Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Тема: Учение
о бытии и теория познания
Цвиркунова А.Ю.
преподаватель КРК «Интеграл»
Курсавка, 2017
Слайд 2Цель: углубить знания студентов по теме «Учение о бытии и теория
познания»;
Задачи:
образовательные:
- продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи, делать выводы, размышлять, рассуждать;
- повысить информационную грамотность студентов;
развивающие:
- развитие навыков социальной восприимчивости, а также коммуникативных навыков;
- развитие навыков творческого мышления;
- развитие навыков работы с философской литературой;
воспитательные:
- пробуждать чувства человеческой ценности, своего «я», жить в согласии со своей совестью;
-
Слайд 3План
Категория бытия, ее смысл и специфика.
Философское учение о материи
Пространство и время.
Движение
как способ существования материи
Сущность сознания, его генезис и свойства
Проблема идеального
Слайд 4Категория бытия, ее смысл и специфика
Бытие - философская категория, обозначающая существование
всего объективного мира.
Основные формы бытия:
бытие вещей, процессов делится на бытие вещей природы как целого и бытие произведенных человеком вещей;
бытие человека делится на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
бытие духовного (идеального) делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное
бытие социального делится на индивидуальное социальное бытие и бытие общества.
Слайд 5Философское учение о материи
В любой форме материализма категория «материя» является исходной
в изложении понимания мира. Содержит в себе две основных идеи: субстанциальности (онтологический) и объективности (гносеологический).
В истории философии понятие материи связывалось, как правило, с идеей субстанции (бескачественная основа сущего).
Слайд 6Эволюция понятия «материя»
этап связан с поисками чувственно-конкретной основы всех веществ (вода,
огонь).
этап – попытка подняться от чувственного к абстрактному (атомы, апейрон).
этап – вещественно – субстратное представление о материи в Новое время. Материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств.
этап – философско-гносеологическое представление о материи, которое не приписывает материи каких- либо конкретных физических свойств, оно объединяет то, что присуще всем явлениям – их объективность.
этап – субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое пытается рассматривать материю как систему множества атрибутов.
Слайд 7Пространство и время
В истории философии существовали различные концепции пространства и времени,
которые можно свести к двум:
Субстанциальная (Декарт, Ньютон, классическая физика), согласно которой они понимаются как нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища.
Реляционная (Аристотель, Лейбниц), согласно которой пространство и время – формы существования материальных объектов. Пространство выражает структурность и протяженность материальных объектов, порядок их существования, а время – длительность материальных процессов, последовательность их смены друг другом.
Слайд 8Движение как способ существования материи
Движение в применении к материи – это
изменение вообще.
Этой категорией охватываются все типы изменчивости, начиная от перемещения объекта в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции.
Движение – коренной способ бытия материи, выражение ее внутренней активности, то есть самодвижения.
Лишь в движении тело обнаруживает, что оно существует.
Слайд 9По мере приближения классических наук к завершению исследования
«своей» формы движения материи,
наиважнейшие открытия будут сделаны на стыках наук (биохимия, кибернетика, квантовая механика)
Формы движения материи
Энгельс выделил 5 форм движения материи:
механическая,
физическая (притяжение, отталкивание, электричество),
химическая,
биологическая ,
социальная.
Слайд 10Сущность сознания, его генезис и свойства
деятельности человека, в процессе превращения идеального
в материальное.
Специфика сознания состоит в том, что его содержание не является содержанием его самого как реальности.
Содержанием сознания является отраженная им реальность.
Таким образом, сознание это:
Сознание проявляет себя в
продукт общественно- исторического развития,
функциональное свойство мозга,
идеальное отображение материальный действительности,
регулятор целенаправленной деятельности человека,
сложный информационный процесс.
Слайд 11Возникновение сознания связано:
с изготовлением орудий труда, которое предполагает, что человек должен
осознавать не прямую, а опосредованную связь между своими действиями и явлениями внешнего мира;
с возникновением и использованием языка.
Слайд 12В отличие от «языка» животных, который характеризуется ситуативностью, язык человека представляет
собой оперирование знаками.
Слово-знак есть символ, а символ есть смысловое отражение действительности; при наличии общества.
Сознание имеет общественную природу: индивидуальное сознание развивается лишь при наличии коллектива.
Сознание формируется под решающим воздействием общественной среды, является результатом реальных взаимоотношений человека с себе подобными, возникает в процессе совместной деятельности и общения.
Слайд 13Проблема идеального в философии
Высшей формой отражения объективного мира в нашем сознании
выступает ИДЕАЛЬНОЕ.
Метафизический материализм трактовал ИДЕАЛЬНОЕ как образ внешнего мира, возникающий в голове в результате пассивного созерцания.
Марксизм подчеркивает, что ИДЕАЛЬНОЕ есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
Слайд 14Советский философ Д. Дубровский:
«Идеальное сугубо личностное явление, реализуемое мозговым нейродинамическим процессом
определенного типа».
Слайд 15Точка зрения Э. Ильенкова:
ИДЕАЛЬНОЕ есть отражение материальной действительности в общественно определенных
формах мыслительной деятельности.
ИДЕАЛЬНОЕ существует как деятельная способность человека.
ИДЕАЛЬНОЕ бытие вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта в виде ее внутреннего образа.
Непосредственно ИДЕАЛЬНОЕ представляется через «тело» слова, опирается на языковые значения, осуществляется в символе.
Символ содержит в себе значение, смысл и основные очертания того объекта, ИДЕАЛЬНЫМ бытием которого оно является.
В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка ИДЕАЛЬНАЯ форма существования предметного мира, его свойств и связей.
Слайд 16Вопросы и задания
Раскройте смысловое содержание категории бытия в историко- философской традиции.
От
чего зависит содержательное наполнение категории бытия?
Проследите этапы формирования понятия материя.
Раскройте философский аспект проблемы антропогенеза.
В чем суть метафизической концепции движения?
Раскройте основные концепции пространства и времени.
Что такое идеальное?
Назовите базовые категории онтологии.
В сущность диалектики бытия и небытия?
Назовите наиболее существенные атрибутивные свойства пространства и времени.
Слайд 17Литература
Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008.
Лосев
А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Республика, 1991.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Смысл, 1990.
Новикова Т.М. Искусство философии и философия искусства.
Философия, ее смысл и предназначение: учебное пособие. – М.: Вузовская книга, 2006. Ортега - и - Гассет Х.
Что такое философия./Введение в философию. - М..: Прогресс, 1991.