Слайд 1ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ
Слайд 2Философская антропология изучает:
Сущность и природу человека
Антропогенез
Проблему существования человека
Духовное развитие человека
Перспективы эволюции
человека
Проблему свободу и ответственности человека
Проблемы антропологической биоэтики
Слайд 4Тема 16. Проблема человека
в философии и науке
Проблема человека в
истории классической философской мысли
Осмысление и разработка проблем антропогенеза
Биологическое и социальное в развитии человека
Слайд 5Литература:
Проблема человека в современной западной философии. М., 1988.
Тейяр де Шарден. Феномен
человека. М., 1987.
Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1984.
Хрусталев Ю.М. Философия. Ч.3. Гл.1. Онтологический статус жизни. М., 2004.
Человек: мыслители прошлого, настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1996.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Слайд 6Философия Древнего Востока о человеке
Слайд 7Проблема человека в философии Древней Греции
Софисты:
“Человек есть мера всех вещей” (Протагор);
релятивизм
и субъективизм;
экзистенциальный смысл истины
Сократ:
Этический рационализм и учение о даймонионе
Платон:
Антропологический дуализм души и тела;
Душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком;
Вечный трагизм существования человека
Аристотель:
“Человек – это общественное животное, наделенное разумом”;
деятельностная сущность человека
Слайд 8Средневековая христианская концепция человека
Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом;
человек
“есть образ и подобие Бога”;
человек является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу;
задача человека – приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда
Слайд 9Человек в философии Возрождения и Нового времени
Человек занимает центральное место в
мироздании (Пико делла Мирандола);
свобода воли человека - каждый сам творец своего счастья;
мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма;
всеобщая конкуренция - «человек-человеку - волк» (Т.Гоббс);
антропологический рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р.Декарт);
механистический взгляд на человека: «Человек- машина» (Ж.Ламетри)
Слайд 10Немецкая классическая философия о человеке
Человек - основной вопрос философии, человек самый
главный предмет в мире (И.Кант);
человек отличается от других существ самосознанием (И.Фихте);
человек как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г.Гегель);
антропологический монизм (Л.Фейербах)
Слайд 11Основные концепции антропогенеза
Слайд 12До времени, когда пылал хаос,
Взрывались солнца в вихре и без меры,
Из
сфер другие вырывались сферы;
Когда ж на них морей осела гладь
И стала всюду сушу омывать,
Согрета солнцем, в гротах, на просторе
Жизнь организмов зародилась в море.
Эразм Дарвин. «Храм природы».
Слайд 13Жизнь
- это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в
его актуальные значения
Специфические свойства жизни:
питание
дыхание
раздражимость
активность
размножение
рост
Интегральные характеристики жизни:
энергетические процессы обмена веществ
признаки самоорганизации
информационно-генетические признаки
эволюционные признаки
Слайд 15Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина
Ж.Ламарк
провозгласил
всеобщим законом
живой природы
- принцип эволюции:
1809 год
«Виды животных и растений постоянно
изменяются, усложняясь в своей
организации в результате влияния
внешней среды и некоего внутреннего
стремления всех организмов
к усовершенствованию».
«Философия зоологии»
Ч. Дарвин вскрыл
основные факторы
и причины эволюции
органического
мира:
Эволюция в органическом мире осуществляется
в результате 3 основных факторов:
изменчивость - основа образования новых
признаков в строении и функциях организмов;
наследственность закрепляет их;
естественный отбор - в процессе борьбы
за существование устраняются организмы,
которые не приспосабливаются к условиям жизни.
«Происхождение видов путем естественного отбора»
1859 год
Слайд 16
Ч.Дарвин выдвинул
гипотезу о происхождении человека
от обезьяноподобного предка
I. Эволюционная
теория
антропогенеза
II. Трудовая
теория
антропосоцио-
генеза
По Ф.Энгельсу труд не отменяет
действия биологических
законов, но преобразовывает
характер действия
естественного отбора
1871 год
Конец ХIХ века
Хуго де Фриз: новые виды возникают
скачкообразно в результате
единичных мутаций в генном аппарате (геноме);
С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский:
эволюционные процессы происходят не
в индивидуальном организме,
а в популяциях животных и растений
III.Мутационная и
синтетическая
теории
антропогенеза
Начало ХХ века
Разработка проблем антропогенеза
Слайд 17Антропогенез
Рама-
питек
(предок
человека
и высших
обезьян)
Сивапитек
Зинд-
жантроп
- человек
умелый
Австрало-
питек
Питекан-
троп
Синан-
троп
Неандер-
талец
- ранняя
форма
homo
sapiens
14 млн.
л.н.
10 млн.
л.н.
2 млн.
лн.
4-2
млн.
л.н.
1,9-0,65
млн.л.н.
400
тыс.л.н.
30-40
тыс.л.н.
Слайд 18Соотношение биологического и социального в развитии человека
Биологическая эволюция человека перестала иметь
решающее значение;
а потому можно говорить о ведущей социально-культурной эволюции человека;
генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной информацией;
главная опасность жизни человека состоит в экологических проблемах современного цивилизации.
Слайд 19Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека
ПАНБИОЛОГИЗМ
- считает, что развитие
человека полностью обусловлено генами
ПАНСОЦИОЛОГИЗМ
- считает, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование
На самом деле, наследуются не способности,
а задатки, которые в большей или меньшей
степени могут проявляться в условиях среды
Слайд 20Специфические свойства человека
Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными,
связанными в
единую систему, подчиненную общим биологическим законом.
Но в жизни человека биологические законы - только основа
Самосознание
Коллективность
Культура
Свобода
выбора
Незапрограммированность
Осознание смерти,
конечности своего
существования
От остальных
существ
человека
отличают
следующие
качества:
Слайд 21Феномен человека
ФЕНОМЕН
ЧЕЛОВЕКА
Понятие «личность»
- целостность социальных
свойств
Понятие «индивид»
- обозначает принадлежность
к человеческому
роду;
Понятие «человек»
- совокупность общественных
отношений
Понятие «индивидуальность»
- обозначает совокупность
унаследованных и выработанных
в процессе онтогенеза физических
и психологических особенностей,
отличающих данного индивида
от всех остальных
Слайд 22 Тема 17. Аксиология как учение о ценностях
Понятие и природа ценностей
в философии
Моральное измерение общества и личности
Эстетическое освоение мира как система ценностных ориентаций
Слайд 23«Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности.
Ценность по
самой своей природе
вневременна и бессмертна.
Ее сущность не коренится ни в каких
преходящих обстоятельствах»
А.Уайтхед, философ ХХ века
Слайд 24ЛИТЕРАТУРА:
Беляев И.А. Ценностное содержание целостного мироотношения// www.philosophy.ru
Биомедицинская этика: словарь – справочник.
Минск. 2006.
Борев Ю. Эстетика: учебник. М., 1975.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М., 2000. 472 с.
Каган М.С. Эстетическое отношение как особое направление ценностной ориентации//Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971. С.83
Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972. 270с.
Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
Слайд 25
Фильм:
«На пути к золотому сечению»
Философия и искусство
Слайд 26
Фильм:
«На пути к золотому сечению»
Наука и искусство
Слайд 27Человек существует в мире ценностей,
которые представляют собой
Значимые для человека
объекты
(материальные и
идеальные)
Устойчивые, обобщенные
представления о чем-то как
о благе, отвечающем
потребностям,
интересам человека
(общества)
Человек ориентируется на ценности
в своих суждениях, деятельности,
моральном выборе
Слайд 28Различие между познавательным и ценностным отношениями:
Познавательное отношение:
что представляет собой данный объект,
каков он сам по себе, независимо от нашего сознания?
Ценностное отношение:
каково значение данного объекта для нас, какую ценность он представляет в жизни общества?
Слайд 29Этика
- система знаний на природу, законы, содержание и цели нравственной жизни
людей;
- наука о должном и достойном образе жизни и мыслей человека
-
Слайд 30Мораль
субъективные оценки индивидами своей деятельности;
нормативно-ценностная система регуляторов социальной жизни
и поведения людей;
идеальный ориентир становления и совершенствования личности;
индивидуальное или общественное кредо
Слайд 31Нравственность
объективные оценки поступков людей;
практическая воплощенность моральных идеалов, целей и устоев в
различных областях жизни общества и человека;
отношения между людьми, закреплённые в нравах, традициях, обычаев, поведенческой культуре
Слайд 32Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную
цель, - цель, которая считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага.
Слайд 33Золотое правило нравственности:
«(Не) поступай по отношению к другим так, как
ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению
к тебе».
Слайд 34Итак, мораль – это:
господство разума над аффектами;
стремление к высшему благу;
добрая воля,
бескорыстие мотивов;
способность жить в человеческом общежитии;
человечность;
автономия воли;
взаимность отношений, выраженное в золотом правиле нравственности.
Слайд 35Прикладная этика как решение открытых моральных проблем:
связана с легальными и публичными
сферами жизни общества;
осмысление моральных проблем требует специальных знаний, что совпадает с профессиональной безупречностью решения;
открытые проблемы, которые представляют собой такие отступления от моральных требований, которые претендуют на моральный статус;
Слайд 36Типы открытых проблем:
Первый
Охватывает ситуации, допускающие нравственно аргументированное отступление от добра
Второй
Касается ситуаций,
нравственно санкционирующих использование зла
Слайд 37Проблемы биоэтики (с 1971г.)
Аборты
Эвтаназия
Клонирование
Пересадка органов
Продление жизни
Суррогатное материнство
Генная инженерия
Смена биологического пола
Слайд 38Эстетическое как ценностное отношение
Эстетика
- аксиология
общечеловеческих
ценностей
Онтология искусства
-наука о художественном
произведении как
форме
бытия искусства
Общая социология искусства -
наука об общественной природе
художественного творчества
Гносеология искусства
- наука о художественном
мышлении, его сущности,
форме и способе
Диалектика художественного
творчества - наука о закономерностях
художественного произведения
Морфология искусства
- наука о системе видов
художественного творчества
Слайд 39Категории эстетики:
прекрасное
возвышенное
комическое
безобразное
низменное
трагическое
Слайд 40Содержательные признаки
прекрасного:
соразмерность духовным
и практическим возможностям
человека;
формальное совершенство
предмета;
социально-ценностное
содержание
Слайд 41Частные разновидности
красоты:
изящное – отточенность формы;
грациозное;
трогательное - прекрасное, требующее защиты;
прекрасное - красота
материальной
фактуры
Слайд 42Прекрасное в различных
сферах человеческой
деятельности:
красота в природе;
красота «второй природы»;
красота человека
красота в искусстве