Слайд 1МКОУ «Уралинская СОШ»
Гунибского района РД.
Урок учителя биологии и химии Кадиловой Халимат
Хакимовны на конкурс :
«Учитель здоровья России – 2018»
Слайд 3Цели урока:
Убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, следить за
своим здоровьем и за сохранением хорошей экологической обстановки, как одной из важнейших составляющих здоровья человека.
Сформировать у детей представление об опорной системе, указав на взаимосвязь между строением и функцией.
Выявить зависимость между красотой человеческого тела, его осанкой и опорной системой. Знать строение своего тела.
Определить основные навыки по сохранению правильной осанки и связать их со здоровьем человека.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск-флешноситель с презентацией урока, таблицы с названиями частей тела и органов человека, учебник биологии 8 кл.
Слайд 4Задачи урока:
1.Обучающая - познакомить со строением и функциями отделов скелета человека,
туловища, верхних и нижних конечностей; показать строения опорной и двигательной системы человека; раскрыть особенности строения мышечной системы человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью; связывать особенности строения с выполняемыми функциями. Сформировать представление о здоровье и его составляющих; расширить представление о здоровом образе жизни и сформировать умение систематизировать и анализировать информацию, получаемую из различных источников .
2.Развивающая – развивать самостоятельность, творческие навыки, способствовать развитию умения сопоставлять факты.
3.Воспитательная - воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и за состояние окружающей среды, как важнейшей составляющей здоровья человека. создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
Слайд 5Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа
в группах,
моделирование.
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- проблемное обучение
Межпредметные связи: связь с химией, анатомией, физиологией, медициной.
Слайд 6Ход урока
1.Организационный момент.
Определение темы урока.
Учитель: посмотрите внимательно на слайд и кажите,
что объединяет все эти организмы? Правильно: движение.
Сегодня мы постараемся углубить и расширить ваши представления и знания об опорной и двигательной системе человека.
Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.
А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при проявлении злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц.
– Здоровый человек тот, у кого весь организм работает слаженно, в едином ритме, а ведь в нём, очень много различных органов.
- А что же означает слаженно? Давайте понаблюдаем за нашим организмом
Слайд 10Пассивная часть – скелетная система
Активная часть – мышечная система
Опорно-двигательная система человека
Слайд 13Типы костей (классифицируют с учётом внешней формы, структуры и характера развития)
Проведите
эксперименты, доказывающие химический состав кости.
Сжигание костей на огне (выжигание органических веществ) твёрдость и хрупкость;
Косточку положить на 2-3 дня в 2-5% раствор соляной кислоты – упругость и эластичность.
Слайд 19Какие функции выполняет опорно-двигательная система?
(Каждый ряд предлагает свои варианты ответов).
Скелет и
мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают двигательную, защитную и опорную функции.
Двигательная функция обеспечивает перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.
Защитная функция.
Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.
Опорная функция
Ребята, что такое опора?
Предполагаемый ответ. Поддержка
Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
Биологические функции.
Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.
Слайд 20Закрепление
Какую функцию выполняет ОДС?
Какой тканью образована ОДС?
Какие типы костей характерны для
скелета человека?
Какие вещества входят в состав костей?
Как происходит рост костей в длину и толщину?
Выводы:
ОДС выполняет функцию опоры, движения, защиты и биологическую.
ОДС образована костной тканью, состоящей из костных клеток и костных пластинок.
В скелете человека различают кости трубчатые, губчатые, плоские.
В состав скелета входят неорганические и органические вещества. Вместе они обеспечивают прочность костей.
Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани, концевых участков кости. Рост костей в ширину происходит за счёт деления клеток надкостницы.
Слайд 22Игра «Здоровье человека»
-А что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Ответы детей.)
-Нужно
вести здоровый образ жизни.
-А что значит здоровый образ жизни?
-Соблюдать режим дня;
-Заниматься спортом;
-Не иметь вредных привычек;
-Следить за чистотой своего тела;
-Правильно питаться.
4. Беседа о фактах, влияющих на здоровье.
Давайте, вспомним всё, что мы знаем о правильном питании.
Продукты бывают полезные и вредные.
-Какие продукты называют полезными?
-Это те продукты, которые приносят пользу организму
-Какие продукты называют вредными?
Это те продукты, которые вредят нашему организму
Слайд 23
- Вы уже сказали, что у здорового человека всё работает слаженно.
Вот я и хочу посмотреть, как вы будете отвечать на вопросы не при помощи языка, а при помощи своего тела. Встали.
Как при помощи головы мы скажем: « Да, да, да»
Как при помощи головы мы скажем: « Нет, нет, нет»
Как при помощи плеч и рук мы скажем: « Не знаю»
Как при помощи руки мы скажем: «Ну, ну, ну»
Как при помощи рук на концерте мы выражаем восторг?
Как при помощи ног вы требуете что то купить: « Хочу, хочу, хочу»
Слайд 24
Пословицы:
Движенье – жизнь.
Быстрого и ловкого - болезнь не догонит.
Здоров будешь
- всё добудешь.
Слайд 26Единственная красота,
которую я знаю, - это здоровье.
Генрих Гейне
Слайд 28Мы убедились очередной раз, что у природы нет предел совершенству…
Домашнее задание:
Разобрать
и выучить конспект в тетради;
Слайд 31Список используемой литературы.
Ресурсы интернета:
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
http://www.coolreferat.com/Питание_и_его_значение_для_развития_организма.
http://www.grandars.ru/college/medicina/znachenie-pitaniya-dlya-cheloveka.html
Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9
кл./ Сост. Л. Б. Поддубная.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/11/11/135-urokov-zdorovya