Слайд 1Учитель биологии Белько М.А
ТЕМА:
ФОРМИРОВАНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ У
УЧАЩИХСЯ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Слайд 2Актуальность
Важнейшими качествами личности
в условиях конкуренции становятся:
- инициативность
- способность творчески мыслить
- способность находить нестандартные решения
- готовность обучаться в течение своей жизни»
Слайд 3
Основная задача современной школы
создание условий для развития потенциала молодого компетентного человека, самореализации
личности и самоопределения
Основное направление образования
прогнозируемая и естественная переориентация образовательного процесса на компетентностный подход с целью формирования новой модели выпускника, который не только обладает определенным объемом знаний, умений и навыков в разных областях, полученных от учителя, а умеет сам получать и применять необходимые знания в соответствии с требованиями современной жизни.
Слайд 4Древняя китайская мудрость
гласит:
«Расскажи мне, и я забуду, покажи
мне,
и я запомню, дай мне
действовать самому – я пойму». ».
Из существующих педагогических методов и технологий выбирается исследовательская компетенция, так как:
напрямую связана с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся
совмещает знания в определенной области с наличием исследова-тельских умений и способностей применять эти знания и умения в конкретной деятельности
Слайд 6Формирование исследовательской компетенции обучающихся в ходе преподавания естественных наук (биологии, химии,
физики, географии)
- направление от простого к сложному, через различные формы организации учебной деятельности, методы и приемы на уроках и во внеурочной деятельности
управление через принципы проблемности, доступности, естест-венности, индивидуальности, самодеятельности, сотрудничества, научности.
Структура исследовательской
деятельности:
поисковая активность —> анализ —>
оценка —> прогнозирова-ние развития
ситуации —> действия —> поисковая
активность.
Слайд 7Формирование исследовательских компетенций в биологии
5-6 класс
Ситуация теоретико–экспериментального исследования, выполнение несложных заданий
исследовательского характера по алгоритму
наблюдения за природой,
погодой, растениями, животными;
решение проблемных в ходе
лабораторных и практических работ;
выполнение несложных проектов
с элементарными методами исследования.
Слайд 8Формирование исследовательских компетенций в биологии
7-8 класс
Ситуация частично – поискового исследования, обучение
алгоритмам исследовательской деятельности на основе получения новой информации
- наблюдения за жизнью животных;
- постановка несложных экспериментов;
- совершенствование навыков работы с информационными источниками;
- выполнение проектов и учебно-исследовательских работ с большей степенью самостоятельности, требующих обработки собранных данных, объяснение причинно – следственных связей.
Слайд 9Формирование исследовательских компетенций в биологии
9-11 класс
Ситуация поисковой исследовательской деятельности
выполнение учебно-исследовательских
работ,
требующих большой степени
самостоятельности, где ученику
предстоит самому выбрать тему
исследования, подобрать методики,
получить результаты, сформулировать
выводы и рекомендации по работе.
Слайд 10Виды и приемы исследовательской деятельности на уроке:
Применение исследовательских методов изучения (учитель
предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)
Прием «Наоборот». Он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого
условиями задачи, попробовать осуществить обратное
действие, общепринятые решения сменить на обратные.
Прием «Обрати вред в пользу». Он требует хорошо знать
систему, попытаться обратить вредв пользу.
2. Экспресс-исследование .На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований, какие птицы живут в городе, какие декоративные растения используются для озеленения улиц города.
3. Теоретические экспресс-исследования ориентированы на изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований должны позволять изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для изысканий, построения различных гипотез.
Слайд 114. Проведение учебного эксперимента .Сюда относятся все лабораторные и практические работы
по биологии, где ученик получает субъективно новые знания, навыки наблюдения , фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.
5. Исследования-соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Заранее готовится учебный раздел учебника. При составлении шпаргалки внимание становится избирательным, учащиеся стараются выбрать тот текст, который является главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями. Этот метод учит учащихся рационально использовать научную литературу.
6. Нетрадиционные уроки (урок-презентация , урок – дискуссия )
К дискуссии готовятся самостоятельно., исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную. При подготовке сообщений, учащиеся часто выискивают «каверзные» вопросы для участия в дискуссии.
7. Исследовательские проекты
Высшая ступень исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований.
Домашние задания также могут носить исследовательский характер:
Слайд 12Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:
1. Подготовка и участие в олимпиадах
по биологии, экологии.
2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Наш дом – Земля», «Птица года» и другие.
3. Участие в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю)
4. Проведение кружков «Юный друг природы», «Юные исследователи природы родного края», «Школьный экологический мониторинг», элективных курсов «Твои возможности, человек».
5. Написание творческих работ.
6. Написание рефератов, например, «Грибы-подснежники».
7. Выполнение мини – исследований, например, «Моё любимое дерево», Моё любимое животное».
8. Создание буклетов.
9. Создание презентаций
10. Создание моделей (цветкового растения, побега)
11. Создание книги юного биолога, например – 8 класс («Эволюция человека», «Анализаторы. Орган слуха» и др)..
12. Оформление альбомов: («Я изучаю природоведение» – 5 класс; «Я изучаю биологию» – 6 класс).
Слайд 13ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сухомлинский отмечал:
« Страшная эта опасность – безделие
за партой, безделие
месяцы, годы. Это
развращает морально, калечит человека
и ... ничего не может возместить того, что
упущено в самой главной сфере, где
человек должен быть тружеником – в
сфере мысли».
Наши ученики в наших руках. И от нас
зависит то, сможем ли мы увидеть и
развить их способности, и помочь им
достичь определенных высот в жизни
или нет.