Презентация, доклад на тему Методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы студентов с текстом Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Содержание

Самостоятельная работа с текстом Электронная версия пособия для студентов Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»Дисциплина «Основы философии»

Слайд 1ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1»
Методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы

студентов с текстом
Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

Дисциплина «Основы философии»
Курс II
Специальность 34.02.01Сестринское дело
Автор Федосеева О.В.


.






2013

ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1»  Методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы студентов с текстом Диоген Лаэртский

Слайд 2Самостоятельная работа с текстом Электронная версия пособия для студентов Диоген Лаэртский «О жизни,

учениях и изречениях знаменитых философов»

Дисциплина «Основы философии»

Самостоятельная работа с текстом Электронная версия пособия для студентов Диоген Лаэртский  «О жизни, учениях и изречениях

Слайд 4Почему следует изучать сочинение Диогена Лаэртского?
Диоге́н Лаэ́ртский оставил нам единственную написанную

в античности (III век) "историю философии" – 10 книг, в которых излагаются учения древнегреческих мыслителей.
Трактат Диогена Лаэртского представляет собой интереснейшую смесь серьезных и забавных сведений о греческих философах.
Это труд является уникальным источником знаний о первой философии.
Вам, как будущему медику, будет интересно узнать о том, какие виды врачевания различали древние греки .
Работая с этой книгой , Вы сможете "подышать воздухом" подлинной античной цивилизации.
Помните!
Задания для чтения формируют основу для деятельности, которая будет проходить на практическом занятии «Философские школы Древней Греции» и завершится опросом в тестовой форме.
Желаю успеха!


Почему следует изучать сочинение  Диогена Лаэртского? Диоге́н Лаэ́ртский оставил нам единственную написанную в античности (III век)

Слайд 5  
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения

задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Ваши задачи:
найти и извлечь из текста необходимую информацию в соответствии с заданием;
научиться использовать специальную литературу для углубления и расширения знаний, полученных на теоретическом занятии.

 
 

Формируемые общие компетенции:

Цели самостоятельной работы:

систематизировать и закрепить полученные теоретические знания по теме « Становление философии в Древней Греции. Философские школы.
Сократ. Платон. Аристотель»;
подготовиться к практической работе и тестированию по данной теме.

  ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач,

Слайд 6Междисциплинарные связи

Учения о природе и человеке

Платон о врачебном деле

Учение Платона о

душе



Античная культура

Междисциплинарные связиУчения о природе и человекеПлатон о врачебном делеУчение Платона о душеАнтичная культура

Слайд 7
Алгоритм работы с пособием
Ознакомьтесь с заданиями (1-10) для самостоятельной работы с

текстом (стр. 8-18).
Просмотрите текст (Приложение, стр. 35) и найдите части текста с ответами к заданиям.
Запишите ответы, используя модели, предложенные преподавателем в заданиях.
Проверьте правильность ответов по эталонам (стр. 19) и проведите самооценку результата самостоятельной работы (стр.29).
Результат обсудите с преподавателем на консультации.
Используя конспект лекции (теоретическое занятие) и знание текста (внеаудиторная работа), проведите самотестирование и оцените Вашу готовность к практическому занятию по теме «Философские школы Древней Греции» (стр.30-33).
Алгоритм работы с пособиемОзнакомьтесь с заданиями (1-10) для самостоятельной работы с текстом (стр. 8-18).Просмотрите текст (Приложение, стр.

Слайд 8Блок заданий для самостоятельной работы

Блок заданий для самостоятельной работы

Слайд 9ЗАДАНИЕ №1
Прочитайте первый раздел текста и заполните схему
«Истоки греческой

философии».
Под цифрами 1- 2 укажите направления древнейшей философии.
Под цифрами 3- 4 впишите имена основателей данных направлений
Под цифрами 5- 6 перечислите последователей основателей соответственно.



ЗАДАНИЕ №1  Прочитайте первый раздел текста и заполните схему«Истоки греческой философии». Под цифрами 1- 2 укажите

Слайд 10ЗАДАНИЕ № 2
Найдите в тексте отрывок, где автор объясняет названия течений

древнегреческой философии
Запишите объяснение этих терминов в тетрадь по модели:


Основные течения греческой философии

ЗАДАНИЕ № 2Найдите в тексте отрывок, где автор объясняет названия течений древнегреческой философииЗапишите объяснение этих терминов в

Слайд 11ЗАДАНИЕ № 3
Найдите в тексте отрывок, где автор объясняет названия греческих

философских школ.
Переформулируйте собственными словами и запишите объяснение этих терминов в тетрадь.

ЗАДАНИЕ № 3Найдите в тексте отрывок, где автор объясняет названия греческих философских школ. Переформулируйте собственными словами и

Слайд 12ЗАДАНИЕ № 4
Используя данные Диогена Лаэртского об учениях философов, нарисуйте картину

мира глазами древнегреческих мыслителей.

Афина – греческая богиня мудрости

ЗАДАНИЕ № 4Используя данные Диогена Лаэртского об учениях философов, нарисуйте картину мира глазами древнегреческих мыслителей.Афина – греческая

Слайд 13ЗАДАНИЕ № 5
Установите имя философа по его крылатому выражению и ответьте

на вопрос последней колонки.
Модель ответа:
ЗАДАНИЕ № 5Установите имя философа по его крылатому выражению и ответьте на вопрос  последней колонки.

Слайд 14ЗАДАНИЕ № 6

Прочитайте раздел о Платоне.
Кратко своими словами ответьте на

вопросы:
Как Вы поняли, какой смысл придавал Платон понятию «диалектика»?
Какую форму изложения своих нравственных учений избрал Платон? Почему?
Какие пять видов врачевания были известны во времена Платона?


Платон

ЗАДАНИЕ № 6Прочитайте раздел о Платоне. Кратко своими словами ответьте на вопросы:Как Вы поняли, какой смысл придавал

Слайд 15ЗАДАНИЕ № 7

Внимательно прочитайте текст о Диогене из Синопа.
Как Вы

считаете, за что последователей Диогена прозвали «собаками» (греч. киниками)?
Дайте свою оценку поведению Диогена.
(Ответ дайте в краткой письменной форме)

Памятник Диогену в Синопе

ЗАДАНИЕ № 7Внимательно прочитайте текст о Диогене из Синопа. Как Вы считаете, за что последователей Диогена прозвали

Слайд 16ЗАДАНИЕ № 8
Прочитайте рассуждения Платона о душе и попробуйте найти связь

между древними названиями и современными научными терминами, сходными по смыслу.
Как Вам кажется, учение Платона о душе было наивным или гениальным?

Учение древних о душе

Вывод: (ответ на вопрос).

ЗАДАНИЕ № 8Прочитайте рассуждения Платона о душе и попробуйте найти связь между древними названиями и современными научными

Слайд 17ЗАДАНИЕ № 9
Прочитайте раздел о Сократе. Подумайте,
чем Сократ принципиально отличается

от других философов Древней Греции?
какие человеческие качества Сократа вызывали уважение у современников?
чего не хватило Сократу, чтобы избежать гибели?
что лично Вас удивило в рассказе о Сократе?
Напишите эссе о Сократе, используя вопросы в качестве плана эссе.
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

ЗАДАНИЕ № 9Прочитайте раздел о Сократе. Подумайте, чем Сократ принципиально отличается от других философов Древней Греции? какие

Слайд 18ЗАДАНИЕ № 10
Выберите одного из греческих философов и подготовьте рассказ о

нём, включив самую интересную и поучительную, с Вашей точки зрения, информацию из текста.
Дополнительные сведения о философе Вы найдете на сайтах Интернет:
ru.science.wikia.com›wiki/Греческая_философия
http://alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-G/G8200.shtml
Примерный план рассказа о философе
Краткая биография.
Вклад в историю философии.
Крылатые выражения и остроумные высказывания мыслителя.
Ваше отношение к философу.

ЗАДАНИЕ № 10Выберите одного из греческих философов и подготовьте рассказ о нём, включив самую интересную и поучительную,

Слайд 19Эталон выполнения самостоятельной работы

Эталон выполнения самостоятельной работы

Слайд 20Эталон ответа к заданию №1



Эталон ответа к заданию №1

Слайд 21Эталон ответа к заданию № 2
Основные течения греческой философии

Эталон ответа к заданию № 2Основные течения греческой философии

Слайд 22Эталон ответа к заданию № 3
Названия греческих философских

школ

Эталон ответа к заданию № 3   Названия греческих философских школ

Слайд 23Эталон ответа к заданию №4
Картина мира глазами философа

Эталон ответа к заданию №4Картина мира глазами философа

Слайд 24Эталон ответа к заданию № 5

Эталон ответа к заданию № 5

Слайд 25Эталон ответа к заданию № 6
Краткие ответы на вопросы о

Платоне:
Диалектика – искусство доводов, служащих для подтверждения или опровержения идеи.
Форма диалога – это речь, состоящая из вопросов и ответов о предмете обсуждения, что позволяет рассмотреть предмет с разных точек зрения.
Врачевание бывает пяти родов: лекарственное, хирургическое, диетическое, диагностическое, целебное. Лекарственное излечивает недуги лекарствами, хирургическое оздоровляет железом и огнем, диетическое изгоняет недуги диетой, диагностическое – распознанием заболеваний, целебное – мгновенным удалением болезнетворного. Таким образом, врачевание бывает или лекарственное, или хирургическое, или диетическое, или диагностическое, или целебное.

Основные греческие символы врачевания: чаша с эликсиром жизни и змея — символ мудрости и вечной жизни.

Эталон ответа к заданию № 6 Краткие ответы на вопросы о Платоне:Диалектика – искусство доводов, служащих для

Слайд 26Эталон ответа к заданию № 7
В ответе может быть указано, что

прозвище «собаки» (киники) такие философы как Диоген получили за внешне агрессивное, вызывающее поведение, которое шокировало окружающих. При этом люди в глубине души понимали, что слова Диогена часто были справедливы.
Таким образом Диоген привлекал внимание современников к злободневным этическим проблемам.

Диоген и Александр Македонский

Эталон ответа к заданию № 7В ответе может быть указано, что   прозвище «собаки» (киники) такие

Слайд 27Эталон ответа к заданию № 8

Учение древних о душе

В выводе может быть указано, что в учении Платона о душе присутствуют наивные представления о расположении души в теле, при этом проявляется непонимание важнейшей функции головного мозга в процессах сознания. Однако, логическим путем Платону удалось сделать правильные выводы о существовании различных сфер сознания человека, что не противоречит современной науке.

Эталон ответа к заданию № 8           Учение

Слайд 28Эталон ответа к заданию № 9
Эссе о Сократе
(композиция работы

свободная)
Можно отметить
что Сократ первым повернул философию лицом к человеку, к самопознанию и стал рассуждать о нравственности («Познай самого себя!»);
что Сократ был справедливым, мужественным, обладал чувством собственного достоинства и независимостью суждений, был прост в быту, скромен («Я знаю, что ничего не знаю...»), не корыстолюбив;
что Сократ считал благом – знания, а пороком – невежество;
если бы он побоялся казни и молил о пощаде или бежал, то он не был бы Сократом, то есть предал бы свои идеалы.
Могут быть приведены другие положения, которые характеризуют Сократа как человека и мыслителя.


Эталон ответа к заданию № 9Эссе о Сократе (композиция работы свободная)Можно отметить что Сократ первым повернул философию

Слайд 29Критерий оценки самостоятельной работы
4
5
С учётом Ваших индивидуальных возможностей, постарайтесь выполнить работу

с наилучшим результатом.
Критерий оценки самостоятельной работы 45С учётом Ваших индивидуальных возможностей, постарайтесь выполнить работу с наилучшим результатом.

Слайд 30
Тренировочные задания
(закрепление)
для подготовки к тестированию на практическом занятии
по теме
«Философские школы

Древней Греции»
(по материалам теоретического занятия и самостоятельной работы)
Тренировочные задания(закрепление)для подготовки к тестированию на практическом занятии по теме«Философские школы Древней Греции» (по материалам теоретического занятия

Слайд 31Тренировочные тестовые задания «Философские школы Древней Греции» Инструкция: выберите один ответ.
1.

Утверждал, что борьба – «отец всего и всего царь»
1. Эпикур 2. Анаксимен 3. Гераклит 4. Сократ
2. Платон утверждал, что философ должен изучать
1. мир природы 2. мир идей 3. мир человека 4. мир книг
3. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»,- утверждал
1.Эпикур 2. Сократ 3. Платон 4. Гераклит
4.Сказал, что «философия освобождает душу от страстей, а медицина – тело от страданий»
1. Гераклит 2. Платон 3. Гиппократ 4. Сократ
5.Объяснил болезни нарушением циркуляции атомов в организме
1. Гераклит 2. Левкипп 3. Пифагор 4. Фалес
6. « Цель жизни – удовольствие»,- считал
1. Пифагор 2. Демокрит 3. Платон 4. Эпикур
7.Утверждал, что в основе мира лежит воздух
1. Фалес 2. Анаксимен 3. Сократ 4. Гераклит
8.Утверждал, что первооснова всего – вода
1. Фалес 2. Анаксимен 3. Анаксимандр 4. Диоген
9. Утверждал, что первооснова мира- «огонь, то затухающий, то снова разгорающийся»
1. Фалес 2. Анаксимен 3. Платон 4. Гераклит
10. «Материальной субстанцией мира является «апейрон», - считал
1. Анаксимандр 2. Анаксимен 3. Фалес 4. Гераклит
11. Создал учение об атоме, утверждал, что в основе мира лишь «атомы и пустота»
1. Пифагор 2. Демокрит 3 Эпикур 4. Платон
12.Создал апории о противоречивости движения
1. Парменид 2. Протагор 3. Зенон 4. Сократ
13. Создал учение о категориях «субстанция» и «движение»
1. Сократ 2. Аристотель 3. Платон 4. Диоген
14. Первым утверждал, что Земля – это вращающийся шар
1. Сократ 2. Платон 3. Пифагор 4. Эпикур
15.Повернул философию к изучению человека
Сократ 2. Аристотель 3. Платон 4. Диоген
16. Учение об эманации создал
1. Сократ 2. Аристотель 3. Диоген 4. Платон


17. Первых греческих философов называют «физиками», потому что
1. они использовали физические опыты для поиска истины
2. они понимали философию, как науку о природе и началах всего
3. они создали « физическое общество» философов Греции
4. эту школу основал первый в истории ученый-физик
18. Создавая свои философские сочинения, Платон использовал форму
1. диспут 2. диалог 3. поэма 4. рассказ
19. Геоцентрическую картину мира нарисовал в своём сочинении
1. Сократ 2. Фалес 3. Аристотель 4. Платон
20. Определил место души в сердце, в голове и печени человека
1. Сократ 2. Аристотель 3. Платон 4. Анаксимен
21. «Осуществление вещи в движении от материи к форме» Аристотель назвал
1. эманация 2. политика 3. энтелехия 4. дихотомия
22. Одна из апорий греческого философа называлась «Ахилл и...
1. «лошадь» 2. «черепаха» 3. «стрела» 4. «собака»
23. «Учением об идеях» можно назвать систему
1. Сократа 2. Аристотеля 3. Платона 4. Диогена
24. «Я знаю, что ничего не знаю. Но другие не знают и этого…», - сказал
1. Сократ 2. Аристотель 3. Платон 4. Анаксимен
25. «Платон мне друг, но истина дороже», - сказал
1. Сократ 2. Аристотель 3. Парменид 4. Фалес
26. «Познай самого себя!» - так задачу философа понимал
1. Сократ 2. Аристотель 3. Фалес 4. Платон
27. «Числа дали миру порядок вместо хаоса, они дали место и судьбу каждой вещи и явлению», - утверждал
1.Парменид 2. Платон 3. Анаксимен 4. Пифагор
28. Школа, созданная Аристотелем, называлась
1. Академия 2. Гимназий 3.Ла Скала 4. Ликей
29. «Лишь в общем мнении существует сладкое, горькое, тёплое, холодное,… в действительности существуют только атомы и пустота»,- утверждал
1. Демокрит 2.Гераклит 3. Фалес 4. Пифагор
30.Выберите правильное утверждение:
1. Сократ – ученик Платона. 3. Аристотель – ученик Платона.
2. Сократ – ученик Аристотеля. 4. Платон – ученик Аристотеля

Тренировочные тестовые задания «Философские школы Древней Греции»  Инструкция: выберите один ответ. 1. Утверждал, что борьба –

Слайд 32Эталон ответов к тестовым заданиям

Эталон ответов к тестовым заданиям

Слайд 33Критерий оценки выполнения тестовых заданий
4
5
Если результат Вас не устраивает, проведите работу

над ошибками и попробуйте ещё раз.
Критерий оценки выполнения тестовых заданий  45Если результат Вас не устраивает, проведите работу над ошибками и попробуйте

Слайд 34Литература
Основная
Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», М., «Астрель», 2011


Дополнительная
Лосев А.Ф. Диоген Лаэрций – историк античной философии, М., «Наука» , 1981

Сайты Интернет
ru.science.wikia.com›wiki/Греческая_философия
http://alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-G/G8200.shtml


ЛитератураОсновнаяДиоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», М., «Астрель», 2011 ДополнительнаяЛосев А.Ф. Диоген Лаэрций – историк античной

Слайд 35Приложение

Приложение

Слайд 36
Диоген Лаэртский
«О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

адаптированный текст для

самостоятельной работы
Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»адаптированный текст для самостоятельной работы

Слайд 37Выписка из рабочей программы по «Основам философии»

Выписка из рабочей программы по «Основам философии»

Слайд 38Пояснительная записка для преподавателя
Самостоятельная работа - планируемая учебная работа студентов, выполняемая во

внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
В современной трактовке образования самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса, должна стать эффективной частью процесса самообучения.
Одной из актуальных форм самостоятельной работы является изучение учебной и научной литературы. С помощью пособий-инструкций преподаватель развивает навыки самостоятельной работы с текстом.
Предложенные в пособии задания реализуют четыре основные установки в чтении текста:
Задания № 1-5 ставят перед студентами информационно-поисковые задачи – найти и выделить искомую информацию
Задания № 6-7 ставят усваивающие задачи - усилия должны быть направлены на то, чтобы как можно полнее осознать сведения излагаемые автором, а также и логику рассуждений.
Задание №8 предлагает выполнить аналитико-критическую работу - критически осмыслить материал, проанализировав его
Задание № 9-10 реализует творческую задачу - создать у студента готовность в том или ином виде использовать суждения автора, ход его мыслей и подготовить изложение своей позиции в виде эссе (сочинения-рассуждения).
 

Пояснительная записка для преподавателяСамостоятельная работа - планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть