Слайд 1Проблема единства
образования и воспитания
в педагогической концепции Л.Н.Толстого
Подготовили:
студентки 4
курса
филологического факультета
Филимонова Ольга,
Нерубленко Дарья.
Слайд 2
В своих работах Л.Н.Толстой доказывает ненужность, вред принудительного воспитания, убеждает,
что штампы, бюрократически насаждаемый воспитательный элемент «сделали школу деспотичной», призывает опираться прежде всего на «потребности народа».
Слайд 3
В статье «Воспитание и образование» (1862 г.) звучит критика системы
народного образования и воспитания. В ней Толстой стремится теоретически определить содержание понятий «воспитание» и «образование» и подвергнуть критике существующие учебные заведения, начиная с народных школ и кончая университетами.
Слайд 4
Толстой разграничивает понятия воспитания и образования.
Образование он определяет как
«свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого – сообщать уже приобретенное им».
Воспитание «есть принудительное,
насильственное воздействие
одного лица на другое с целью
образовать такого человека,
который нам кажется
хорошим».
Слайд 5
«Образование свободно»; «воспитание есть образование насильственное».
«Воспитание есть возведенное в
принцип стремление к нравственному деспотизму».
«Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, – неплодотворно, незаконно и невозможно», – считает Толстой и делает свой вывод:
«Права воспитания не существует».
Этого права «не признает, не признавало и не будет признавать» «молодое поколение, всегда и везде возмущающееся против насилия воспитания».
Слайд 6
Воспитание не может иметь разумных оснований, но если «существует веками
такое ненормальное явление, как насилие в образовании – воспитание, то причины этого явления должны корениться в человеческой природе».
По мнению Толстого, воспитание
«имеет свое начало:
в семье,
в вере,
в правительстве,
в обществе».
Слайд 7
Толстой утверждает, что «семейные, религиозные и правительственные основания воспитания естественны
и имеют за себя оправдание необходимости».
Стремление родителей воспитать своих детей «такими, какими бы они желали быть сами», представляется Толстому «ежели не справедливым, то естественным» «до тех пор, пока право свободного развития каждой личности не вошло в сознание каждого родителя».
Столь же естественным считает Толстой желание религиозного человека, верующего в то, что «человек, не признающий его учения, не может быть спасен», «хотя насильно обратить и воспитать каждого ребенка в своем учении».
Правительства, по мнению Толстого, также имеют «неоспоримые оправдания» воспитывать «таких людей, какие им нужны для известных целей».
Слайд 8
Особенно резко нападает Толстой на университетское образование, обвиняя университеты в
том,
что предметы, в них преподаваемые, за исключением естественных наук, не приложимы к жизни;
что в университетах существует «догмат папской непогрешимости профессора»;
что студенты на лекциях не имеют права задавать вопросы и возражать преподавателю;
что, при современных условиях образования, чтение лекций профессорами «есть только забавный обряд, не имеющий никакого смысла»;
что университет «готовит не таких людей, каких нужно человечеству», а таких, «каких нужно испорченному обществу».
Слайд 9
Из университетов зачастую выходят или «чиновники, только удобные для правительства,
или чиновники профессора, или чиновники литературы, удобные для общества <...> или же так называемые люди университетского образования, развитые, то есть раздраженные, больные либералы», «либерализм» которых ни к чему не приложим. Таких либералов «совсем не нужно народу».
Слайд 10
Несмотря на то что Толстой был очень доволен в созданных
им школах работой учителей-студентов, исключенных из университета после студенческих волнений, он критически относится к некоторым формам и методам университетского обучения.
В некоторой степени сказался и личный студенческий опыт Толстого: он вспоминает почти два десятилетия спустя об экзаменах в Казанском университете.
Отсюда в статье его несколько категоричное, но и во многом справедливое утверждение, что «экзамены не могут служить мерилом знаний, а служат только поприщем для грубого произвола профессоров и для грубого обмана со стороны студентов».
Слайд 11
Вскоре Толстой отказался от того резкого разграничения понятий «воспитание» и
«образование», которое он проводит в своей статье. Уже в конце той же статьи Толстой признает за лектором, читающим ту или иную научную дисциплину, право передавать слушателям свои взгляды по тому или другому вопросу и рекомендовать тот метод изучения, который он признает наилучшим.
Толстой считает, что «нельзя запретить человеку, любящему и читающему историю, пытаться передать своим ученикам то историческое воззрение, которое он имеет».
Слайд 12
Парадоксальное утверждение Толстого о том, что «воспитание не воспитывает, а
только портит», что «лучшая система в деле воспитания – не иметь никакой системы», прозвучавшее в ряде его статей («Кому у кого учиться писать: нам у крестьянских детей или крестьянским детям у нас?», «Воспитание и образование», «О народном образовании»),
у многих современников Толстого
вызвало протест.
Критики возражали Толстому:
сам-то он воспитывает своих учеников.
Но издававшийся Достоевскими
журнал «Время» одобрил статьи
Толстого, увидев в них «искреннее
отречение от всяких наносных
теорий и начал».
Слайд 13
Позже сам Толстой признавал, что воспитательный элемент в его школе
действительно существовал: «Я воспитывал своих яснополянских мальчиков смело...».
В 1909 г. он ответил прямо:
«То разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием, – искусственно. И воспитание и образование нераздельно».