Презентация, доклад по философии Философская антропология и аксиология

Содержание

Философская антропология изучает:Сущность и природу человекаАнтропогенезПроблему существования человекаДуховное развитие человекаПерспективы эволюции человекаПроблему свободу и ответственности человекаПроблемы антропологической биоэтики

Слайд 1ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ

Слайд 2Философская антропология изучает:
Сущность и природу человека
Антропогенез
Проблему существования человека
Духовное развитие человека
Перспективы эволюции

человека
Проблему свободу и ответственности человека
Проблемы антропологической биоэтики
Философская антропология изучает:Сущность и природу человекаАнтропогенезПроблему существования человекаДуховное развитие человекаПерспективы эволюции человекаПроблему свободу и ответственности человекаПроблемы антропологической

Слайд 4Тема 16. Проблема человека в философии и науке
Проблема человека в

истории классической философской мысли
Осмысление и разработка проблем антропогенеза
Биологическое и социальное в развитии человека
Тема 16. Проблема человека  в философии и науке Проблема человека в истории классической философской мыслиОсмысление и

Слайд 5Литература:
Проблема человека в современной западной философии. М., 1988.
Тейяр де Шарден. Феномен

человека. М., 1987.
Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1984.
Хрусталев Ю.М. Философия. Ч.3. Гл.1. Онтологический статус жизни. М., 2004.
Человек: мыслители прошлого, настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1996.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Литература:Проблема человека в современной западной философии. М., 1988.Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.Вернадский В.И. Живое вещество

Слайд 6Философия Древнего Востока о человеке

Философия Древнего Востока о человеке

Слайд 7Проблема человека в философии Древней Греции
Софисты:
“Человек есть мера всех вещей” (Протагор);
релятивизм

и субъективизм;
экзистенциальный смысл истины
Сократ:
Этический рационализм и учение о даймонионе
Платон:
Антропологический дуализм души и тела;
Душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком;
Вечный трагизм существования человека
Аристотель:
“Человек – это общественное животное, наделенное разумом”;
деятельностная сущность человека
Проблема человека в философии Древней ГрецииСофисты:“Человек есть мера всех вещей” (Протагор);релятивизм и субъективизм;экзистенциальный смысл истиныСократ:Этический рационализм и

Слайд 8Средневековая христианская концепция человека

Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом;
человек

“есть образ и подобие Бога”;
человек является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу;
задача человека – приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда
Средневековая христианская концепция человекаЧеловек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом;человек “есть образ и подобие Бога”;человек является

Слайд 9Человек в философии Возрождения и Нового времени
Человек занимает центральное место в

мироздании (Пико делла Мирандола);
свобода воли человека - каждый сам творец своего счастья;
мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма;
всеобщая конкуренция - «человек-человеку - волк» (Т.Гоббс);
антропологический рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р.Декарт);
механистический взгляд на человека: «Человек- машина» (Ж.Ламетри)
Человек в философии Возрождения и Нового времениЧеловек занимает центральное место в мироздании (Пико делла Мирандола);свобода воли человека

Слайд 10Немецкая классическая философия о человеке
Человек - основной вопрос философии, человек самый

главный предмет в мире (И.Кант);
человек отличается от других существ самосознанием (И.Фихте);
человек как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г.Гегель);
антропологический монизм (Л.Фейербах)
Немецкая классическая философия о человекеЧеловек - основной вопрос философии, человек самый главный предмет в мире (И.Кант);человек отличается

Слайд 11Основные концепции антропогенеза

Основные концепции антропогенеза

Слайд 12До времени, когда пылал хаос, Взрывались солнца в вихре и без меры, Из

сфер другие вырывались сферы; Когда ж на них морей осела гладь И стала всюду сушу омывать,
Согрета солнцем, в гротах, на просторе Жизнь организмов зародилась в море. Эразм Дарвин. «Храм природы».
До времени, когда пылал хаос, Взрывались солнца в вихре и без меры, Из сфер другие вырывались сферы;

Слайд 13Жизнь - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в

его актуальные значения

Специфические свойства жизни:
питание
дыхание
раздражимость
активность
размножение
рост

Интегральные характеристики жизни:
энергетические процессы обмена веществ
признаки самоорганизации
информационно-генетические признаки
эволюционные признаки

Жизнь  - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в его актуальные значенияСпецифические свойства жизни:питаниедыханиераздражимостьактивностьразмножениеростИнтегральные

Слайд 14ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Слайд 15Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина
Ж.Ламарк
провозгласил
всеобщим законом
живой природы
- принцип эволюции:



1809 год


«Виды животных и растений постоянно
изменяются, усложняясь в своей
организации в результате влияния
внешней среды и некоего внутреннего
стремления всех организмов
к усовершенствованию».
«Философия зоологии»


Ч. Дарвин вскрыл
основные факторы
и причины эволюции
органического
мира:

Эволюция в органическом мире осуществляется
в результате 3 основных факторов:
изменчивость - основа образования новых
признаков в строении и функциях организмов;
наследственность закрепляет их;
естественный отбор - в процессе борьбы
за существование устраняются организмы,
которые не приспосабливаются к условиям жизни.
«Происхождение видов путем естественного отбора»

1859 год

Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина Ж.Ламаркпровозгласил всеобщим законом живой природы - принцип эволюции: 1809 год«Виды животных и растений

Слайд 16 Ч.Дарвин выдвинул
гипотезу о происхождении человека
от обезьяноподобного предка

I. Эволюционная

теория
антропогенеза

II. Трудовая
теория
антропосоцио-
генеза



По Ф.Энгельсу труд не отменяет
действия биологических
законов, но преобразовывает
характер действия
естественного отбора

1871 год

Конец ХIХ века

Хуго де Фриз: новые виды возникают
скачкообразно в результате
единичных мутаций в генном аппарате (геноме);
С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский:
эволюционные процессы происходят не
в индивидуальном организме,
а в популяциях животных и растений

III.Мутационная и
синтетическая
теории
антропогенеза

Начало ХХ века

Разработка проблем антропогенеза

Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предкаI. Эволюционная  теория  антропогенезаII. Трудовая

Слайд 17Антропогенез
Рама-
питек
(предок
человека
и высших
обезьян)
Сивапитек

Зинд-
жантроп
- человек
умелый
Австрало-
питек
Питекан-
троп
Синан-
троп
Неандер-
талец
- ранняя
форма
homo
sapiens
14 млн.
л.н.
10 млн.
л.н.
2 млн.
лн.

4-2

млн.
л.н.

1,9-0,65
млн.л.н.

400
тыс.л.н.

30-40
тыс.л.н.

АнтропогенезРама-питек (предок человека и высшихобезьян)СивапитекЗинд-жантроп- человекумелыйАвстрало-питекПитекан-тропСинан-тропНеандер-талец- ранняяформа homosapiens14 млн.л.н.10 млн.л.н.2 млн.лн.4-2 млн.л.н.1,9-0,65 млн.л.н.400тыс.л.н.30-40тыс.л.н.

Слайд 18Соотношение биологического и социального в развитии человека
Биологическая эволюция человека перестала иметь

решающее значение;
а потому можно говорить о ведущей социально-культурной эволюции человека;
генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной информацией;
главная опасность жизни человека состоит в экологических проблемах современного цивилизации.
Соотношение биологического и социального в развитии человекаБиологическая эволюция человека перестала иметь решающее значение;а потому можно говорить о

Слайд 19Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека
ПАНБИОЛОГИЗМ
- считает, что развитие

человека полностью обусловлено генами

ПАНСОЦИОЛОГИЗМ
- считает, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование

На самом деле, наследуются не способности,
а задатки, которые в большей или меньшей
степени могут проявляться в условиях среды

Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человекаПАНБИОЛОГИЗМ- считает, что развитие человека полностью обусловлено генамиПАНСОЦИОЛОГИЗМ-  считает,

Слайд 20Специфические свойства человека
Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными,
связанными в

единую систему, подчиненную общим биологическим законом.
Но в жизни человека биологические законы - только основа

Самосознание

Коллективность

Культура

Свобода
выбора

Незапрограммированность

Осознание смерти,
конечности своего
существования



От остальных
существ
человека
отличают
следующие
качества:

Специфические свойства человекаВсе живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законом.

Слайд 21Феномен человека
ФЕНОМЕН
ЧЕЛОВЕКА
Понятие «личность»
- целостность социальных
свойств
Понятие «индивид»
- обозначает принадлежность
к человеческому

роду;

Понятие «человек»
- совокупность общественных
отношений

Понятие «индивидуальность»
- обозначает совокупность
унаследованных и выработанных
в процессе онтогенеза физических
и психологических особенностей,
отличающих данного индивида
от всех остальных

Феномен человекаФЕНОМЕНЧЕЛОВЕКАПонятие «личность»- целостность социальных свойствПонятие «индивид»- обозначает принадлежность к человеческому роду; Понятие «человек»- совокупность общественных отношенийПонятие

Слайд 22 Тема 17. Аксиология как учение о ценностях
Понятие и природа ценностей

в философии
Моральное измерение общества и личности
Эстетическое освоение мира как система ценностных ориентаций
Тема 17. Аксиология как учение о ценностяхПонятие и природа ценностей в философииМоральное измерение общества и личностиЭстетическое

Слайд 23«Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности.
Ценность по

самой своей природе
вневременна и бессмертна.
Ее сущность не коренится ни в каких
преходящих обстоятельствах»

А.Уайтхед, философ ХХ века
«Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вневременна и бессмертна.Ее

Слайд 24ЛИТЕРАТУРА:
Беляев И.А. Ценностное содержание целостного мироотношения// www.philosophy.ru
Биомедицинская этика: словарь – справочник.

Минск. 2006.
Борев Ю. Эстетика: учебник. М., 1975.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М., 2000. 472 с.
Каган М.С. Эстетическое отношение как особое направление ценностной ориентации//Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971. С.83
Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972. 270с.
Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.



ЛИТЕРАТУРА:Беляев И.А. Ценностное содержание целостного мироотношения// www.philosophy.ruБиомедицинская этика: словарь – справочник. Минск. 2006.Борев Ю. Эстетика: учебник. М.,

Слайд 25 Фильм: «На пути к золотому сечению»
Философия и искусство

Фильм: «На пути к золотому сечению»Философия и искусство

Слайд 26 Фильм: «На пути к золотому сечению»
Наука и искусство

Фильм: «На пути к золотому сечению» Наука и искусство

Слайд 27Человек существует в мире ценностей, которые представляют собой
Значимые для человека
объекты
(материальные и

идеальные)

Устойчивые, обобщенные
представления о чем-то как
о благе, отвечающем
потребностям,
интересам человека
(общества)

Человек ориентируется на ценности
в своих суждениях, деятельности,
моральном выборе

Человек существует в мире ценностей, которые представляют собой Значимые для человекаобъекты (материальные и идеальные)Устойчивые, обобщенныепредставления о чем-то

Слайд 28Различие между познавательным и ценностным отношениями:
Познавательное отношение:
что представляет собой данный объект,

каков он сам по себе, независимо от нашего сознания?

Ценностное отношение:
каково значение данного объекта для нас, какую ценность он представляет в жизни общества?

Различие между познавательным и ценностным отношениями:Познавательное отношение:что представляет собой данный объект, каков он сам по себе, независимо

Слайд 29Этика - система знаний на природу, законы, содержание и цели нравственной жизни

людей; - наука о должном и достойном образе жизни и мыслей человека

-

Этика  - система знаний на природу, законы, содержание и цели нравственной жизни людей; - наука о

Слайд 30Мораль
субъективные оценки индивидами своей деятельности;
нормативно-ценностная система регуляторов социальной жизни

и поведения людей;
идеальный ориентир становления и совершенствования личности;
индивидуальное или общественное кредо

Мораль  субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормативно-ценностная система регуляторов социальной жизни и поведения людей;идеальный ориентир становления

Слайд 31Нравственность
объективные оценки поступков людей;
практическая воплощенность моральных идеалов, целей и устоев в

различных областях жизни общества и человека;
отношения между людьми, закреплённые в нравах, традициях, обычаев, поведенческой культуре

Нравственность объективные оценки поступков людей;практическая воплощенность моральных идеалов, целей и устоев в различных областях жизни общества и

Слайд 32Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную

цель, - цель, которая считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага.
Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, - цель, которая считается безусловной

Слайд 33Золотое правило нравственности: «(Не) поступай по отношению к другим так, как

ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Золотое правило нравственности:  «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы

Слайд 34Итак, мораль – это:
господство разума над аффектами;
стремление к высшему благу;
добрая воля,

бескорыстие мотивов;
способность жить в человеческом общежитии;
человечность;
автономия воли;
взаимность отношений, выраженное в золотом правиле нравственности.
Итак, мораль – это:господство разума над аффектами;стремление к высшему благу;добрая воля, бескорыстие мотивов;способность жить в человеческом общежитии;человечность;автономия

Слайд 35Прикладная этика как решение открытых моральных проблем:
связана с легальными и публичными

сферами жизни общества;
осмысление моральных проблем требует специальных знаний, что совпадает с профессиональной безупречностью решения;
открытые проблемы, которые представляют собой такие отступления от моральных требований, которые претендуют на моральный статус;


Прикладная этика как решение открытых моральных проблем:связана с легальными и публичными сферами жизни общества;осмысление моральных проблем требует

Слайд 36Типы открытых проблем:
Первый
Охватывает ситуации, допускающие нравственно аргументированное отступление от добра
Второй
Касается ситуаций,

нравственно санкционирующих использование зла
Типы открытых проблем:ПервыйОхватывает ситуации, допускающие нравственно аргументированное отступление от добраВторойКасается ситуаций, нравственно санкционирующих использование зла

Слайд 37Проблемы биоэтики (с 1971г.)
Аборты
Эвтаназия
Клонирование
Пересадка органов
Продление жизни
Суррогатное материнство
Генная инженерия
Смена биологического пола

Проблемы биоэтики (с 1971г.)АбортыЭвтаназияКлонированиеПересадка органовПродление жизниСуррогатное материнствоГенная инженерияСмена биологического пола

Слайд 38Эстетическое как ценностное отношение
Эстетика
- аксиология
общечеловеческих
ценностей
Онтология искусства
-наука о художественном
произведении как

форме
бытия искусства

Общая социология искусства -
наука об общественной природе
художественного творчества

Гносеология искусства
- наука о художественном
мышлении, его сущности,
форме и способе

Диалектика художественного
творчества - наука о закономерностях
художественного произведения

Морфология искусства
- наука о системе видов
художественного творчества

Эстетическое как ценностное отношениеЭстетика- аксиология общечеловеческихценностейОнтология искусства-наука о художественном произведении как форме бытия искусстваОбщая социология искусства -

Слайд 39Категории эстетики:
прекрасное
возвышенное
комическое
безобразное
низменное
трагическое

Категории эстетики: прекрасноевозвышенноекомическоебезобразноенизменноетрагическое

Слайд 40Содержательные признаки прекрасного:
соразмерность духовным
и практическим возможностям
человека;
формальное совершенство
предмета;
социально-ценностное
содержание

Содержательные признаки прекрасного: соразмерность духовным и практическим возможностямчеловека;формальное совершенствопредмета;социально-ценностноесодержание

Слайд 41Частные разновидности красоты:
изящное – отточенность формы;
грациозное;
трогательное - прекрасное, требующее защиты;
прекрасное - красота

материальной
фактуры

Частные разновидности красоты: изящное – отточенность формы;грациозное;трогательное - прекрасное, требующее защиты;прекрасное - красота материальнойфактуры

Слайд 42Прекрасное в различных сферах человеческой деятельности:
красота в природе;
красота «второй природы»;
красота человека
красота в искусстве

Прекрасное в различных сферах человеческой деятельности: красота в природе;красота «второй природы»;красота человекакрасота в искусстве

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть