Презентация, доклад на тему Методическая разработка урока физики Глаз.Зрение

Содержание

Вид урока —комбинированный.Тип урока — ролевой, поисковый.Цели урока.Познавательные:продолжить формирование представление о линзах, об их использовании в природе;Коммуникативные:развить критическое мышление через работу с источниками информации;Личностные:научиться находить и воспринимать прекрасное и уникальное в природе;- развивать познавательные процессы учащихся,

Слайд 1 Методическая разработка урока – проекта по физике в 8 классе

по теме «Глаз Зрение»

Составлена учителем физики МКОУ ВСОШ № 2 при ИК с. Чугуевка Приморского края
Мурзагильдиной ЛюдмилойБорисовной.

Методическая разработка урока – проекта по физике в 8 классе по теме «Глаз Зрение» Составлена учителем

Слайд 2

Вид урока —комбинированный.
Тип урока — ролевой, поисковый.
Цели урока.
Познавательные:
продолжить формирование представление о

линзах, об их использовании в природе;
Коммуникативные:
развить критическое мышление через работу с источниками информации;
Личностные:
научиться находить и воспринимать прекрасное и уникальное в природе;
- развивать познавательные процессы учащихся, основываясь на применении научного метода познания: аналогичности и моделирования.







Вид урока —комбинированный.Тип урока — ролевой, поисковый.Цели урока.Познавательные:продолжить формирование представление о линзах, об их использовании в природе;Коммуникативные:развить

Слайд 3

Результаты урока.
Предметные:
выделение нужной информации, решение творческих и поисковых проблем;
Метапредметные:
развитие монологической

речи, формирование умения пользоваться информационными средствами и средствами наглядности;
Личностные:
• закрепление нравственных норм поведения.
Основные виды деятельности учеников:
изучать по разным источникам: учебнику, дополнительной литературе, интернете всё о глазе, его особенностях, механизме преломления лучей в глазе.
Оборудование:
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
персональный компьютер;
Место проведения урока—кабинет физики.
Результаты урока.Предметные: выделение нужной информации, решение творческих и поисковых проблем;Метапредметные:развитие монологической речи, формирование умения пользоваться информационными средствами

Слайд 4

Этапы урока.(слайд 2)
Организационный момент урока.
Актуализация проблемы урока учителем.
Вводное слово учителя.

4. Постановка проблемных вопросов (создание исследовательских групп ).
5. Изучение новой темы урока.
6. Выходной контроль знаний.
7. Рефлексия.
Информационные ресурсы.
Ход урока.
Презентация к уроку «Глаз. Зрение»
Первый этап урока—организационный.
Второй этап урока—актуализация темы урока:(слайд 3)
1.Какую тему проходим? (оптика)
2.Что такое свет? (свет—это видимое излучение)
3.Что называют световым лучом? (линию, вдоль которой распространяется энергия от источника света)


Слайд 5

4.Что мы называем источником света? (тела, от которых исходит свет)
5.Что можно

сказать об углах падения и отражения? ( они равны)
6.Какое изображение мы видим в плоском зеркале? (мнимое, симметричное)
7.Какое явление называют преломлением света? ( изменение хода луча при переходе из одной среды в другую)
8.Какие оптические приборы вы знаете? (очки, бинокль, телескоп, глаз и т.д.)
Третий этап урока—вводное слово учителя.(слайд 4-5)
В глазах заложено в миллион раз больше, чем сложнейшее их устройство. Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы, которые являются жизненной необходимостью для каждого человека, это вопросы связанные с оптической системой глаза, с его строением, дефектами и их устранением. На следующем уроке мы узнаем много интересного о зрении животных, птиц и насекомых из исследований наших учеников.
Какую роль играют глаза в нашей жизни ? Что мы знаем о них? Что такое глаз? А почему мы видим цветной мир? А как видят мир животные, птицы, насекомые? А почему люди носят очки? А какие бывают очки?
Вот на эти вопросы мы сейчас и постараемся с вами ответить.
4.Что мы называем источником света? (тела, от которых исходит свет)5.Что можно сказать об углах падения и отражения?

Слайд 6

Тема нашего урока «Глаз. Зрение» (слайд 6)
Цель урока:(слайд 7)
продолжить формировать представление о линзах, их использование природой;
ознакомиться со строением глаза;
выяснить какие части глаза образуют оптическую систему
что такое аккомодация?
почему люди плохо видят и как исправить этот недостаток?
Эпиграфом нашего урока будут слова Уильяма Блейка: «Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум».(слайд 8)
Четвёртый этап урока—создание исследовательских групп.
А помогут мне и вам в изучении новой темы наши исследователи.
Назовём наши исследовательские группы так:( слайд 9)
1-ая гр. « Историки»
2-ая гр. « Анатомы»
3-ья гр. «Физики»
4-ая гр. «Оптики» 5-ая гр. «Биологи»
В каждой группе по 3 ученика.

Слайд 7

Первая группа должна нам ответить— когда человек попытался открыть тайну

глаза? (слайд 10)
Вторая группа— в чём смысл слов Уильяма Блейка?
Третья группа— что происходит в глазе, когда туда попадает луч света? Почему мы видим мир цветным ?
Четвёртая группа— почему нарушается зрение? Как улучшить зрение?
Пятая группа—расскажет нам о зрении животных, птиц и насекомых.
Пятый этап урока—изучение нового материала.
Глаз –орган зрения высших животных, а также человека, является очень сложным оптическим прибором.(слайд 11)
Я закрываю глаза и весь мир умирает; я открываю глаза и весь мир снова оживает. Вдумайтесь в эти слова. И представьте себе мир слепого человека.
А каких красот в окружающем мире лишен плохо видящий человек или слепой?
Как же можно им помочь? А как видят мир животные, например, кошки или орлы?
Чтобы ответить на поставленные нами цели, мы вспомним историю изучения глаза(слайд 12). В древности глазам приписывали всевозможные магические свойства. Древние греки рисовали красивые вытянутые глаза на носу кораблей, а египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра или создавали украшения, а в Азии рисовали глаза Будды.
Первая группа должна нам ответить— когда человек попытался открыть тайну глаза? (слайд 10) Вторая группа— в

Слайд 8
И все-таки, какую роль играют глаза в жизни человека и что

нужно делать, чтобы глаза были здоровыми?
Более 90% информации мы получаем через глаза. Но к сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение сейчас встречается редко. Идя по улице, мы встречаем много людей в очках, особенно детей.
В чём причина ухудшения зрения в настоящее время? И давно человечество задумалось над тем, как помочь плохо видящему человеку? Какие бывают очки? Влияет ли на зрение человека чтение, компьютер, яркий свет?
Как же устроен наш глаз? (слайд13)
Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Снаружи глаз покрыт прочной белой оболочкой—склерой, которая является защитой для глаза от повреждений.
Передняя часть склеры прозрачная для света и называется роговицей. За роговицей расположена прозрачная водянистая масса (влага), а за ней—радужная оболочка, она и определяет цвет глаз. В радужной оболочке есть отверстие—зрачок. Его размер (диаметр) может изменяться: в темноте—расширяется, на свету—сужается. После зрачка свет попадает на хрусталик.
На что похож хрусталик? ( собирающую линзу)
Прикрепляется хрусталик к склере мышцами. За ним располагается стекловидное тело, которое заполняет всю оставшуюся часть глаза. Задняя стенка склеры –сетчатка– состоит из разветвлений волокон зрительного нерва, чувствительных к свету.
И все-таки, какую роль играют глаза в жизни человека и что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми?Более

Слайд 9Ещё раз вспомним слова Блейка: “Посредством глаза, а не глазом смотреть

на мир умеет разум». Физиологи говорят: «Мы смотрим не глазами, а мозгом».
Так с каким оптическим прибором схож наш глаз?
Конечно, с фотоаппаратом.
И как же мы видим? Как получается изображение предмета в глазе? (слайд 14—15)
Лучи света, попадая в глаз преломляются в роговице, хрусталике и стекловидном теле—всё это и есть оптическая система глаза и на сетчатке появляется изображение предмета. Сетчатка—это природный дугообразный экран, на который и проецируется всё то, что мы видим. Полученное на сетчатке изображение получается действительным, уменьшенным и перевёрнутым.
Обрабатываются световые сигналы в нашем мозге, который переворачивает изображение и мы видим всё правильно. Человек смотрит на разные предметы: далёкие и близкие, маленькие и большие, покоящиеся и движущиеся. И если глаз человека здоров, то оптическая система глаза очень быстро реагирует на изменения предмета и мы видим чёткое изображение.
Вот эта особенность приспосабливаться к видению как на близком, так и на далёком расстоянии называется— аккомодацией глаза. (слайд 16)

Ещё раз вспомним слова Блейка: “Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум». Физиологи говорят:

Слайд 10Аккомодация глаза тоже имеет предел. Здоровый глаз без напряжения может видеть

предметы на расстоянии не ближе 25 см от него. Это расстояние называется расстоянием наилучшего зрения.
т.е. способно формировать трёхмерное (объёмное) изображение.
Давайте проведём небольшой опыт. (слайд 17—18)
Практическая работа №1 «Определение бинокулярного зрения».
Цель работы —убедиться в стереоскопичности нашего зрения.
Учитель: «У вас на столе лежит фигурка игрушечного солдатика. Возьмите его и поставьте перед глазами вертикально на расстоянии не менее 25 см. Если вы закроете один глаз, потом второй, то что вы увидите?»
Учащиеся: “За солдатиком есть невидимое пространство».
Учитель: «А когда смотрите двумя глазами?»
Учащиеся: «Этого невидимого пространства нет».
Учитель: «Сделайте вывод».
Учащиеся: «Наше зрение стереоскопическое».
Учитель: «А кто мне подскажет об ещё одной особенности наших глаз».
Учащиеся: «Не видеть предметы, находящиеся сбоку глаз».
Учитель: « Да, у нас в сетчатке глаза есть слепое пятно, которое находится недалеко от жёлтого пятна. И доказать мы это сможем, если проделаем небольшой опыт».
Аккомодация глаза тоже имеет предел. Здоровый глаз без напряжения может видеть предметы на расстоянии не ближе 25

Слайд 11 Выполнение практической работы № 2 «Определение слепого пятна».(слайд 19)
Цель—

определение слепого пятна на сетчатке.
На столах учеников положен листок с рисунком в виде чёрного кружка и крестика, который расположен от кружка на расстоянии 5 см.
Выполнение работы:
.) прикрывая рукой сначала правый глаз, разместите листок перед глазами и перемещайте его до тех пор пока чёрный кружок исчезнет;
.) потом всё это повторяют с левым глазом;
.) ответить на вопрос: «Как можно объяснить это явление?»
Вывод: тем, что чёрный кружок попал на слепое пятно, поэтому мы его не видим.
В самом начале изучения новой темы, мы сказали, что у нас много людей, которые носят очки. Для чего нужны очки? Для исправления дефектов зрения. (слайд 20)
С древних времён человек пытался исправить эти дефекты зрения. Самые старые очки были найдены в гробнице древнеегипетского фараона Тутанхомона. Это были два очень тонких спила изумруда, соединённые бронзовыми пластинами в виде оправы.


Выполнение практической работы № 2 «Определение слепого пятна».(слайд 19)Цель— определение слепого пятна на сетчатке.На столах

Слайд 12 В древней Греции на острове Крит были найдены оптические линзы

из шлифованного горного хрусталя, которые использовались для исправления дефектов зрения. Первым достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет Папы Льва Х, выполненный итальянским художником Рафаэлем (1517-1519гг). Лев Х был очень близорук и одевал очки, когда отправлялся на охоту.
Прошло много десятилетий, когда простейшие линзы преобразовались в современные очки, микроскопы, бинокли и другие оптические приборы. (слайд 21)
Очки—простейший медицинский прибор, при помощи которого исправляют недостатки зрения. Сейчас очень часто используют вместо очков контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются непосредственно на глазное яблоко. Контактные линзы очень удобны, им не требуется оправа, не запотевают и незаметны.
Какие линзы используют в очках?
Недостатками глаз являются: (слайд 22)
.) близорукость;
.) дальнозоркость;
.) косоглазие;
.) астигматизм;
.) дальтонизм;
В древней Греции на острове Крит были найдены оптические линзы из шлифованного горного хрусталя, которые использовались

Слайд 13 например с ( - 0,5 дптр), а дальнозоркие—с положительной оптической

силой, например ( +0,5 дптр).
Ответьте на следующие вопросы:
.) Если врач-окулист выписал пациенту очки, оптическая сила которых равна ( + 3,5 дптр). Каким недостатком зрения страдает данный пациент? Дальнозоркостью .
.) А если пациент близорукий? Какие очки выпишет ему врач-окулист? ( с положительной оптической силой ).
Глаз—это природный оптический прибор.( слайд 24) Например, мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если бы он поднял бы и удерживал над головой штангу весом около 100-150 кг. И вот, чтобы предохранить наши глаза от перенапряжения, нужна глазная гимнастика.
Сделаем «Гимнастику для глаз».
1.Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их, проделайте это 5-6 раз.
2.Переводите взгляд с ближних предметов на дальние. Повторите это 5-6 раз.
3.Делайте круговые движения глазами: по часовой стрелке, а потом - против часовой стрелки, повторите 5-6 раз.
4. Вытяните вперёд руку, следя взглядом за кончиком среднего пальца, медленно приближая его к носу, потом медленно отодвигайте его назад. Повторите это упражнение не менее 3 раз.
А ведь за любым прибором должен быть уход, вот и за глазами тоже должен быть уход.
например с ( - 0,5 дптр), а дальнозоркие—с положительной оптической силой, например ( +0,5 дптр). Ответьте

Слайд 14 На столах учеников лежит рекомендация по уходу за глазами:(слайд

25)
1.Не рекомендуется читать в движущемся транспорте, так как постоянно меняется кривизна хрусталика.
2. Не рекомендуется держать книги на расстоянии ближе 30 см, потому что мышичный аппарат глаза сильно напрягается.
3. Читать, писать в хорошо освещенном помещении и свет должен падать слева.
4. При работе с вращающимися, режущими инструментами нужно одевать защитные очки, так как инородные предметы могут попасть в глаза.
5.Отрицательное влияние на зрение оказывают курение, алкоголь и наркотики, так как они действуют на зрительный нерв.
Сегодня на уроке мы с вами изучили оптическую систему глаза, его строение и свойства. Узнали, какими линзами можно исправлять дефекты зрения. И помогли в этом нам знания из истории, биологии, анатомии и физики.
Шестой этап урока- Выходной контроль. Закрепление материала. ( слайд 26-27)
1.Какая структура глазного яблока обеспечивает аккомодацию?
 •роговица  •сетчатка  •зрачок  •хрусталик
2. Какая оболочка глаза расположена под склерой ?
 •радужная •роговица  •сосудистая  •сетчатка
На столах учеников лежит рекомендация по уходу за глазами:(слайд 25)1.Не рекомендуется читать в движущемся транспорте,

Слайд 15
3. Где расположено слепое пятно?
•в зрачке •в склере •в радужке •в сетчатке

4. Как называется передняя часть сосудистой оболочки глаза?
•радужка •роговица •зрачок •хрусталик
5. Способность чётко видеть предметы, расположенные вблизи и вдали, достигается…
•изменением кривизны хрусталика
•перемещением хрусталика относительно роговицы
•изменением диаметра зрачка
•сокращением зрительных мышц

3. Где расположено слепое пятно?•в зрачке •в склере •в радужке •в сетчатке 4. Как называется передняя

Слайд 16 6. Как называется отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет?
склера радужная роговица зрачок


7. Как называется прозрачное студенистое вещество, заполняющее внутреннюю часть глазного яблока?
склера серое вещество хрусталик стекловидное тело
(слайд 28 - ответы)
Седьмой этап урока.
Рефлексия . (Слайд 29-30)
1. Что вы узнали интересного для вас на уроке?
2. Что вы возьмёте себе на заметку?
3. А что не понравилось при изучении данной темы?
4. А что вы услышали впервые о глазах?

6. Как называется отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет?склера радужная роговица зрачок 7. Как называется

Слайд 17Интернет—ресурсы:
1) http://ppt4web.ru/biologija/glaz-kak-organ-zrenija-i-opticheskaja-sistema.html
2) http://yandex.ru/images/search?text=%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%208%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81
3) http://fcior.edu.ru
4) http://class-fizika.narod.ru
5) http://physics03.narod.ru
6) http://school-collection.edu.ru
7)http://illjuzija.ru/
8)http://www.netlore.ru/samye-interesnye-opticheskie-illyuzii
9)http://www.psy.msu.ru/illusion/
 

Интернет—ресурсы: 1) http://ppt4web.ru/biologija/glaz-kak-organ-zrenija-i-opticheskaja-sistema.html2) http://yandex.ru/images/search?text=%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%208%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%813) http://fcior.edu.ru4) http://class-fizika.narod.ru5) http://physics03.narod.ru6) http://school-collection.edu.ru7)http://illjuzija.ru/8)http://www.netlore.ru/samye-interesnye-opticheskie-illyuzii 9)http://www.psy.msu.ru/illusion/ 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть