Слайд 1«Великая цель образования –
это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
учитель физики
НРМОБУ «Салымская СОШ №2»
Омарова П.Г.
Методы и приемы формирования УУД по предметам естественно-научного цикла
Слайд 2
Отличительные особенности стандарта второго поколения – цели и результаты
Развитие «компетентности
к
обновлению компетенций»
Слайд 3Познавательный интерес , … самостоятельность,….
общие учебные умения и навыки, …универсальные
учебные действия …
На первый взгляд, несколько десятилетий подряд школа занимается одним и тем же: учит ребенка самостоятельности На самом же деле, происходит движение по спирали: с каждым нововведением уровень подготовки учащихся поднимается на один виток выше. Мы уходим от формы
« накопления знаний», и поворачиваемся к личному развитию ребенка. Не просто научить решать задачи по физике, показать действие основных физических законов и самое главное, убедить , что эти знания ЕМУ нужны. Только когда ученик поймет, что ЭТО пригодится для дальнейшего непростого существования в обществе, тогда, и только тогда, ОН скажет : «НАДО!» и будет самостоятельно познавать знания.
Слайд 4Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний,
умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей.
Традиционная парадигма «человек знающий» заменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизнедеятельности».
В свете новой парадигмы образования складывается концепция государственных образовательных стандартов 2-го поколения, приоритетным направлением которых является реализация развивающего потенциала образования. Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Слайд 5Как педагогу сформировать у ученика необходимые универсальные учебные действия, чтобы он
УМЕЛ И ХОТЕЛ учиться?
Преподавание предметов естественно-научного цикла ведется таким образом, что изучаемые курсы не согласованы друг с другом, по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук.
Фрагментарность знаний традиционной структуры образования не ведет к формированию единой картины мира.
А без целостности знаний нет целостности восприятия окружающей действительности. Однако эти науки неразрывны, так как изучают практически одни и те же явления природы, а интеграция предметов создает условия для формирования целостного представления об окружающем мире.
Слайд 6Интеграция предметов естественно-научного цикла в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать
учебную деятельность и создавать условия в формировании универсальных учебных действий на разных этапах урока: на уровне целей, мотивов, рефлексии.
Предметы естественного цикла настолько универсальны, что при желании учителя могут интегрироваться с любым предметом.
Проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями, особенно придает уроку своеобразный колорит.
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов и направлена на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющей наиболее эффективно формировать и развивать универсальные учебные действия.
Слайд 7Классификация интегрированных уроков
по способу их организации:
конструирование и проведение урока
двумя и более учителями разных дисциплин (бинарный урок);
конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
создание интегрированных тем, разделов, курсов.
Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании биологии, географии, физики и химии, развивают потенциал учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей.
Слайд 8В большей степени, чем обычно, помогает формированию и развитию универсальных учебных
действий.
Учителям физики и химии, географии и биологии можно разработать и провести интегрированные бинарные уроки, в основу которых положены разные педагогические технологии:
Интегрированный урок по физике и химии «Строение атома»
Интегрированный урок по химии, географии и физике «Вода - самое необходимое вещество на планете»
•«Физические явления в пустынях Африки» 7 класс;
•«Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности» (география + физика) 8 класс;;
•"Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду» 8 класс;
•«Сейсмические волны» (география + физика) 9 класс;
•«Оптические явления в атмосфере Сибири» 8 класс.
Слайд 9Интеграция предметов естественнонаучного цикла является одним из условий формирования УУД.
Процесс
работы по теме «Формирование универсальных учебных действий» - это попытка осознать, какие требования предъявляет учительству внешний мир.
Главная польза тщательного изучения многочисленных документов - формирование личных представлений о системе, в которой работаешь и собираешься работать дальше.
Формирование универсальных учебных действий у каждого учащегося – это жизненная необходимость!!!
Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!
Слайд 10Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным
сферам окружающего мира
Отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)
Система способов познания окружающего мира
Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях
Основные виды УУД
Слайд 11Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:
личностные (самоопределение, смыслообразование и
действие нравственно-этического оценивания);
регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
коммуникативные универсальные учебные действия.
Слайд 13
На уроках физики и в повседневной жизни учащиеся встречаются
со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – настолько они привычны. Курс физики должен быть построен на использовании разнообразных методик обучения, направленных на способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает один из самых сложных периодов своей жизни - подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Практика преподавания физики показывает, что большая часть учеников, поняв, что физика — это не просто сплошные опыты, а большой объем различных теорий и задач, постепенно к 9 классу теряет интерес, а затем физика для них переходит в разряд «трудных» предметов.
Поэтому перед учителем всегда стоит задача мотивировать учащихся, чтобы они не потеряли интерес к предмету, и сделать физику интересной и «легкой».
Слайд 14Глубокий анализ содержания учебного материала по физике показал, что большую часть
материала, за исключением конкретных фактов, можно представить в виде системы проблемных вопросов.
Для этого достаточно переформулировать вопрос так, чтобы в нем появилось какая- либо неясность для ученика, какое-либо противоречие.
Например, в 8 классе после прохождения темы «Кипение» имеется вопрос: От чего зависит температура кипения жидкости?
Данный вопрос репродуктивного характера, интереса не вызывающий. Если его перефразировать: «А может ли вода кипеть при комнатной температуре!» — это уже вызовет интерес.
Почему вода закипела? — для учащихся это будет проблемная задача, которая вызовет удивление, в результате возникнет проблемная ситуация. Такие проблемные ситуации в педагогике называют проблемными ситуациями «с удивлением».
Проблемные ситуации на уроках создаются обязательно с опорой на жизненный опыт учащихся.
Большое внимание уделяется исследовательскому эксперименту.
Здесь также важно правильно поставить задание.
Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагается такое задание: выяснить экспериментально от чего зависит сила Архимеда.
Слайд 15Самостоятельная работа учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы
работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования и т. д. способствуют формированию УУД.
Считаю, что на уроках физики лучше всего данные УУД удается формировать при выполнении лабораторных работ и решении экспериментальных и расчетных задач.
Пример Л.Р.: Установить зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от его длины.
Ход работы: Учащиеся ставят цель работы, ориентируясь на тему; выбирают оборудование (наводящие вопросы: Что исследуем? Что нам для этого потребуется?
Далее делают предположение (прогнозирование), что меняя (увеличивая или уменьшая) длину маятника, можно каждый раз вычислять период и частоту колебаний.
Выполняя измерения и применяя формулу, получают значения периода и частоты. Анализируя формулу и сравнивая теоретические выводы с практическими результатами, делают окончательный вывод о зависимости.
Оценивают свою деятельность: что получилось, что нет, что нужно знать и делать лучше (коррекция), чтобы добиться более точных результатов.
Слайд 16 Считаю, что на уроках физики это возможно осуществить:
при
решении качественных, расчетных и экспериментальных задач.
Пример качественной задачи
Зачем к корпусу автомашины, перевозящей горючие смеси, прикрепляют цепь, которая волочится по земле?
Ответ: При перевозке жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, прикрепляют цепь, которая отводит заряды в землю.
- Установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, умение грамотно и осознанно строить высказывания.
Познавательные УУД
Пример экспериментальной задачи
Рассчитайте плотность данного кусочка сахара-рафинада, зная его массу. Этапы решения: Вспомнить определение плотности вещества и формулу для ее определения. - Действия со знаково-символическими средствами, формулами
Понять, значения каких величин известны в задаче, а какие нужно узнать. Как можно найти неизвестные величины? Учащиеся предлагают план: Измерить грани кусочка сахара, вычислить по формуле объем, подставить его в формулу плотности для данной задачи, вычислить плотность, оценить результат, сравнив его с табличным значением.
Слайд 17Пожалуй, эти УУД можно считать основными.
Личностные УУД
Исходя из этого, цели
уроков физики должны ориентироваться на целостное отношение учащихся к окружающим, к себе и физике, как элементу общечеловеческой культуры.
Воспитывая уважение к творцам науки и техники, мы закладываем у учащихся такие качества, как целеустремленность в достижении цели, формируем самоопределение в будущей профессиональной деятельности.
Реализация возможна в рамках:
урока, когда учащиеся знакомятся с личностями ученых и тернистым путем их открытий;
проектной и творческой деятельности, когда учащиеся имеют возможность почувствовать себя исследователем, самостоятельно добывая знания;
внеурочной деятельности: в рамках предметной недели.
Слайд 18Данные УУД обеспечивают социальную компетентность Видами коммуникативных действий являются:
• планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
• постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Такие навыки вырабатываются при групповой и коллективной работе на уроках, в исследовательской и проектной деятельности.
Примером могут служить этапы уроков-исследований, уроков-игр, уроки-конференции и лабораторные работы.
Коммуникативные УУД
Слайд 19Регулятивные УУД
149,6 млн.км
Они обеспечивают самоорганизацию учащимися своей учебной деятельности:
Регулятивные универсальные учебные
действия можно формировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
Среднее расстояние от Земли до Солнца равно ? км. Солнечный свет распространяется со скоростью ? км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах расстояние округлите до целых.
Слайд 20Формирование УУД – это надежный путь кардинального
повышения качества образования.
Процесс формирования
УУД должен происходить на основе предыдущего опыта, но с новым видением результатов работы.