Презентация, доклад на тему Методический семинар Методы и приемы формирования УУД по предметам естественно-научного цикла

Содержание

Отличительные особенности стандарта второго поколения – цели и результаты Развитие «компетентности к обновлению компетенций»

Слайд 1«Великая цель образования – это не знания, а действия» Герберт Спенсер

учитель физики
НРМОБУ «Салымская СОШ №2»
Омарова П.Г.

Методы и приемы формирования УУД по предметам естественно-научного цикла

«Великая цель образования –  это не знания, а действия» Герберт Спенсер

Слайд 2 Отличительные особенности стандарта второго поколения – цели и результаты

Развитие «компетентности
к

обновлению компетенций»
Отличительные особенности стандарта второго поколения – цели и результаты Развитие «компетентности к обновлению компетенций»

Слайд 3Познавательный интерес , … самостоятельность,….
общие учебные умения и навыки, …универсальные

учебные действия …
На первый взгляд, несколько десятилетий подряд школа занимается одним и тем же: учит ребенка самостоятельности На самом же деле, происходит движение по спирали: с каждым нововведением уровень подготовки учащихся поднимается на один виток выше. Мы уходим от формы
« накопления знаний», и поворачиваемся к личному развитию ребенка. Не просто научить решать задачи по физике, показать действие основных физических законов и самое главное, убедить , что эти знания ЕМУ нужны. Только когда ученик поймет, что ЭТО пригодится для дальнейшего непростого существования в обществе, тогда, и только тогда, ОН скажет : «НАДО!» и будет самостоятельно познавать знания.
Познавательный интерес , … самостоятельность,…. общие учебные умения и навыки, …универсальные учебные действия …

Слайд 4Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний,

умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей.
Традиционная парадигма «человек знающий» заменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизнедеятельности».
В свете новой парадигмы образования складывается концепция государственных образовательных стандартов 2-го поколения, приоритетным направлением которых является реализация развивающего потенциала образования. Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть

Слайд 5Как педагогу сформировать у ученика необходимые универсальные учебные действия, чтобы он

УМЕЛ И ХОТЕЛ учиться?
Преподавание предметов естественно-научного цикла ведется таким образом, что изучаемые курсы не согласованы друг с другом, по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук.
Фрагментарность знаний традиционной структуры образования не ведет к формированию единой картины мира.
А без целостности знаний нет целостности восприятия окружающей действительности. Однако эти науки неразрывны, так как изучают практически одни и те же явления природы, а интеграция предметов создает условия для формирования целостного представления об окружающем мире.


Как педагогу сформировать у ученика необходимые универсальные учебные действия, чтобы он УМЕЛ И ХОТЕЛ учиться? Преподавание предметов

Слайд 6Интеграция предметов естественно-научного цикла в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать

учебную деятельность и создавать условия в формировании универсальных учебных действий на разных этапах урока: на уровне целей, мотивов, рефлексии.
Предметы естественного цикла настолько универсальны, что при желании учителя могут интегрироваться с любым предметом.
Проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями, особенно придает уроку своеобразный колорит.
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов и направлена на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющей наиболее эффективно формировать и развивать универсальные учебные действия.

Интеграция предметов естественно-научного цикла в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия в

Слайд 7Классификация интегрированных уроков по способу их организации:
конструирование и проведение урока

двумя и более учителями разных дисциплин (бинарный урок);
конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
создание интегрированных тем, разделов, курсов.
Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании биологии, географии, физики и химии, развивают потенциал учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей.


Классификация интегрированных уроков  по способу их организации: конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных

Слайд 8В большей степени, чем обычно, помогает формированию и развитию универсальных учебных

действий.
Учителям физики и химии, географии и биологии можно разработать и провести интегрированные бинарные уроки, в основу которых положены разные педагогические технологии:
Интегрированный урок по физике и химии «Строение атома»
Интегрированный урок по химии, географии и физике «Вода - самое необходимое вещество на планете»
•«Физические явления в пустынях Африки» 7 класс;
•«Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности» (география + физика) 8 класс;;
•"Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду» 8 класс;
•«Сейсмические волны» (география + физика) 9 класс;
•«Оптические явления в атмосфере Сибири» 8 класс.


В большей степени, чем обычно, помогает формированию и развитию универсальных учебных действий. Учителям физики и химии, географии

Слайд 9Интеграция предметов естественнонаучного цикла является одним из условий формирования УУД.
Процесс

работы по теме «Формирование универсальных учебных действий» - это попытка осознать, какие требования предъявляет учительству внешний мир.

Главная польза тщательного изучения многочисленных документов - формирование личных представлений о системе, в которой работаешь и собираешься работать дальше.

Формирование универсальных учебных действий у каждого учащегося – это жизненная необходимость!!!

Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!



Интеграция предметов естественнонаучного цикла является одним из условий формирования УУД. Процесс работы по теме «Формирование универсальных учебных

Слайд 10Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным

сферам окружающего мира

Отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)
 

Система способов познания окружающего мира

Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях

Основные виды УУД



Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мираОтражают способность обучающегося строить

Слайд 11Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:

личностные (самоопределение, смыслообразование и

действие нравственно-этического оценивания);

регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

 познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

коммуникативные универсальные учебные действия.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);регулятивные (целеобразование, планирование, контроль,

Слайд 13
















На уроках физики и в повседневной жизни учащиеся встречаются

со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – настолько они привычны. Курс физики должен быть построен на использовании разнообразных методик обучения, направленных на способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает один из самых сложных периодов своей жизни - подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Практика преподавания физики показывает, что большая часть учеников, поняв, что физика — это не просто сплошные опыты, а большой объем различных теорий и задач, постепенно к 9 классу теряет интерес, а затем физика для них переходит в разряд «трудных» предметов.
Поэтому перед учителем всегда стоит задача мотивировать учащихся, чтобы они не потеряли интерес к предмету, и сделать физику интересной и «легкой».

На уроках физики и в повседневной жизни учащиеся встречаются со многими явлениями, но обычно не

Слайд 14Глубокий анализ содержания учебного материала по физике показал, что большую часть

материала, за исключением конкретных фактов, можно представить в виде системы проблемных вопросов.
Для этого достаточно переформулировать вопрос так, чтобы в нем появилось какая- либо неясность для ученика, какое-либо противоречие.
Например, в 8 классе после прохождения темы «Кипение» имеется вопрос: От чего зависит температура кипения жидкости?
Данный вопрос репродуктивного характера, интереса не вызывающий. Если его перефразировать: «А может ли вода кипеть при комнатной температуре!» — это уже вызовет интерес. Почему вода закипела? — для учащихся это будет проблемная задача, которая вызовет удивление, в результате возникнет проблемная ситуация. Такие проблемные ситуации в педагогике называют проблемными ситуациями «с удивлением».
Проблемные ситуации на уроках создаются обязательно с опорой на жизненный опыт учащихся.
Большое внимание уделяется исследовательскому эксперименту.
Здесь также важно правильно поставить задание.
Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагается такое задание: выяснить экспериментально от чего зависит сила Архимеда.
Глубокий анализ содержания учебного материала по физике показал, что большую часть материала, за исключением конкретных фактов, можно

Слайд 15Самостоятельная работа учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы

работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования и т. д. способствуют формированию УУД.
Считаю, что на уроках физики лучше всего данные УУД удается формировать при выполнении лабораторных работ и решении экспериментальных и расчетных задач.
Пример Л.Р.: Установить зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от его длины.
Ход работы: Учащиеся ставят цель работы, ориентируясь на тему; выбирают оборудование (наводящие вопросы: Что исследуем? Что нам для этого потребуется?
Далее делают предположение (прогнозирование), что меняя (увеличивая или уменьшая) длину маятника, можно каждый раз вычислять период и частоту колебаний.
Выполняя измерения и применяя формулу, получают значения периода и частоты. Анализируя формулу и сравнивая теоретические выводы с практическими результатами, делают окончательный вывод о зависимости.
Оценивают свою деятельность: что получилось, что нет, что нужно знать и делать лучше (коррекция), чтобы добиться более точных результатов.

Самостоятельная работа учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические

Слайд 16 Считаю, что на уроках физики это возможно осуществить:
при

решении качественных, расчетных и экспериментальных задач.
Пример качественной задачи
Зачем к корпусу автомашины, перевозящей горючие смеси, прикрепляют цепь, которая волочится по земле?
Ответ: При перевозке жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, прикрепляют цепь, которая отводит заряды в землю.
- Установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, умение грамотно и осознанно строить высказывания.

Познавательные УУД

Пример экспериментальной задачи
Рассчитайте плотность данного кусочка сахара-рафинада, зная его массу. Этапы решения: Вспомнить определение плотности вещества и формулу для ее определения. - Действия со знаково-символическими средствами, формулами
Понять, значения каких величин известны в задаче, а какие нужно узнать. Как можно найти неизвестные величины? Учащиеся предлагают план: Измерить грани кусочка сахара, вычислить по формуле объем, подставить его в формулу плотности для данной задачи, вычислить плотность, оценить результат, сравнив его с табличным значением.

Считаю, что на уроках физики это возможно осуществить:при решении качественных, расчетных и экспериментальных задач.

Слайд 17Пожалуй, эти УУД можно считать основными.
Личностные УУД
Исходя из этого, цели

уроков физики должны ориентироваться на целостное отношение учащихся к окружающим, к себе и физике, как элементу общечеловеческой культуры.
Воспитывая уважение к творцам науки и техники, мы закладываем у учащихся такие качества, как целеустремленность в достижении цели, формируем самоопределение в будущей профессиональной деятельности.
Реализация возможна в рамках:
урока, когда учащиеся знакомятся с личностями ученых и тернистым путем их открытий;
проектной и творческой деятельности, когда учащиеся имеют возможность почувствовать себя исследователем, самостоятельно добывая знания;
внеурочной деятельности: в рамках предметной недели.
Пожалуй, эти УУД можно считать основными. Личностные УУДИсходя из этого, цели уроков физики должны ориентироваться на целостное

Слайд 18Данные УУД обеспечивают социальную компетентность Видами коммуникативных действий являются: • планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; • постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации; • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Такие навыки вырабатываются при групповой и коллективной работе на уроках, в исследовательской и проектной деятельности.
Примером могут служить этапы уроков-исследований, уроков-игр, уроки-конференции и лабораторные работы.

Коммуникативные УУД

Данные УУД обеспечивают социальную компетентность Видами коммуникативных действий являются:  • планирование учебного сотрудничества с учителем и

Слайд 19Регулятивные УУД

149,6 млн.км
Они обеспечивают самоорганизацию учащимися своей учебной деятельности:
Регулятивные универсальные учебные

действия можно формировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
Среднее расстояние от Земли до Солнца равно ? км. Солнечный свет распространяется со скоростью ? км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах расстояние округлите до целых.

Регулятивные УУД149,6 млн.кмОни обеспечивают самоорганизацию учащимися своей учебной деятельности:Регулятивные универсальные учебные действия можно формировать при выполнении лабораторных

Слайд 20Формирование УУД – это надежный путь кардинального
повышения качества образования.
Процесс формирования

УУД должен происходить на основе предыдущего опыта, но с новым видением результатов работы.
 
Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.Процесс формирования УУД должен происходить на основе предыдущего

Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть