Слайд 1«Воздух-смесь различных газов. Охрана воздуха»
Слайд 2Цель.1. Сформировать знания о качественном и количественном
составе воздуха, единой картины мира.
2. Развивать умения самостоятельно приобретать необходимые
знания, грамотно работать с информацией, формулировать
выводы и на их основе выявлять и решать проблемы, развивать
коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе и
коллективе.
3.Воспитывать гражданскую ответственность за состояние
окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей.
Оборудование. 1) компьютер учителя;
2) мультимедийное проекционное оборудование;
3) презентация с сообщениями учащихся
Тема. Воздух – смесь различных газов.
Охрана воздуха
Слайд 3
Гипотеза: Осознает ли человек всю опасность
загрязнения воздуха
твердыми частицами.
Основная проблема: Сохраним ли мы нашу планету и
жизнь на ней или нас постигнет судьба планеты- резервации?
В результате обсуждения проблемы учащиеся ставят
цели:
Узнать об отрицательном влиянии загрязнения на организм человека.
Определить запыленность воздуха по снегу.
Слайд 4Первая группа «Теоретики»
Воздух окружает нас повсюду.
Воздух – это смесь различных газов
(в переводе с греческого «газ» означает
хаос). Основные газы воздуха – азот и
кислород.
Больше всего в воздухе азота – 78%.
Он выделяется из земной коры в
результате деятельности микроорганиз-
мов.
В смеси различных газов кислород
составляет 21%.
В оставшийся 1% входят углекислый
газ, водород, неон, гелий, озон и прочие
газы.
Содержание водяного пара неодинаково.
Слайд 6Вторая группа «Историки»
Кислород – газ, без которого
невозможна жизнь на Земле.
Исследуя кислород, английский ученый П р и с т л и в 1774 г. увидел,
что пламя свечи горит в нем необычно ярко. Под колпак, где был этот
газ, ученый поместил двух мышей. Мыши чувствовали себя прекрасно.
Тогда ученый попробовал им подышать сам. Он почувствовал себя так,
словно внезапно попал из лаборатории в горную местность с чистейшим
воздухом.
Слайд 7Третья группа «Экологи»
В природе процессы расходования
кислорода
и его воспроизведение находятся в равновесии,
однако, оно может нарушаться, что приведет
к изменению климата на планете. В атмосфере
станет больше углекислого газа. Он тяжелее
воздуха, поэтому скапливается ,в основном,
у поверхности Земли.
Углекислый газ задерживает тепловое излучение
Земли, согревает ее и не пропускает к Земле
часть солнечных лучей.
В результате это ведет к изменению атмосферы,
особенно если углекислый газ соединяется с
частицами угля, дыма и пыли. В таком случае
образуется смесь, так называемый смог. Словно
пелена окутывает он крупные промышленные
города
Слайд 8Третья группа «Экологи»
В
воздухе много примесей, которые
загрязняют атмосферу; это прежде всего
мельчайшая пыль и микроорганизмы.
Мельчайшую пыль в воздухе можно заметить,
из-за шторы в затемненную комнату.
И человек загрязняет атмосферу уже
тысячелетиями, однако последствия
употребления огня, которым он пользовался
весь этот период, были незначительны.
За последние сто лет развитие промышлен-
ности« одарило нас такими производственными
процессами, последствия которых вначале
человек еще не мог себе представить. Возникли
города-миллионеры, рост которых остановить
нельзя. Все это результат великих изобретений
и завоеваний человека.
Знаете ли вы, что…
Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо за год.
В сутки автомобиль способен выбросить 20 кг. вредных газов, в составе которых и канцерогенные вещества.
За последние сто лет деятельность людей поставила под угрозу исчезновения 25 тыс. видов высших растений, более тысячи видов позвоночных животных.
.
Слайд 10
В природе все взаимосвязано, и вот уже оксиды свинца
обнаружены в снегах Арктики, а пестициды (ядохимикаты для борьбы с вредителями на полях) – в тканях антарктических животных.
На одного жителя планеты приходится 167 000 т. атмосферного кислорода в год.
В течение 1 мин. человек в среднем употребляет 0,5 л. кислорода.
Установлено, что современный пассажирский самолет при полете в течение 9 часов расходует 50 – 75 т. кислорода. Для ракетных двигателей кислорода требуется намного больше.
Слайд 11Четвертая группа «Физиологи»
Влияние загрязнения атмосферы на человека, растительный и животный мир.
Все загрязняющие атмосферный воздух вещества в большей или
меньшей степени оказывают отрицательное влияние на здоровье
человека. Эти вещества попадают в организм человека через систему
дыхания. Органы дыхания страдают от загрязнения , т.к. около 50% частиц
примесей, проникающих в легкие, осаждаются в них.
Проникающие в организм частицы вызывают токсический эффект, т.к.они: а) ядовиты по своей природе;
б) служат помехой для очищения дыхательных путей;
в) служат носителем поглощенного организмом ядовитого вещества.
Слайд 12
Статистический анализ позволил установить зависимость
между уровнем загрязнения воздуха и такими заболеваниями, как поражение верхних дыхательных путей, сердечная недостаточность, бронхиты, астма, пневмония, эмфизема легких, а также болезни глаз.
Резкое повышение концентрации примесей, сохраняющееся в течение нескольких дней, увеличивает смертность людей пожилого возраста от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний.
Слайд 13Пятая группа «Исследователи»
Определим загрязненность воздуха сажей –
продуктом неполного сгорания топлива. Отобрали пробы снега в трех разных местах: возле дома, в парке, возле котельной.
Слайд 14Результаты измерений
Масса фильтра – 2 г.
Масса фильтра с частицами
вещества, взятого
вместе со снегом
- возле дома – 2,7 г.
- около котельной – 2,9 г.
- в парке - 2,5 г.
Результаты опыта показали, что даже в нашем населенном пункте происходит загрязнение воздуха, хоть и не значительное. По результатам исследования воздух больше загрязнен возле котельной, чем в частном секторе.
Слайд 15Отфильтрованная снеговая вода
В парке
Возле котельной
Возле дома
Слайд 16Выводы
1.Воздух – смесь газов:
- азот - 78%
- кислорода -21%
- углекислый газ, водород, неон, гелий, озон и
прочие газы - 1%
2. Нам всем следует изменить свое отношение к природе, понять свое
место. Многие, если не все, проблемы связаны с нашей экологической
безграмотностью. И первоочередная задача состоит в том, что
необходимо информировать человечество о экологических,
природоохранительных мерах. Формировать экологическую
культуру людей.
Слайд 17Закрепление
Как вы считаете, откуда в воздухе берется пыль? Приведите примеры.
Как вы
думаете, что является источником кислорода на Земле?
На Земле огромное количество потребителей кислорода. Почему же он практически не убывает в атмосфере?
Подумайте, что кроме пожара, может нарушить равновесие газового состава атмосферы?
Слайд 18
Чему равна доля кислорода в воздухе:
а) 10%; б)
21%; в) 25%; г) 5%; д) 50%; е) 75%.
Чему равна доля азота в воздухе:
а) 10%; б) 21%; в) 25%; г) 5%; д) 50%; е) 79%.
________
Закончить предложение:
Воздушная оболочка нашей планеты называется _______________________
Заполните схему:
Слайд 19Рефлексия
Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я….
Самым
интересным на уроке было…
Самым сложным для меня было…
Сегодняшний урок показал мне…
Достигли мы цели нашего проекта…
Домашнее задание: п. 20. вопросы стр.81 Подготовить презентацию
«Значение кислорода для человека»