Слайд 1Зрение. Дефекты зрения.
Автор: Кондратьева Елена
9 класс
МКОУ Маршанская СОШ
Слайд 2Введение
Живое существо не имеет более верного и
надежного помощника, чем глаз.
Видеть – значит различать окружающее во всех подробностях, значит различать опасность.
Другие органы чувств выполняют то же, но грубее и слабее. Наши слова “поживем – увидим” равносильны тому, что видимость – это достоверность. В этом смысле надо понимать изречение Анаксагора: “Зрение – есть явление невидимого”. Невидимый мир становится реальностью, явлением посредством зрения.
Слайд 3Задачи:
Проанализировать роль оптической системы глаза в получении достоверной информации об
окружающем мире.
Установить причины возникновения нарушений зрения и правила их профилактики.
Исследовать дефекты моего зрения.
Слайд 4 Строение глаза
Глаз- орган зрения животных и человека. Человеческий глаз
- сложная оптическая система
Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).
Слайд 5Построение изображения в глазе.
Отраженные от предмета лучи
света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке (мозг «переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).
Слайд 6Исследование № 1
Тема исследования:
“Наблюдение изображения тени на сетчатке
глаза”
Цель исследования:
доказать, что изображение предмета на сетчатке глаза является перевернутым.
Оборудование:
1. лист черной бумаги 40Х60 мм с отверстием 6 мм
2. лист черной бумаги треугольной формы со стороной 30 мм
Слайд 7Анализ исследования:
Изображение тени от листочка бумаги- обратное.
Тень от листочка
двигалась относительно направления его перемещения в обратную сторону.
Вывод: Изображение предмета на сетчатке глаза является перевернутым.
Слайд 8Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.)
Величайший из материалистов древности
Демокрит объяснял зрительное ощущение воздействием попадающих в глаз атомов, которые испускает светящееся тело.
Слайд 9Клавдий Гален(130-200гг.)
Первое описание строения человеческого глаза дано в работах Галена.Это описание
очень несовершенно, но в нем уже упоминается зрительный нерв, сетчатка, хрусталик
Слайд 10Альхазен (XI в.)
Примерно через девять столетий
знаменитый арабский ученый Альхазен первым попытался осмыслить механизм формирования зрительного образа. До Альхазена считали, что зрительный образ возникает как-то сразу, целиком, как некий единый, не расчлененный на части процесс. Альхазен высказал гениальную догадку: каждой точке на видимой поверхности объекта должна соответствовать своя точка внутри глаза, и, следовательно, процесс формирования изображения объекта в глазу складывается из множества элементарных процессов формирования изображений отдельных точек объекта. Правда, Альхазен считал, что точки восприятия находятся не на сетчатке, а на передней поверхности хрусталика
Слайд 11Леонардо да Винчи (1452 -1519гг.)
Великий итальянский
художник и естествоиспытатель Леонардо да Винчи «перенес» точки восприятия с поверхности хрусталика на сетчатку. Известны рисунки, сделанные рукой Леонардо да Винчи, объясняющие строение глаза и построение изображений в нем. Он полагал, что хрусталик имеет форму шара и находится в середине глазного яблока. Ученый считал, что на сетчатке глаза должно получаться не перевернутое, а прямое изображение. Шаровидный хрусталик внутри глаза, по его мнению, и служил для повторного оборачивания изображения.
Слайд 12И.Кеплер ( ХVII в.)
Мысль о том,
что формируемое на сетчатке глаза изображение является перевернутым, была впервые высказана И.Кеплером в начале XVII в. Кеплер понял также, что хрусталик необходим для аккомодации глаза. Однако он считал, что аккомодация осуществляется путем изменения расстояния между хрусталиком и сетчаткой.
Лишь в начале XIX в. Т.Юнг доказал, что механизм аккомодации состоит в изменении кривизны поверхностей хрусталика, то есть его рефракции.
Слайд 13Исаак Ньютон ( ХVII в.)
Существенный вклад в физиологическую
оптику внес И.Ньютон (XVII в.), заложивший основу для современных работ по цветовому зрению.
Слайд 14Г.Гельмгольц (XIX в.)
Широко известны труды Г.Гельмгольца
(XIX в.) по физиологии зрения. В середине прошлого века ему удалось с помощью специально изготовленного зеркала с отверстием увидеть через темный зрачок глазное дно. Это было гениальным открытием, изменившим коренным образом представление о теории зрения, позволившим заглянуть в новый мир и увидеть «часть мозга, выдвинутого на периферию».
Слайд 16Аккомодация глаза
Аккомодация- способность глаза к изменению его оптической силы
При переводе
взгляда на другой предмет, нарушается резкость изображения на сетчатке. Сигнал об этом поступает в мозг. Хрусталик сжимается, увеличивается его оптическая сила, пока вновь не получится четкое изображение предмета на сетчатке.
Слайд 17Пределы аккомодации глаза
dmax –дальняя точка – наиболее удаленная от глаза точка
расположения предмета, четко видимая глазом
dmin – ближняя точка - наименее удаленная от глаза точка расположения предмета, четко видимая глазом
dн – расстояние наилучшего зрения – расстояние от предмета до глаза, при котором глаз не утомляется при длительном наблюдении
Слайд 18Исследование № 2
Тема исследования: “Аккомодация глаза”
Цель исследования:
Установить назначение аккомодации
глаза.
Определить пределы аккомодации и расстояние наилучшего зрения.
Оборудование:
карандаш
книга
измерительная лента
Слайд 19Вывод:
Глаз способен перестраиваться в зависимости от расстояния до фокусируемого предмета
так, чтобы на сетчатке было чёткое его изображение.
Пределы аккомодации, расстояние наилучшего зрения зависят от индивидуальных особенностей глаза.
Слайд 20
Бинокулярное зрение.
Бинокулярное зрение (от lat. Bini
– пара, два и oculus – глаз), зрение двумя глазами. При бинокулярном зрении зрительные оси глаза располагаются таким образом, что изображения рассматриваемого предмета попадают на одинаковые участки сетчатки обоих глаз, в результате воспринимается единое стереоскопическое изображение.
Стереоскопическое изображение – это пространственное изображение, которое при рассмотрении представляется зрительно объемным (трехмерным), передающим форму изображенных объектов, характер их поверхностей (блеск, фактуру), взаимное расположение в пространстве… При наблюдении стереоскопического изображения каждому глазу зрителя представляется возможность видеть свой ракурс объекта и в сознании человека происходит автоматическое слияние этих ракурсов в одно результирующее пространственное изображение.
Слайд 21
Тема исследования: “Исследование стереоскопического зрения”
Цель исследования: исследовать и объяснить бинокулярное (стереоскопическое)
зрение.
Оборудование: 1. 2 карандаша
Исследование № 3.
Слайд 22Вывод:
При наблюдении двумя глазами человеку предоставляется
видеть объёмное изображение предмета.
Слайд 23Нарушения зрения и их коррекция.
Остается только
восхищаться тем, что природа создала такую сложную и умеющую приспособиться к внешним условиям структуру как человеческий глаз.
Но, к сожалению, не всегда человек обладает хорошим зрением в силу разных причин.
Нарушений зрения очень много, но я остановлюсь на самых распространенных: близорукости и дальнозоркости.
Слайд 25Исследование коррекции моего зрения:
Зная дальнюю точку,
для близорукого глаза можно с определенной точностью рассчитать оптическую силу линз, необходимую для коррекции по формуле:
D=-1/dmax
Зная это, я решила определить оптическую силу линз моих очков. В первую очередь мне необходимо было найти свою дальнюю точку(d1). Для этого я взяла учебник физики, сняла очки, и нашла такое расстояние от глаз до учебника, при котором текст стал четким. Это расстояние и является моей дальней точкой. Оно оказалось равным 22см. Далее, подставив его значение в формулу:
D=-1/0,22м я получила, что оптическая сила моих очков составила:
D=-4,5 дптр.
Это соответствует рецепту моих очков.
Слайд 26Заключение
Зрительный анализатор является очень значимым, а проблема
сохранения хорошего зрения очень актуальна для нас. Всесторонний технический прогресс, всеобщая компьютеризация нашей жизни – это дополнительная и жесткая нагрузка на наши глаза. Поэтому, мы должны соблюдать гигиену зрения, которая, в сущности, не так сложна: не читать в некомфортных для глаз условиях, беречь глаза на производстве посредством защитных очков, работать на компьютере с перерывами, не играть в игры, которые могут привести к травматизму глаз. Благодаря зрению, мы воспринимаем мир таким, каким он есть. Проведенные нами исследования показали, что цели и задачи работы достигнуты.
Слайд 27Список литературы:
Учебник А.В. Пёрышкин. Физика 8 класс, изд. «Дрофа», Москва-2009 г.
В.А
Волков «Поурочные разработки по физике. 8 класс» Москва, «ВАКО»-2006 г.
Тарасов Л. В. И Тарасова А. Н. Беседы о преломлении света. [Текст] -
Библиотечка «Квант» выпуск 18, 2002 г.
Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2000 г.
Булат В.А. Оптические явления в природе. - М.: Просвещение, 1974.
Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. - М.: Просвещение, 1986.
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988.
Интернет-ресурсы
Слайд 28
Спасибо за внимание!
Берегите Ваше зрение!