Презентация, доклад на тему ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ. Лекция 2 Методы, принципы и закономерности обучения

Содержание

План Понятие «метод» в философииПонятие «метод обучения» в дидактикеКлассификация методов обученияСоотношение методов и приемов обученияХарактеристики основных методов обучения

Слайд 1ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
Лекция 2
«Методы, принципы и закономерности

обучения»
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯЛекция 2 «Методы, принципы и закономерности обучения»

Слайд 2План
Понятие «метод» в философии
Понятие «метод обучения» в дидактике
Классификация методов обучения
Соотношение

методов и приемов обучения
Характеристики основных методов обучения
План Понятие «метод» в философииПонятие «метод обучения» в дидактикеКлассификация методов обученияСоотношение методов и приемов обученияХарактеристики основных методов

Слайд 3Метод в широком смысле
Средства, способы и пути достижения целей, способы решения

определенных задач
Метод в широком смыслеСредства, способы и пути достижения целей, способы решения определенных задач

Слайд 4«Метод» в философии
Метод - от греч. мethodos – буквально – путь

к чему-либо
Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность (философский словарь)
Метод как средство познания – способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета
«Метод» в философииМетод - от греч. мethodos – буквально – путь к чему-либоМетод – способ достижения цели,

Слайд 5Материалистическая диалектика
Всеобщий метод познания, объективной основой которого являются наиболее общие законы

развития материального мира.
Это философская основа для методов познания, применяемых в конкретных науках, и орудие во всех областях знаний
Материалистическая диалектикаВсеобщий метод познания, объективной основой которого являются наиболее общие законы развития материального мира.Это философская основа для

Слайд 6Индуктивный метод (от частного к общему)
Деятельность учителя
Учитель излагает вначале факты, демонстрирует опыты,

нагляд­ные пособия, организует выпол­нение упражнений, постепенно подводя обучающихся к обобще­ниям, определению понятий, формулированию законов и т. д.
Ставит перед обучающимися проблемные задания, требую­щие самостоятельных рассуж­дений от частных положений к более общим, к выводам и обобщениям

Деятельность обучающегося

Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения учебного характера
Самостоятельно размышля­ют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.

Индуктивный метод (от частного к общему) Деятельность учителяУчитель излагает вначале факты, демонстрирует опыты, нагляд­ные пособия, организует выпол­нение

Слайд 7Дедуктивный метод (от общего к частному)
Деятельность учителя
Вначале сообщает общее положение, формулу,

закон, а затем постепенно начинает вы­водить частные случаи, более конкретные задачи

Деятельность обучающегося

Воспринимают общие поло­жения, формулы, законы, а затем усваивают следствия, вытекающие из них

Дедуктивный метод  (от общего к частному)Деятельность учителяВначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает

Слайд 8Метод обучения в дидактике
Методы обучения – способы работы учителя и учащихся,

при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности (Педагогическая энциклопедия, т.2, с. 813)
Метод обучения в дидактикеМетоды обучения – способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями,

Слайд 9И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин
Методы обучения – способы организации познавательной деятельности учащихся,

обеспечивающие овладение знаниями, методами познания и практической деятельностью, а также воспитание учащихся в процессе обучения»
(И.Я. Лернер, И.Н, Скаткин. О методах обучения, 1965)
И.Я. Лернер, М.Н. СкаткинМетоды обучения – способы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие овладение знаниями, методами познания и

Слайд 10Методы обучения – взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, при помощи

которых достигается овладение знаниями, умениями, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности
(А.В. Усова, 2002)
Методы обучения – взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями, формируется

Слайд 11Функции методов обучения (по Г.И. Щукиной)

Функции методов обучения  (по Г.И. Щукиной)

Слайд 12Задачи, решаемые методами обучения
Сообщить обучающимся глубокие, прочные знания
Выработать у обучающихся умения

самостоятельно приобретать знания из различных источников и применять их на практике
Развивать у обучающихся диалектический метод мышления
Сформировать положительное отношение к учению
Воспитать интерес к знаниям
Помочь овладеть методами научного познания
Выработать умения и навыки
Развивать критическое мышление и творческие способности
Задачи, решаемые методами обученияСообщить обучающимся глубокие, прочные знанияВыработать у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания из различных источников

Слайд 13Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

Слайд 14Существенные стороны методов обучения
Цель применяемого метода
Содержание метода
Организационная сторона
Источниковая сторона

Существенные стороны методов обученияЦель применяемого методаСодержание методаОрганизационная сторонаИсточниковая сторона

Слайд 15Соотношение методов и приемов обучения
Методический прием – детали метода, его элементы,

составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении метода
Эффективность метода в значительной степени определяется составом методических приемов, используемых учителем в данном методе

Соотношение методов и приемов обученияМетодический прием – детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в

Слайд 16Основные дидактические требования к беседе
Логическая связь каждого вопроса с предшествующей темой

и темой беседы в целом
Четкость и краткость формулировок вопроса
Доступность для обучающихся частных проблем, выдвигаемых учителем в форме вопроса
Сочетание беседы с использованием средств наглядность, в частности схем, плакатов, демонстрационных опытов, наблюдений обучающихся
Содержательность и определенность вопросов
Основные дидактические требования к беседеЛогическая связь каждого вопроса с предшествующей темой и темой беседы в целомЧеткость и

Слайд 17Основные виды ошибок, допускаемых в формулировках вопросов
Нечеткая формулировка вопроса, допускающая неоднозначность

ответа
Вопрос задается без учета имеющихся у учащихся знаний и заранее предполагает ответ не по существу вопроса
Вопрос содержит подсказку или носит подсказывающий характер
Вместо вопроса «Что называется?» учитель спрашивает «Что это такое?»

Основные виды ошибок, допускаемых в формулировках вопросовНечеткая формулировка вопроса, допускающая неоднозначность ответаВопрос задается без учета имеющихся у

Слайд 18Рассказ
Рассказ- живое, образное эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический

материал
Требования к рассказу
1. Лаконичность
2 Эмоциональность
3. Образность
4. Доступность
5. Сочетание рассказа с другими методами и приемами
Рассказ Рассказ- живое, образное эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материалТребования к рассказу1. Лаконичность2 Эмоциональность3. Образность4.

Слайд 19Объяснение
Объяснение – последовательное строгое в логическом отношении изложение учителем сложных вопросов,

законов, правил, сочетаемое с наблюдениями обучающихся за действием приборов, за опытами и необходимыми записями (это доказательная форма изложения)
ОбъяснениеОбъяснение – последовательное строгое в логическом отношении изложение учителем сложных вопросов, законов, правил, сочетаемое с наблюдениями обучающихся

Слайд 20Логическая структура объяснения
Две части: положения, отрицающие объясняемый объект и объясняющие положения
Логические

разновидности объяснения: дедуктивная, индуктивная и по аналогии (модельная)
В состав объяснения входит описание фактов – фиксация результатов опыта с помощью выбранных в науке систем обозначений, выражение результатов в понятиях науки

Логическая структура объясненияДве части: положения, отрицающие объясняемый объект и объясняющие положенияЛогические разновидности объяснения: дедуктивная, индуктивная и по

Слайд 21Наглядные методы обучения
Демонстрации опытов
Организация наблюдений
Просмотр видеофильмов
Показ приемов выполнения формируемых видов деятельности

Наглядные методы обученияДемонстрации опытовОрганизация наблюденийПросмотр видеофильмовПоказ приемов выполнения формируемых видов деятельности

Слайд 22Виды наглядности
Натуральные объекты (коллекции, образцы материалов, машины, приборы)
Действующие модели
Макеты, разрезы
Кинематические схемы
Приборы,

позволяющие создать модель явления
Печатные пособия
Виды наглядностиНатуральные объекты (коллекции, образцы материалов, машины, приборы)Действующие моделиМакеты, разрезыКинематические схемыПриборы, позволяющие создать модель явленияПечатные пособия

Слайд 23Методика объяснения
Ведя объяснение учитель обращается к учащимся с вопросами, чтобы стимулировать

их на обдумывание изложенного, высказать свое соображение, догадку, сделать заключение, проверить их внимательность, ход мыслей, понимание объясняемого, активизировать внимание и мышление
Методика объясненияВедя объяснение учитель обращается к учащимся с вопросами, чтобы стимулировать их на обдумывание изложенного, высказать свое

Слайд 24Проанализируйте рассказ ученицы о своей учительнице. В чем причина успеха преподавателя

химии? Какие методы использовались ею в процессе преподавания химии?

Задача 2. "У меня была любимая учительница. Свой предмет - химию - она знала хорошо и постоянно стремилась сообщить нам что-то новое. Но всегда мы чувствовали, что ее рассказ - лишь маленькая частица того, что она знает. К химии я относилась долгое время весьма равнодушно, но радость общения с учительницей, охватывающая всех нас перед ее уроком, сделала то, что я и многие другие стали посещать химический кружок. У нее были любимые ученики, но это чувствовалось только в повышенной требовательности к ним. Все чувствовали, что она неравнодушна к каждому. В VII-VIII классах мы позволяли себе спорить с нею. Это были хорошие споры. Она выходила победительницей в любом случае: и если последнее слово оставалось за ней, и если оно оставалось за нами, так как она радовалась, если ученики заставляли ее поднимать "руки вверх" - так она всегда говорила"1.
1 (Мальковская Т. Н. Учитель - ученик, с. 34.)

Проанализируйте рассказ ученицы о своей учительнице. В чем причина успеха преподавателя химии? Какие методы использовались ею в

Слайд 25Какие методы на уроке использует учитель? Какие задачи с их помощью

решает? Юмор - это метод или средство решения поставленных учителем задач на уроке?

Задача 3. Урок химии ведет Эмма Анатольевна. С первого момента она вовлекает класс в живое общение. С порога задает темп уроку. Обсуждению она придает остроту, коллективному решению - всесторонность. Град, шквал вопросов по всякому поводу: а это почему? а это отчего? каким образом? при других параметрах?
- Пытаемся решить проблему как математики. А как химики-теоретики? Станем экспериментаторами. Теперь отправимся на производство. Вы, технологи, не забывайте, что цех - не лаборатория. Решите-ка проблему технически.
Работать на уроках химии радостно, на заданном уровне оптимистического мироощущения. Она вносит в атмосферу урока творчество, напряженность мысли и юмор1.
1 (Мальковская Т. Н. Учитель - ученик, с. 35.)

Какие методы на уроке использует учитель?  Какие задачи с их помощью решает?  Юмор - это

Слайд 26Сопоставьте фрагменты опроса в IV и IX классах. Почему скомкан ответ

одного и прошел незамеченным для большинства ответ другой? Какие методы и приемы следует использовать учителю, чтобы активизировать учащихся на этом этапе урока? Приведите примеры из практики

Задача 1.Урок природоведения в IV классе. Коля С. отвечает у доски. Все слушают. Стоит отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть ошибиться, и тут же возникает "лес рук". Наиболее нетерпеливые даже трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают товарища и готовы поправить его сию же минуту. Вначале учительница сопротивляется этому желанию, но, наконец, не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять товарища. Теперь Коля занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает.
- Что же ты так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали... Опять недоучил!
И очередная тройка ложится на страничку журнала.
Урок биологии в IX классе. Отвечать идет Ира К-В классе тихо. Но что это за тишина? Товарищи слушают ответ Иры? Некоторые - да. А остальные? Давайте понаблюдаем за девятиклассниками. Вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной вопрос, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно, на лицах глубокая задумчивость и мечтательность. Другие тихонько открывают историю и начинают готовиться к следующему уроку. Две девочки разговаривают "глазами" о вещах, весьма далеких от содержания урока. Больше половины класса, присутствуя, отсутствует. Ира допускает ошибки, но нет желающих ее поправить. Может быть, замечания будут потом? Нет. Никто в классе не вызвался высказаться по поводу ответа. (Федорец Г. Тетрадь для размышлений //Учит. газ.- 1979.- 27 марта.)

Сопоставьте фрагменты опроса в IV и IX классах.  Почему скомкан ответ одного и прошел незамеченным для

Слайд 27Какой метод обучения был избран учителем для изучения теории относительности? В

чем суть и при каком условии он достигает цели?

Задача 4. На уроке физики в X классе при изучении теории относительности перед учащимися была поставлена задача: "Ученый, знающий механику Галилея - Ньютона, покидает свою неподвижную относительно Земли лабораторию и устраивает лабораторию, изолированную, в закрытом прицепе, который можно тащить с помощью тягача вдоль горизонтального шоссе без шума и вибрации. Этот ученый может выполнить по крайней мере один опыт в своей лаборатории, с тем чтобы определить, имеет ли прицеп линейное или центростремительное ускорение, движется он с постоянной скоростью или покоится. Постройте опыты, которые ученый мог бы провести в каждом из этих случаев".

Какой метод обучения был избран учителем для изучения теории относительности?  В чем суть и при каком

Слайд 28Сопоставьте два типа бесед, приведенных выше. Какая из них результативнее? Какие требования

предъявляются к каждой из них? От чего зависит их результативность на уроке?

Задача 5. В практике обучения широко пользуются методом беседы. Вот примеры беседы учителя с младшими школьниками:
- Дети, что мы проходили на прошлом уроке? Скажи, Вася.
- Мы проходили про воду. Она бывает и водой, и туманом, и льдом.
- Дети, кто дополнит Васю? Лена!
- Он не сказал, что вода бывает паром. И снегом.
- Правильно, Лена, садись. Только снег - это тоже лед. Расскажите теперь все связным текстом. Кто расскажет?
Но вот другая беседа по той же теме:
- Дети, вспомните основные состояния воды. Скажите, без каких из них люди не могут жить, а без каких могут. (Дети уже знают о жарких странах, где живут без снега и льда.)
- Может ли лед превращаться в пар, не тая и не превращаясь в воду? (Дети видели, как зимой сушат выстиранное белье, как оно вначале "стоит коробом", а потом полощется на ветру, словно летом.)
- Какого цвета пар? Какого цвета туман? (Здесь возможны подвохи: пар бесцветен и прозрачен, а туман может оказаться семицветным - в виде радуги.)
- А теперь поднимите руку, у кого в парте есть пар? - провокационный вопрос. Никто не сознается, что в парте пар. Но тут-то и случай объяснить: там, где находятся люди, немного пара всегда имеется в воздухе. А значит, и в парте пар, и над партой, и под партой1.
1 (Ипполитов Ф. В. Как помочь детям учиться.- М.: Знание, 1973.- С. 72-73.)

Сопоставьте два типа бесед, приведенных выше. Какая из них результативнее? Какие требования предъявляются к каждой из них?

Слайд 29Дайте оценку педагогическим поискам учителя. Какие воспитательные задачи решаются при этом

педагогом?

Задача 6. Учитель физики Г. С. Литвинов (Белгород) перед изучением темы ставит следующие занимательные опыты. На край стола он кладет листок бумаги, а на нее ставит пустую бутылку горлышком вниз и спрашивает учащихся: "Что произойдет, если я дерну за листок бумаги?" Все отвечают: "Бутылка упадет". Учитель проделывает опыт, и школьники, к своему удивлению, видят, что бутылка осталась на месте. Возникает вопрос: а почему? Затем опыт усложняется. Приготовленное заранее кольцо из тонкого картона шириной 3 см и диаметром 15 см учитель поставил на горлышко бутылки из-под молока. На боковую поверхность кольца положил монету, а внутрь осторожно поставил линейку и спросил: "Что произойдет, если линейкой резко ударить по кольцу вправо?" Учащиеся в затруднительном положении, так как их знания и предшествующий опыт подсказывали, что монета должна двигаться вместе с кольцом. Однако только что проведенный эксперимент с бутылкой удержал их от подобных высказываний. Учитель проделал опыт, монета упала на дно бутылки. Учитель просит объяснить учащихся наблюдаемые явления1.
1 (Шамова Т. И. Активизация учения школьников.- М.: Знание, 1979 - С. 68.)

Дайте оценку педагогическим поискам учителя. Какие воспитательные задачи решаются при этом педагогом? Задача 6. Учитель физики Г. С.

Слайд 30Определите метод, используемый учителем на уроке. Прав ли учитель в данном

случае, помогая учащимся в решении второй половины задачи?

Задача 7. На уроке математики учительница М. П. Мулаева (Московская область), прежде чем начать вывод формулы площади круга, предложила школьникам VII класса задачу следующего содержания: "Для устройства мостов через небольшие речки под мостом укладывают трубу, пропускная способность которой должна быть не меньше пропускной способности русла реки. Рассчитайте наименьшее значение диаметра трубы, чтобы речная вода беспрепятственно текла по ней. Поперечное сечение представляет собой трапецию с основанием 5 и 9м, высотой 1,2 м". Школьники самостоятельно определяют план решения, находят площадь сечения. А диаметр трубы им помогает определить учитель1.
1 (Шамова Т. И. Активизация учения школьников.- М.: Знание, 1979 - С. 70.)

Определите метод, используемый учителем на уроке.  Прав ли учитель в данном случае, помогая учащимся в решении

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть