Презентация, доклад доклада на ШМО учителей естествознания по теме Формирование исследовательской компетенции на уроках биологии

Содержание

Актуальность Важнейшими качествами личности в условиях конкуренции становятся: - инициативность - способность творчески мыслить - способность находить нестандартные решения - готовность обучаться в течение своей жизни»

Слайд 1Учитель биологии Белько М.А

ТЕМА:
ФОРМИРОВАНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ У
УЧАЩИХСЯ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Учитель биологии Белько М.А         ТЕМА:

Слайд 2Актуальность

Важнейшими качествами личности
в условиях конкуренции становятся:

- инициативность

- способность творчески мыслить

- способность находить нестандартные решения

- готовность обучаться в течение своей жизни»



Актуальность Важнейшими качествами личности в условиях конкуренции становятся: - инициативность - способность творчески мыслить - способность находить

Слайд 3


Основная задача современной школы
создание условий для развития потенциала молодого компетентного человека, самореализации

личности и самоопределения

Основное направление образования
прогнозируемая и естественная переориентация образовательного процесса на компетентностный подход с целью формирования новой модели выпускника, который не только обладает определенным объемом знаний, умений и навыков в разных областях, полученных от учителя, а умеет сам получать и применять необходимые знания в соответствии с требованиями современной жизни.
Основная задача современной школысоздание условий для развития потенциала молодого компетентного человека, самореализации личности и самоопределения Основное направление образования

Слайд 4Древняя китайская мудрость
гласит:
«Расскажи мне, и я забуду, покажи
мне,

и я запомню, дай мне
действовать самому – я пойму». ».



Из существующих педагогических методов и технологий выбирается исследовательская компетенция, так как:

напрямую связана с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся

совмещает знания в определенной области с наличием исследова-тельских умений и способностей применять эти знания и умения в конкретной деятельности

Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать

Слайд 6Формирование исследовательской компетенции обучающихся в ходе преподавания естественных наук (биологии, химии,

физики, географии)

- направление от простого к сложному, через различные формы организации учебной деятельности, методы и приемы на уроках и во внеурочной деятельности
управление через принципы проблемности, доступности, естест-венности, индивидуальности, самодеятельности, сотрудничества, научности.

Структура исследовательской
деятельности:
поисковая активность —> анализ —>
оценка —> прогнозирова-ние развития
ситуации —> действия —> поисковая
активность.


Формирование исследовательской компетенции обучающихся в ходе преподавания естественных наук (биологии, химии, физики, географии) - направление от простого

Слайд 7Формирование исследовательских компетенций в биологии

5-6 класс

Ситуация теоретико–экспериментального исследования, выполнение несложных заданий

исследовательского характера по алгоритму

наблюдения за природой,
погодой, растениями, животными;

решение проблемных в ходе
лабораторных и практических работ;

выполнение несложных проектов
с элементарными методами исследования.

Формирование исследовательских компетенций в биологии5-6 классСитуация теоретико–экспериментального исследования, выполнение несложных заданий исследовательского характера по алгоритмунаблюдения за природой,

Слайд 8Формирование исследовательских компетенций в биологии

7-8 класс

Ситуация частично – поискового исследования, обучение

алгоритмам исследовательской деятельности на основе получения новой информации

- наблюдения за жизнью животных;
- постановка несложных экспериментов;
- совершенствование навыков работы с информационными источниками;
- выполнение проектов и учебно-исследовательских работ с большей степенью самостоятельности, требующих обработки собранных данных, объяснение причинно – следственных связей.
Формирование исследовательских компетенций в биологии7-8 классСитуация частично – поискового исследования, обучение алгоритмам исследовательской деятельности на основе получения

Слайд 9Формирование исследовательских компетенций в биологии

9-11 класс

Ситуация поисковой исследовательской деятельности

выполнение учебно-исследовательских
работ,

требующих большой степени
самостоятельности, где ученику
предстоит самому выбрать тему
исследования, подобрать методики,
получить результаты, сформулировать
выводы и рекомендации по работе.
Формирование исследовательских компетенций в биологии9-11 классСитуация поисковой исследовательской деятельностивыполнение учебно-исследовательских работ, требующих большой степени самостоятельности, где ученику

Слайд 10Виды и приемы исследовательской деятельности на уроке:
Применение исследовательских методов изучения (учитель

предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)
Прием «Наоборот». Он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого
условиями задачи, попробовать осуществить обратное
действие, общепринятые решения сменить на обратные.
Прием «Обрати вред в пользу». Он требует хорошо знать
систему, попытаться обратить вредв пользу.

2. Экспресс-исследование .На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований,  какие птицы живут в городе, какие декоративные растения используются для озеленения улиц города.

3. Теоретические экспресс-исследования ориентированы на изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований должны позволять изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для изысканий, построения различных гипотез.



Виды и приемы исследовательской деятельности на уроке:Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи

Слайд 114. Проведение учебного эксперимента .Сюда относятся все лабораторные и практические  работы

по биологии, где  ученик получает субъективно новые знания, навыки наблюдения , фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.

5. Исследования-соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Заранее готовится учебный раздел учебника. При составлении шпаргалки внимание становится избирательным, учащиеся стараются выбрать тот текст, который является  главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями. Этот метод учит учащихся  рационально использовать научную литературу.

6. Нетрадиционные уроки (урок-презентация ,  урок – дискуссия )
К дискуссии готовятся самостоятельно., исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную. При подготовке сообщений, учащиеся часто  выискивают «каверзные» вопросы для участия в дискуссии.

7. Исследовательские проекты
Высшая ступень исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом  теоретических экспресс-исследований.

 Домашние задания также могут носить  исследовательский  характер:

4. Проведение учебного эксперимента .Сюда относятся все лабораторные и практические  работы по биологии, где  ученик получает субъективно

Слайд 12Виды исследовательской деятельности  во внеурочное время:
1. Подготовка и участие в олимпиадах

по биологии, экологии. 2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Наш дом – Земля»,  «Птица года» и другие. 3. Участие в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю) 4. Проведение кружков «Юный друг природы»,  «Юные исследователи природы родного края», «Школьный экологический мониторинг», элективных курсов «Твои возможности, человек». 5. Написание творческих работ. 6. Написание рефератов, например,  «Грибы-подснежники». 7. Выполнение мини – исследований, например,  «Моё любимое дерево», Моё любимое животное». 8. Создание буклетов. 9. Создание презентаций 10. Создание моделей (цветкового растения, побега) 11. Создание книги юного биолога, например – 8 класс («Эволюция человека», «Анализаторы. Орган слуха» и др).. 12. Оформление альбомов: («Я изучаю природоведение» – 5 класс; «Я изучаю биологию» – 6 класс).
Виды исследовательской деятельности  во внеурочное время:1. Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии. 2. Участие в

Слайд 13ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сухомлинский отмечал:
« Страшная эта опасность – безделие
за партой, безделие

месяцы, годы. Это
развращает морально, калечит человека
и ... ничего не может возместить того, что
упущено в самой главной сфере, где
человек должен быть тружеником – в
сфере мысли».




Наши ученики в наших руках. И от нас
зависит то, сможем ли мы увидеть и
развить их способности, и помочь им
достичь определенных высот в жизни
или нет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕСухомлинский отмечал: « Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть