирующие.
Актуален вопрос - как оптимально организовать и проводить работу по обучению учащихся.
Учебный материал отдельных тем уроков того или иного курса оказывается на столько тесно связан с учебным материалом другого предмета, что возникает потребность в осуществлении межпредметных связей на протяжении всего урока. Для решения практических задач повседневной жизни для формирования такого опыта я целенаправленно использую уроки с внешними межпредметными связями.
Уроки с межпредметными связями помогают детям не только учиться, но и жить, позволяют детям видеть мир как единое целое, видеть прекрасное в точных науках и точное в прекрасном. Ученик, успешный в других областях (литература, рисование, география и т. д.) и менее успешный в физике имеет возможность раскрыться и на уроках. Доля таких уроков в общем процессе обучения невелика, а значение их огромно.
Курс физики имеет тесную связь с математикой, поскольку в физике наряду с экспериментальным методом используется математический метод.
Я с первого года работы в школе веду уроки физики в технологических классах, которые раньше назывались «трудовыми» – ученики в этих классах должны получить практические навыки, основанные на экспериментах и наблюдениях.

Осуществление межпредметных связей в процессе изучения физикиОсуществление межпредметных связей в процессе изучения физики - важный вид учебной

Слайд 12Представление учащихся о взаимосвязи физики и окружающего мира достигается сочетанием теоретического

и современных прикладных аспектов школьного курса физики. Этому способствует то, что и в программе, и в учебных пособиях нашли отражение внутрипредметные и межпредметные связи.
Однако, следует отметить отсутствие цели изучения физики учащимися. Многие вузы не включают сертификаты ВНО по физике в перечень необходимых к поступлению.
Отметим, что в педагогике различают два типа связей между учебными предметами: временную (хронологическую) и понятийную (идейную). Первая предполагает согласование во времени прохождения программы различных предметов, вторая - одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических положений.
Межпредметные связи могут быть раскрыты и по общности методов исследования например, экспериментальный метод в физике и химии, метод моделей в физике и математике и др., но практически приходится иметь дело с тремя видами связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными.
Задача учителя – показать пользу знания физики учеником для реальной жизни.

Представление учащихся о взаимосвязи физики и окружающего мира достигается сочетанием теоретического и современных прикладных аспектов школьного курса

Слайд 14Уточню, что предшествующие межпредметные связи - позволяют при изучении материала курса

физики опираться на ранее полученные знания по другим предметам, полученным ранее на других уроках.
Сопутствующие же межпредметные связи учитывают то, что ряд вопросов и понятий одновременно могут изучаться как по физике, так и по другим предметам (физика-химия, физика-математика, физика-биология).
Перспективные межпредметные связи используются когда изучение материала по физике опережает его изучение в других предметах.
Вывод: очень важно ориентировать учеников на глубокое усвоение материала, который в последующих классах им пригодится при изучении других учебных предметов.
Межпредметные связи в курсе физики в большинстве случаев предшествующие, так как учитель опирается на известные школьникам знания по другим предметам. Однако два других вида межпредметных связей (сопутствующие и перспективные), хотя и встречаются реже, также не могут быть игнорированы в учебном процессе.
Уточню, что предшествующие межпредметные связи - позволяют при изучении материала курса физики опираться на ранее полученные знания

Слайд 16Один из эффективных приемов осуществления межпредметных связей физики с другими предметами

- решение задач с содержанием, касающемся нескольких учебных предметов. К такого рода задачам относятся упражнения, в которых используют знания и умения учащихся по двум или нескольким учебным предметам. Отметчу, что задачи межпредметного содержания используются для связи теории с практикой, для формирования общенаучных понятий, для обобщения и систематизации знании и навыков учащихся, для политехнического обучения и профориентации учеников средней школы.
Итак, особенности содержания межпредметных связей рассматриваются нами в контексте обогащения школьного курса физики. Яркий пример тому - связь с математикой.

Один из эффективных приемов осуществления межпредметных связей физики с другими предметами - решение задач с содержанием, касающемся

Слайд 18Чтобы не было сомнений в надобности знаний основ физики, необходимо с

первых уроков знакомства с данным курсом показать увлекательный мир физики, ее неотрывную связь не только с другими предметами, но и с повседневной жизнью, бытом человека. Можно демонстрировать фильмы («как это сделано?»).
Первый же урок физики в 7-ом классе начинается с того, что ребятам представлено множество физических приборов.
После ознакомления с тем, что изучает физика, происходит переход к изучению физических величин и приборов, которыми можно измерить эти величины. Например, для измерения времени используются различные часы.
В этой связи представляю ребятам различные будильники, наручные часы, песочные, метроном, секундомер, рисунок солнечных часов (все модели находятся на полках кабинета). Показываю приборы для измерения длины, объема, температуры, массы, давления, силы, а также некоторые приборы, пользоваться которыми школьники будут в следующем году, в старших классах. На вступительном занятии выясняем, что общим в этих приборах является шкала, цена деления измерительного прибора.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является четкое понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала.
Чтобы не было сомнений в надобности знаний основ физики, необходимо с первых уроков знакомства с данным курсом

Слайд 21Реализация межпредметных связей по линии «математика – физика»
Мощный аппарат современного школьного

курса математики должен быть максимально использован в физике, а богатый фактический материал курса физики должен служить одним из рычагов формирования математических представлений. Понятие функции играет в физике исключительно важную роль. Эйнштейн писал: «Чтобы сделать количественные выводы мы должны использовать математический язык… и если мы хотим сделать выводы, которые можно сравнить с результатами экспериментов, нам необходима математика как орудие исследования».
Реализация межпредметных связей по линии «математика – физика»Мощный аппарат современного школьного курса математики должен быть максимально использован

Слайд 22Математические функции в курсе физики
Темы интегрированных алгебра-геометрия и физика: «Графическая интерпретация

равномерного движения», «Изучению уравнений графиков равноускоренного движения», «Решение физических задач с использованием тригонометрических функций», «Решение задач по геометрической оптике, используя геометрические теоремы о подобии треугольников, равенстве углов», «Векторный язык в курсе физики», «Язык дифференциального исчисления при изучении гармонических колебаний», «Использование свойств тригонометрической и показательной функции», «Использование интегрирования при решении ряда задач (радиоактивный распад, поглощение излучений, работа)» и другие уроки.
Математические функции в курсе физикиТемы интегрированных алгебра-геометрия и физика: «Графическая интерпретация равномерного движения», «Изучению уравнений графиков равноускоренного

Слайд 23Реализация межпредметных связей по линии «химия – физика»
Взаимосвязь с химией

реализуется на уроках по основам МКТ в 10 классе, а так же по тепловым явлениям в 8 классе. Уроки «Законы электролиза Фарадея» в 9 классе, «Кристаллы и кристаллическая решетка» в 8 классе, «Строение атома» в 9 классе, «Опыт Резерфорда», «Ядерные реакции» в 11 классе, «Сгорание топлива» в 8 классе, «Химическое действие света, фотография» в 11 классе - связывают физические и химические знания.
Реализация межпредметных связей по линии «химия – физика» Взаимосвязь с химией реализуется на уроках по основам МКТ

Слайд 25Реализация межпредметных связей по линии «биология – физика»
Взаимосвязь физики с биологией

реализуются при изучении диффузии и броуновского движения в 10 классе, на этом уроке, а также на уроках о капиллярных явлениях, привожу примеры из ботаники. При прохождении звуковых и световых явлений – материал из зоологии и анатомии (в частности, о строении уха, глаза, световом восприятии, особенностях зрения рыб и человека) – привожу занимательные задачи.
Реализация межпредметных связей по линии «биология – физика»Взаимосвязь физики с биологией реализуются при изучении диффузии и броуновского

Слайд 27Реализация межпредметных связей по линии «география – физика»
Взаимосвязь физики с географией

и экологией реализую на уроках:
«Атмосферное давление»,
«Виды транспорта»,
«Тепловые двигатели и их значения»,
«Пути решения экологических проблем»,
«Работа с географической картой при определении давления на различных глубинах и высотах», «Озоновый экран нашей планеты».
В девятом классе проводится интегрированный урок – конференция «Магнитное поле Земли и других планет», для проведения урока приглашаются учителя географии и биологии, учащиеся заранее готовят сообщения.
Реализация межпредметных связей по линии «география – физика»Взаимосвязь физики с географией и экологией реализую на уроках: «Атмосферное

Слайд 29Реализация межпредметных связей на внеклассных мероприятиях
Опыт показывает, что большой интерес у

учащихся вызывают мероприятия, темы которых охватывают широкий круг вопросов, связанных с изучением двух и нескольких школьных предметов. Цель такого мероприятия в яркой увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках физики и применить в другой области, раздвинуть границы учебников, пробудить желание как можно глубже понимать факты. Исходя из этого, провожу историко-физические викторины «Вопросы физиков к историческим фактам и событиям», «Вклад ученых физиков в дело Победы над фашизмом», «Знаменитые физики тысячелетия», «Нравственное воспитание учащихся на историческом материале».
На своих уроках часто использую стихи, призываю к беседе физиков и лириков, беру эпиграфом к уроку. Ученики обычно приходят к выводу: как точно подметил поэт какое-то физическое явление. Физический вопрос, заданный поэтическим обрывком почти всегда побуждает к мышлению, это очень важно!

Реализация межпредметных связей на внеклассных мероприятияхОпыт показывает, что большой интерес у учащихся вызывают мероприятия, темы которых охватывают

Слайд 31Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении физике
Использование межпредметных связей

— одна из наиболее сложных методических задач учителя физики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя физики с учителями химии, биологии, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.
Учитель физики с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в физике и астрономии. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:
изучение раздела "Межпредметные связи" курсу физики и астрономии и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;
поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;
разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;
разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;
разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении физикеИспользование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических

Слайд 37Выводы
Необходимо соблюдать требования рационального построения урока. Для того, чтобы на уроке

были достигнуты все поставленные цели, учитель должен заранее планировать и отбирать объём материала, подлежащего изучению, анализировать внутренние связи между частями этого материала.
Планируя урок, необходимо учитывать связь данного предмета с другими. Кроме большого, чисто диагностического значения, учёт таких связей важен и в формировании мировоззрения школьников. Известно, что человек расчленил науку о природе на физику, химию, биологию, астрономию и т.д. для удобства их изучения. Учителю следует всегда исходить из того, что явления объективного мира не существуют изолированно в отдельных конкретных науках, они находятся в тесной связи, единстве с другими. Появлением этого единства являются объективные Межпредметные связи. Учёт этих связей устраняет разобщённость школьных предметов, позволяет каждому учителю поддерживать интерес к другим, не «своим» предметам. Знания учащихся становятся глубже и прочнее.
Ставя в обучении в качестве основной задачу развития личности, мы имеем в школьной системе обучения:
- многопредметность;
- плохую ориентацию в содержании смежных дисциплин;
- разобщённость учебных предметов;
- оторванность от жизни;
- отсутствие мотивации к предмету.
Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета. Отсюда вывод – большинство наших учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.
ВыводыНеобходимо соблюдать требования рационального построения урока. Для того, чтобы на уроке были достигнуты все поставленные цели, учитель

Слайд 38Актуальной задачей современной школы является реализация компетнтностного подхода в образовании, а

именно, формирование ключевых компетентностей, обобщённых и прикладных умений жизненных навыков.
ЮНЕСКО сформулированы необходимые области компетентности формируемые в системе образования
1. Научить учиться (компетентность в познавательной деятельности)
2. Научить жить (компетентность в практикоориентированном обучении)
3. Научить жить вместе (т. е. в среде коммуникации)
4. Научить работать и зарабатывать (т. е. компетентность в трудовой сфере)
Деятельность направлена не на процесс, а на результат. Где в цели обучения входит формирование четырёх опытов:
•опыт познавательной деятельности;
•опыт осуществления деятельности;
•опыт творческой деятельности;
•опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Таким образом, компетентностный подход реализуется по следующим четырем линиям:
1. Ключевые компетентности;
2. Обобщенные предметные явления;
3. Прикладные предметные умения;
4. Жизненные навыки.

Актуальной задачей современной школы является реализация компетнтностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщённых и

Слайд 40Литература
Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение,

1986.
Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.
Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.
Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. – М.: Просвещение, 1985.
Гусев В.А., Иванов А.И., Шебалин О.Д. Изучение величин на уроках математики и физики. – М.: Просвещение, 1981.
Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педогогика, 1981.
Иваницкий Г.Р. Мир глазами геофизика. – М.: Педагогика, 1985.
Ильченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1974.
Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9–10 классов средней школы: Сост. А.Н.Захлебный. – М.: Просвещение, 1986.
Кулигин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1981.
Любимов К.В., Ревунов А.Д., Чежегов А.А. Микрокалькулятор на занятиях по физике в 7 классе. – М.: Просвещение, 1985.
Махмутов М.И., Шакерзянов А.З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей. – М.: Высшая школа, 1985.
Межпредметные связи дисциплин естественно-математического цикла: Под ред. В.Н.Фёдоровой. – М.: Просвещение, 1980.
Основные методики преподавания физики: Под ред. В.Г.Разумовского, В.А.Фабриканта, А.Т.Глазунова. – М.: Просвещение, 1984.
Практикум по физике в средней школе: Под ред. В.А.Бурова, Ю.И.Дика. – М.: Просвещение, 1987.
Сердинский В.Г. Экскурсии по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.


ЛитератураИльченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.Максимова В. Н. Межпредметные связи в

Слайд 41Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть