Презентация, доклад на тему МАтериалы к уроку: Развитие системного мышления учащихся при изучении курса Естествознание

Содержание

Цель исследования: выявление условий, обеспечивающих развитие системного мышления учащихся в процессе изучения интегрированного курса «Окружающий мир». Задачи исследования: 1. На основе анализа философской, педагогической, психологической, методической литературы выявить сущность системного мышления, выделить его основные компоненты.

Слайд 1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников

образования» Развитие системного мышления учащихся при изучении курса «Естествознание»



Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации

Слайд 2Цель исследования: выявление условий, обеспечивающих развитие системного мышления учащихся в процессе

изучения интегрированного курса «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. На основе анализа философской, педагогической, психологической, методической литературы выявить сущность системного мышления, выделить его основные компоненты. 2. Определить системообразующие ориентиры содержания интегрированного курса «Окружающий мир». 3. Обосновать методику диагностики системного мышления учащихся 3 классов и разработать критерии оценки уровня сформированности системного мышления школьников применительно к интегрированному курсу «Окружающий мир». 4. Осуществить экспериментальную проверку уровня сформированности системного мышления учащихся 3 классов.

Цель исследования: выявление условий, обеспечивающих развитие системного мышления учащихся в процессе изучения интегрированного курса «Окружающий мир». Задачи

Слайд 3Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с

другом, образующих определенную целостность, единство.
А.М. Новиков

Мышление — познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Педагогический словарь Коджаспирова Г. М.

Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой.
Большой толковый словарь русского языка

Системное мышление- это мышление, уровень развития которого позволяет за совокупностью логически связанных элементов увидеть системную целостность, её структуру, взаимосвязь системы и среды.
В.В. Черников

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.А.М. НовиковМышление

Слайд 4Системность мышления рассматривается как необходимое условие продуктивных мыслительных процессов, связанных с

постановкой новых проблем и способов их решения (Абрамова Г.С., Аверьянов А.Н., Афанасьев В.Г., Ганзен В.А., Кузьмин В.П., Новик И.Б., Тамберг Ю.Г., Толкачёв В.К., Юдин Э.Г).

Основным положением системного мышления выступает принцип активности субъекта, согласно которому мышление протекает как взаимодействие и активное отражение субъектом объективной реальности в процессе деятельности субъекта по преобразованию данных об окружающем мире.
С. Л. Рубинштейн

Системность мышления рассматривается как необходимое условие продуктивных мыслительных процессов, связанных с постановкой новых проблем и способов их

Слайд 5Процесс формирования системного мышления
(П.Я. Гальперин)

1.Ознакомление с составом будущего действия в

практическом плане, а также с требованиями, которым оно должно будет соответствовать в конечном счете.

2.Выполнение заданного действия в практическом плане с реальными предметами
.

3.Выполнение действий без опоры на внешние предметы. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи.


4.Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком «про себя».

5.Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими преобразованиями, с уходом действия, его процесса и деталей из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.
 



Процесс формирования системного мышления (П.Я. Гальперин)1.Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями,

Слайд 6Основные направления для развития системного мышления

Расширение круга своих интересов.
Избавление

от стереотипов.
Создание ситуаций неопределенности.
Решение творческих задач.
Использование ТРИЗ
Развитие ментальных моделей.
Вычеркивание части информации.
Конструирование - мысленное достраивание того, чего нет.
Искажение: уменьшение или преувеличение деталей системы.
Обобщение единичного опыта.
Наблюдение за успешными системами.
Развитие способов измерения обратной связи.
Основные направления для развития системного мышления Расширение круга своих интересов. Избавление от стереотипов. Создание ситуаций неопределенности. Решение

Слайд 7Исследование системного мышления проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная

школа № 3»
В исследовании участвовали 3 А и 3 Б классы: контрольная группа и экспериментальная группа.

Исследование системного мышления проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» В исследовании участвовали

Слайд 8Диагностика уровня системного мышления учащихся при изучении предмета «Окружающий мир»
В таблице

представлены результаты входного тестирования по методике Д.В. Григорьева и Б.В. Куприянова. Из таблицы видно, что результаты входного тестирования мало чем отличаются в экспериментальной и контрольной группах.
Диагностика уровня системного мышления учащихся при изучении предмета «Окружающий мир»В таблице представлены результаты входного тестирования по методике

Слайд 9Классификация уровней сформированности системного мышления

1-й уровень - дети не могут построить

требуемую систему. Основные компоненты системного мышления не сформированы.

2-й уровень выражен ориентацией только на один из признаков элемента при построении ряда. Системное мышление сформировано не равномерно.

3-й уровень - Ребенок способен выделять существенные признаки системного объекта, хорошо вычленяет отношения между элементами, но не умеет активно использовать эту способность в конкретных учебных действиях.

4-й уровень - Дети могут построить новую систему на основе выявленной ими связи. Системное мышление ребенка сформировано в достаточной степени.

5-й уровень - Наивысшим показателем сформированности системного мышления считается способность ребенка к конструированию новой оригинальной системы. Системность мышления ребенка можно считать сформированной на данном возрастном этапе.
 


Классификация уровней сформированности системного мышления1-й уровень - дети не могут построить требуемую систему. Основные компоненты системного мышления

Слайд 10Приемы развития системного мышления на уроке по предмету «Окружающий мир»
Смысловое чтение
Составление

кластеров
Цепочка вопросов
Заполнение таблицы по тексту
Выборочное чтение
Озаглавливание текста
Внеклассная работа
Приемы развития системного мышления на уроке по предмету «Окружающий мир» Смысловое чтениеСоставление кластеровЦепочка вопросовЗаполнение таблицы по тексту

Слайд 11Заполнение таблицы по тексту

Заполнение таблицы по тексту

Слайд 12Цепочка вопросов
1. От чего зависел счет времени?
2. Какая дата является началом

современного летоисчисления?
3. Что обозначает фраза «Наша эра»?
4. Сколько лет длится наша эра?
5. Приведите примеры арабских и римских чисел
Цепочка вопросов1. От чего зависел счет времени?2. Какая дата является началом современного летоисчисления?3. Что обозначает фраза «Наша

Слайд 13Задание
На основе текста учебника составьте схему (кластер) «Материки»

Задание На основе текста учебника составьте схему (кластер) «Материки»

Слайд 14Классификация уровней сформированности системного мышления учащихся 3 класса, изучающих курс естествознания

«Окружающий мир»

Среди испытуемых учащихся обеих групп (52 учащихся) нет таковых с пятым уровнем развития системного мышления. Четвертый уровень можно констатировать у 10 учащихся, третий уровень – у 24 учащихся, второй – у 11 учащихся и первый уровень – у 7 учащихся. Этот расклад наглядно виден на диаграмме.






Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования: эффективное развитие системного мышления учащихся начальных классов при изучении интегрированного курса «Окружающий мир» возможно при наличии системообразующих ориентиров содержания курса и при использовании учителем различных способов организации освоения учащимися курса «Окружающий мир».

Классификация уровней сформированности системного мышления учащихся 3 класса, изучающих курс естествознания «Окружающий мир» Среди испытуемых учащихся обеих

Слайд 15ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под системностью мышления понимается способность ребенка:
а) анализировать объект как систему связанных

элементов и выделять общий принцип построения этой системы;
б) конструировать на основе выделенного принципа новую систему элементов. (Поливанова Н.И., Ривина И.В.).
Основными свойствами системного мышления являются:
а) видение цельности, наполненности множественными связями;
б) понимание необходимости искажений модели реальности для упрощения восприятия, способность переключиться с одной модели на другую;
в) умение видеть обратную связь;
г) готовность к постоянным изменениям своих убеждений;
д) умение видеть реальность на разных уровнях, под различной степенью увеличения, умение переключиться с одной системы координат на другую, умение обратить внимание как на целую систему, так и на ее части.

ЗАКЛЮЧЕНИЕПод системностью мышления понимается способность ребенка:а) анализировать объект как систему связанных элементов и выделять общий принцип построения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть