Слайд 1 «Актуальные проблемы физико-технического образования в школе »
Белявцева Т.Д.
Учитель физики
МОУ«Гуманитарная
гимназия №33 города Донецка»
Слайд 2Государство, общество, личность - это заказчики, определяющие цели, содержание и результаты
образовательного процесса.
В образовании важно обеспечить баланс интересов личности, общества, производства.
Слайд 3У большей части молодежи, к сожалению, изучение именно точных наук,
и в частности физики, не вызывает интереса и представляет собой наибольшие трудности.
Поддерживать преподавание математики, физики, на высоком уровне для многих общеобразовательных учреждений — сложная задача.
Слайд 4На сайте Лаборатории образовательных технологий http://www.trizway.com/art/form/ можно прочитать интересные статьи Анатоля Гина
и его коллег по проблемам современного образования. Проблемы, которые возникают последнее время у учителей физики: "Из 100% прошедших школьный курс физики менее 10% усваивают его на приличном уровне. Остальные 90% оказывают пассивное (в лучшем случае) или активное сопротивление обучению.
Слайд 5Современные проблемы технического образования связаны с ослаблением интереса к инженерным специальностям
по сравнению с экономическим, юридическим и др. образованием.
Возникает несоответствие уровня подготовленности выпускников школ к требованиям для успешного обучения в техническом вузе на качественно новой ступени образования.
В качестве аргументов, подтверждающих это несоответствие можно привести следующие:
Слайд 6Сократились часы, отводимые на изучение математики и физики в школе, и
следствием этого явилось изменение содержания предметных областей.
Если раньше общеобразовательным уровнем считался курс физики в объеме по 4 ч/нед в 10-11 кл,, то теперь он снижен до уровня базового - по 2 ч/нед. (сюда же надо добавить и исключение астрономии в 11 классе)
Слайд 7Приходится большой объем информации изучать в сжатые сроки. Ряд важных тем,
необходимых при обучении в техническом вузе, рассматриваются в ознакомительном порядке или не рассматриваются вообще. Имеет место не усложнение содержания, а тенденция к его размыванию, что порождает угрозу постепенной утраты четкой логической структуры таких предметов как математика, физика и др.
Слайд 8В школьной программе практически отсутствует межпредметный синтез, т.е. перенос базовых знаний
из области математики в область физики. К среднему звену многие дети подходят, плохо владея логикой мышления, со слабой математической базой, со скучающими глазами. Кроме вопросов, которые решает учитель на уроке физики, приходится обращать внимание на знание (незнание) детьми некоторых вопросов математики.
Слайд 9Наблюдается низкая мотивационная учебная деятельность учащихся. Только в том случае, когда
учащийся будет видеть возможности практического применения изучаемого материала, только тогда у него возникнет мотивированный интерес, только тогда он сможет достичь определённых успехов. Причём этот интерес может быть разным - как практического характера связанного с умениями и навыками изготовления и ремонта технических устройств, так и теоритического - сдача экзамена по физике для поступления в ВУЗ.
Слайд 10Эксперименты новых образовательных программ в средней школе за последние десятилетия привели
к потере системности в области знаний естественнонаучного профиля. Катастрофически низкие знания по математике и физике у абитуриентов приводят к многочисленным негативным последствиям в сфере высшего образования.
Слайд 11Эффективное использование ИКТ. Хороший видеофрагмент или анимация, компьютерная модель позволяют сократить время
при объяснении материала, при этом качество его усвоения выше. Но ведь далеко не в каждом кабинете физики в школах есть компьютер и проектор.
Слайд 12Изложение материала, методический аппарат учебника должны помогать учителю в организации деятельности
учащихся на уроке, а не в передаче информации. Учебники в числе достоинств должны иметь : доступность, проблемный, исследовательский характер изложение материала, много эксперимента и качественных задач. Все в учебнике должно быть нацелено на то, чтобы учащиеся понимали физику, видели ее в жизни, умели объяснить и применить на практике, содержать набор разнообразных качественных задач и количественных задач, но на втором плане.
Слайд 13Реализация модернизации образования требует от учителя перестройки методики преподавания, перехода на
технологии развивающего обучения. А обучать в деятельности мы практически не умеем, это трудно, т.к. надо придумывать учебные проблемы, интерактивные задания, создавать парадоксальные ситуации, проводить интересные физические эксперименты и др. Просто объяснить материал, конечно, легче.
Слайд 14Анализ реального состояния преподавания физики в практике общеобразовательной школы позволяет выявить
следующие противоречия в деле развития физико-технического творчества учащихся:
1) между теоретическими знаниями учащихся и умениями практического их применения;
2) между необходимостью развития творческого потенциала школьников, позволяющего им решать проблемы и задачи физико-технического содержания, и недостаточным объемом специальных знаний, умений и навыков прикладного характера, получаемых на уроках физики;
3) несоответствие между парком школьного лабораторного и демонстрационного оборудования и современной контрольно-измерительной, исследовательской техникой и ее элементной базой.
Слайд 15Выводы и предложения
3. Физика должна стать частью общей культуры человека, а
для этого надо выделить в курсе главное, ведущие идеи физики отделить от второстепенного.
1. На сегодняшний день реформы образования не улучшили качество преподавания физики.
2. В преподавании физики, как основы фундаментальных наук, необходимо добавить число часов
4. Необходимо обновление не только содержания, но и технологии преподавания курса физики (рассмотреть конкретные направления обновления.)
Слайд 165.Умение решать физические задачи должно быть главным приоритетным направлением в развитии
практической части обучения физике.
6.Крайне нежелательным представляется сокращение количества лабораторных работ и физического практикума.
7. Преподавание физики на нынешнем переходном этапе должно сочетать использование учебно-методической литературы старого и нового поколений.
8. Проведение физических олимпиад является существенным фактором развития интеллекта школьников и пропаганды профессии, связанной с физикой.
9. В школу должен прийти учитель, владеющий новыми технологиями.
Слайд 1710. Необходимо обеспечить кабинет физики современным учебным оборудованием.
11. Особое внимание в
школьном курсе физики должно быть уделено развитию технического творчества.
12.Все эти и другие проблемы, связанные с преподаванием физики необходимо поднимать в ходе семинаров для учителей-практиков.