Слайд 1Философия эпохи возрождения
Основы философии
Слайд 3Название эпохи Возрождения связано
С возрождением интереса к античной философии и
культуре, в которых начинают видеть образец для современности
С возрождением «истинной» христианской духовности, с переосмыслением христианской традиции
Слайд 4Характерно:
Обращение к античному наследию, его «возрождение»;
Вера в творческие возможности и разум
человека;
Антиаскетизм;
Процесс секуляризации (освобождение из-под влияния религии), низвержение средневековых авторитетов;
Десакрализация (обесценивание священных образов) космоса;
Открытость, плюрализм мнений;
Бурное развитие искусства и естественных наук
Слайд 5Особенности философии эпохи Возрождения:
Антропоцентризм: В центре философии уже не Бог (как
было в период средневековья), а человек. Бог рассматривается как творец, который наделил человека божественным творческим началом. Вера в безграничные возможности и достоинство человека.
Гуманизм ( лат. Humanus – человечный, человеческий) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
В более узком смысле гуманизм – светское вольномыслие, эпохи Возрождения, противостоящее схоластике.
Слайд 6Антисхоластический характер - оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (отрицание не
религии и Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и людьми и застывшей догматики);
Пантеизм – главный принцип мировоззрения
Научно-материалистическое понимание окружающего мира;
Большой интерес к социальным проблемам, обществу, государству
Слайд 7Основные направления философии эпохи Возрождения:
Гуманистическое (литературное): Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо
Валла и др.) ;
Неоплатоническое (Н. Кузанский, Парацельс и др.) – развивали идеи Платона;
Натурфилософское (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);
Реформационное (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.);
Политическое (Николо Макиавелли);
Утопическо-социалистическое (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).
Слайд 8Гуманистическое направление:
в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие, нередко
иронизировало над догматами Церкви
Слайд 9Данте Алигьери (1265-1321)
- итальянский поэт, создатель
итальянского литературного языка.
Вершина творчества Данте -
поэма «Божественная комедия»
(1307-21, издана в 1472) в трех частях (АД, ЧИСТИЛИЩЕ, РАЙ).
Слайд 10Идеи данте:
воспевает христианство и одновременно высмеивает противоречия христианского учения
Восхваляет человека
Признает
за человеком наличие как божественного, так и природного начала, гармонирующих друг с другом
Верит в изначально добрую природу человека, его счастливое будущее
Слайд 11Франческо Петрарка (1304-1374)
Итальянский поэт, создатель сонетов, посвящённых возлюбленной Лауре
Слайд 12Идеи петрарки:
Человеческая жизнь уникальна, дается только один раз
Человек должен жить не
для Бога, а для самого себя
Человек должен быть свободным – как физически, так и духовно
Человек может добиться счастья, опираясь только на самого себя и свои силы
Загробной жизни не существует, бессмертия можно добиться только в памяти людей
Человек не должен приносить свою жизнь в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить
Слайд 13неоплатонизм
это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию
учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие.
Слайд 14Николай кузанский ( 1401 -1464)
теолог (был кардиналом при папе Пии II),
философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области математики, астрономии и географии.
Основное сочинение – «Об учёном незнании»
Слайд 16Идеи кузанского:
«Единое есть все»
Высказывал идею единства Бога и его проявления
в природе.
Предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной(«человек есть его ум»).
Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия.
Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.
Слайд 17Натурфилософское направление:
Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е. прямо не отрицая существования
бога, она отождествляла его с природой;
искали ответы на вопросы об устройстве мира, космоса не в религиозных догматах, а опираясь на научные открытия;
Слайд 18Николай Коперник (1473-1543)
заменил геоцентризм гелиоцентризмом. Считал, что космос бесконечен, и все
процессы в нем объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного смысла».
Основное сочинение – «О движении небесных сфер»
Слайд 19Джордано Бруно (1548-1600)
Итальянский философ, один из представителей философии эпохи Возрождения.
Придерживался
пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым «Богом в вещах».
Сожжен инквизицией на площади цветов в Риме.
Слайд 20Идеи бруно
Развил и углубил идеи Коперника (солнце – центр нашей галактики,
но не центр Вселенной).
Ему принадлежит идея множественности миров во Вселенной. И у каждого мира есть свой центр – Солнце.
Бог растворён в Природе.
Слайд 21Галилео Галилей (1564-1642)
Изобрел телескоп и на практике подтвердил идеи Коперника и
Бруно.
Заложил основы классической механики.
Слайд 22Реформационное направление:
стремились в корне пересмотреть церковную идеологию, изменить взаимоотношения между верующими
и церковью.
Привело к появлению протестантизма.
Слайд 23Эразм Роттердамский (1469-1536)
Иметь много друзей — значит
не иметь ни одного.
крупнейший
учёный, которого называют христианским гуманистом.
Он пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего христианства.
Сочинение – «Похвала глупости»
Слайд 24Идеи роттердамского
пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы
раннего христианства.
призывал человека к такому образу духовной жизни, в котором сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота.
Философ призывал вернуться к истокам христианства, возродить раннехристианские идеалы.
Его основная идея – для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие противоположных свойств.
Слайд 25Мишель Монтень ( 1533-1592)
Выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги
«Опыты».
Слайд 26Идеи монтеня
исходный пункт учения — скептицизм, скептицизм в поиске истины, в
ответах на возникающие вопросы.
считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы.
Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.
Слайд 27Политическое направление:
характерно не только повышение интереса к человеку, но и
большой интерес к проблеме устройства общества, взаимоотношениям между государством, Церковью и верующими
Слайд 28Николо Макиавелли (1469-1527)
Итальянский политический деятель, философ и писатель.
Главное произведение – «Государь».
Слайд 30Утопическо-социалистическое направление:
искало идеальные формы построения общества и государства, основанные на отсутствии
частной собственности, всеобщем равенстве, тотальной регуляции со стороны государственной власти.
Слайд 31Томас Мор (1478-1535)
основатель утопического социализма.
Главное произведение – «Утопия» - выдуманный
остров, на котором находится идеальное государство.
Слайд 32Идеи мора
На острове утопия:
Не существует частной собственности;
Все работают; рабочий день 6
часов в сутки;
От трудовой обязанности освобождаются люди, особо способные к наукам;
Все произведенные товары и продукты равномерно распределяются между всеми жителями;
Все должности – выборные;
Мужчины и женщины равны;
Жители верят в Бога
Слайд 33Темы для подготовки докладов:
Мартин Лютер – основоположник протестантизма.
Томмазо Кампанелла и его
«Город Солнца».
Доклад по любому другому представителю философии эпохи Возрождения.