Слайд 22 этап - философия средневековья
Слайд 3 Элементы натурфилософии присущи даже средневековой схоластике, они состояли, главным
образом, в приспособлении к геоцентрической картине мира некоторых принципов аристотелевской натурфилософии и космологии, а также метафизики света, содержавшейся в неоплатонизме.
Слайд 4Основные философские учения и концепции средневековья:
1. Схоластика – представляла собой единство
логики Аристотеля и христианского богословия. Она занималась вопросами веры и доказательствами существования Бога.
2. Патристика – это философия лидеров христианства до 7 века. Они заложили основу христианского мировоззрения и внесли неоценимый вклад в формирование этики и эстетики.
3. Мистика – в общепринятом смысле – это вера в существование мира сверхъестественных сил. Также это особый род философской познавательной деятельности
Слайд 5Патристика
Патристика (лат. pater —отец) - произведения отцов церкви.
Первоначально «отцом церкви» именовался
духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака: 1)святость жизни; 2)древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви.
В произведениях, написанных отцами церкви, были заложены основы христианских догматов. Подлинная философия с точки зрения отцов церкви тождественна теологии, вера всегда первенствует над разумом, а истина — это истина Откровения. Патристику по той роли, которую она играла в обществе, делят на апологетическую и систематическую. По языковому критерию — на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на западную и восточную. На Востоке преобладала систематика, на Западе —апологетика.
Вершина латинской патристики —творчество Аврелия Августина, классику греческой патристики представляют Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.
Слайд 6Схоластика
Схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением
догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.
Крупнейшим схоластом западно-европейской философии был Фома Аквинский. Схоластическим по сути был, например, спор Фомы Аквинского и Альберта Великого во дворике Парижского университета на тему «Есть ли у крота глаза»?
Под схоластикой понимается (это очевидно из приведенного примера) также формальное знание, бесплодное умствование, оторванное от жизни, от практики. Отсюда и происходит выражение «схоластическое теоретизирование». Образчиком схоластического мышления могут быть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой камень, который сам не может поднять? Или: что появилось раньше — курица или яйцо? Сколько чертей может уместиться на острие одной иглы? (Последний вопрос звучит особенно актуально сегодня, во время разгула наркомании).
Слайд 7Мистика
Мистика — философия, осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружения
созерцающего духа в океан божественного света.
Если в схоластике преобладал спекулятивно-логический аспект, то в мистике — созерцательный.
Все мистические учения тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов.
Ярким представителем мистики позднего средневековья в Западной Европе был немецкий мыслитель Мейстер Экхарт.
Слайд 8Омар Хайям (1048-1131) – великий иранский поэт, философ, ученый. Автор знаменитых
четверостиший, «рубай». Написал комментарий к «Началам» Евклида, в области астрономии ввел солнечный календарь.
Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037) гг. – философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу.
Ибн Рушд (Аверрох) (1126-1198) гг. – философ, естествоиспытатель, добился больших успехов в алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля. Стремился объединить философию с мусульманской религией.
Достижения арабских ученых:
Слайд 9
Достижения арабских ученых:
Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми (780-850) гг. – создатель книг
по арифметике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями; заложил основы алгебры.
Аль-Фараби (870-950) гг. – первым среди арабских ученых осмыслил и доработал логическое наследие Аристотеля, написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по логике. Получил титул «Второй учитель» (Первым считался Аристотель).
Аль-Бируни (973-1048) гг. – ученый – энциклопедист. В его произведениях трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, геологии, ботаники, этнографии, истории. Сделал предположение о возможности вращения Земли вокруг Солнца.
Слайд 10В эпоху Возрождения натурфилософия в борьбе против схоластической картины природы в
основном сохранила понятия и принципы античной натурфилософии, но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материалистических и диалектических идей.
Слайд 113 этап – зарождение естествознания
Основные философские направления эпохи Возрождения
Гелиоцентризм - представление
о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.
Гуманизм - от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.)
Неоплатонизм- — выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится: к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа; к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи; к мистически-интуитивному познанию высшего; к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.
Секуляризм - концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.
Слайд 12Работа в группах
Познакомиться с идеями классического рационализма
Декарта
Спинозы
Лейбница
Канта
Ф.Бэкон
Составить сравнительную таблицу
Слайд 13 В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и
механика, выделяются из натурфилософии, но последняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно главный труд Ньютона, формулирующий принципы механики и астрономии, назван “Математические начала натуральной философии”.
Слайд 14В 18 в. в философии французского и европейского Просвещения и материализма
натурфилософия выдвигает идею энциклопедической связи всех наук, расширившихся и углубившихся по сравнению с достигнутым в предшествующем столетии.
Слайд 15В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла натурфилософия
Шеллинга, которая, хотя и на идеалистической основе, сформулировала идею единства сил природы, обобщила ряд важных естественнонаучных открытий той эпохи.
Слайд 16 Один из последователей Шеллинга, Л. Окен,
высказал идею развития
органического мира. Характеризуя натурфилософию, Энгельс писал, что она заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении.
Слайд 17Конец 19 — начало 20 в.
В. Оствальд, Авенариус, Т. Липс,
и некоторые др. философы-идеалисты, пытались преодолеть с помощью натурфилософии кризис новейшего естествознания. Элементы натурфилософии прослеживаются в теории эмерджентной эволюции, “критической онтологии” натурфилософии Гартмана и т. п.
В современных условиях натурфилософские воззрения проявляются в качестве рецидива метафизических подходов, в неумении применять диалектику в естественнонаучных обобщениях.
Слайд 18План лекций
Введение. История становления и развития естествознания. Натурфилософия. Естественные науки. Предшественники
греков – египтяне. Первые греческие философские школы – милетская, эфесская.
3. Афинский период греческой философии. Софисты. Майевтика Сократа, идеализм Платона. Ученик Платона – Аристотель. Основные труды и биография. Биологические взгляды и достижения Аристотеля.
4. Александрийский период греческой философии. Естествознание после Аристотеля.
5. Естествознание в Древнем Риме.
6.Средневековая философия. Наука в арабском мире – роль в поддержании античной традиции.
7. Философия нового времени. Предпосылки к появлению науки нового времени. Фрэнсис Бэкон и его эмпиризм. Работа Гарвея. Рационализм Рене Декарта. Преемственность со схоластикой.
8. Основные этапы развития науки. Научные революции. Противоречия современной науки. Естественнонаучная картина мира и ее неполнота.
9. Современное естествознание. Методология науки.
Слайд 19Тематический план лабораторных занятий
1. История становления и развития естествознания. Натурфилософия. Естественные
науки. Предшественники греков – египтяне. Первые греческие философские школы – милетская, эфесская. Фалес Милетский, Анаксимандр и Анаксимен. Элеаты – Ксенофан, Зенон, Парменид.
2. Жизнь и философия Пифагора. Пифагорейская школа. Спор Пифагора с элеатами. Афинская школа – Анаксагор, Демокрит.
3. Афинский период греческой философии. Софисты. Философия Сократа. Майевтика Сократа, идеализм Платона. Платон – ученик Сократа. Взгляды Платона на первичную реальность. Объективный идеализм. Ученик Платона – Аристотель. Биография, основные физические и биологические взгляды Аристотеля. Основные труды Аристотеля и его вклад в науку. Парадигмаобразующее значение трудов Аристотеля.
4. Александрийский период греческой философии. Естествознание после Аристотеля. Развитие конкретных наук. Музейон, Александрийская библиотека. Математика – Евклид, Гиппарх, Никомед. Механика – Архимед, Герон. Астрономия – Аристарх Самосский, Клавдий Птолемей. Анатомия – Праксагор, Герофил, Эразистрат.
5. Естествознание в Древнем Риме. Практический характер науки в Древнем Риме. Марк Порций Катон, Марк Терентий Варрон, Тит Лукреций Кар. Гай Плиний Старший, термин «естественная история». Последний великий ученый античности – Клавдий Гален.
6. Средневековая философия. Наука в арабском мире – роль в поддержании античной традиции. Аль-Хорезми. Джабир ибн Хайян. Аль-Идриси. Ар-Рази. Авиценна. Аверроэс.
7. Начало христианской философии. Апологетика и неоплатонизм. Юстин-мученик. Климент Александрийский. Тертуллиан – верую, ибо абсурдно.
8. Патристика. Блаженный Августин и его расхождения с Аристотелем. Учение о предопределенности, учение о времени. Два града. Опровержение тезиса Аристотеля о вечности материи, оформление креационизма. Василий Великий и античная ученость, Шестоднев.
9. Схоластика. Периодизация схоластики. Ранняя схоластика и ее связь с образованием в средневековом университете. Первые университеты. Тривиум и квадриум. Иоанн Скот Эриугена. Абеляр – понимать, чтобы верить.
10. Высокая схоластика. Спор номиналистов и реалистов. Реалисты – доминиканцы, Альберт Великий, Фома Аквинский. Отработка вероучения в формулах здравого смысла. Доказательства бытия Божьего Фомы Аквинского. Разница между человеком и животным, понятие инстинкта и греха. Концепция двойственной истины. Спор об универсалиях, реалисты. Францисканцы – Дунс Скот, Уильям Оккам. Поздняя схоластика в работах Оккама. Трудности номиналистов.
11. Философия нового времени. Предпосылки к появлению науки нового времени. Фрэнсис Бэкон и его эмпиризм. Основные положения эмпиризма Бэкона, индуктивный метод. Работа Гарвея.
12. Рационализм Рене Декарта. Основные положения, содержащиеся в «Рассуждении о методе», преемственность со схоластикой. Деизм Декарта. Преемственность со схоластикой.
13. Галилей, Коперник, Ньютон. Формирование классической картины мира. Галилей – создатель экспериментального метода. Теоретическая идеализация. Поддержка Галилеем системы Коперника. Исаак Ньютон: «Математические начала натуральной философии». Формирование классической картины мира: «Книга природы написана на языке математики».
Тематический план практических занятий
1. Основные этапы развития науки. Научные революции. Первая научная революция (XVII в.). Вторая научная революция (XVIII в. - нач. XIX вв.). Третья научная революция (сер. XIX в. - сер. XX в.). Четвертая научная революция (кон. XX в.). Противоречия современной науки. Естественнонаучная картина мира и ее неполнота. Феномен чуда и естественные науки.
2. Современное естествознание. Методология науки. Характерные черты науки. Отличие науки от других сфер культуры. Наука и религия. Наука и философия. Предмет и общая структура естествознания: естественнонаучная и гуманитарная культура. Структура научного познания. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Методы науки. Принцип системности. Редукционизм и холизм.
3. Развитие эмпиризма. Джон Локк и концепция “tabula rasa”. Абстракция. Сенсуализм Джорджа Беркли. Критерии истины. Субъективный идеализм Давида Юма. Позитивизм Огюста Конта. Естествознание как модель научной дисциплины.
4. Позитивизм и неопозитивизм. Верификационизм и критерии научности. Неопозитивизм и принцип верификации. Венский кружок. Философия как логическая деятельность в рамках науки. Проблемы верификационизма.
5. Карл Поппер и фаллибилизм. Постпозитивизм Карла Поппера. Критика индукции. Критерий фальсификации. Невозможность исключения из науки философских категорий. Особенности научного познания.Концепция научной революции Томаса Куна. Научная парадигма. Смена парадигмы, научная революция на примере крушения классической и становления неклассической научной картины мира. Концепция научно-исследовательской программы Имре Лакатоса.
Слайд 20Тематический план практических занятий
1. Основные этапы развития науки. Научные революции. Первая
научная революция (XVII в.). Вторая научная революция (XVIII в. - нач. XIX вв.). Третья научная революция (сер. XIX в. - сер. XX в.). Четвертая научная революция (кон. XX в.). Противоречия современной науки. Естественнонаучная картина мира и ее неполнота. Феномен чуда и естественные науки.
2. Современное естествознание. Методология науки. Характерные черты науки. Отличие науки от других сфер культуры. Наука и религия. Наука и философия. Предмет и общая структура естествознания: естественнонаучная и гуманитарная культура. Структура научного познания. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Методы науки. Принцип системности. Редукционизм и холизм.
3. Развитие эмпиризма. Джон Локк и концепция “tabula rasa”. Абстракция. Сенсуализм Джорджа Беркли. Критерии истины. Субъективный идеализм Давида Юма. Позитивизм Огюста Конта. Естествознание как модель научной дисциплины.
4. Позитивизм и неопозитивизм. Верификационизм и критерии научности. Неопозитивизм и принцип верификации. Венский кружок. Философия как логическая деятельность в рамках науки. Проблемы верификационизма.
5. Карл Поппер и фаллибилизм. Постпозитивизм Карла Поппера. Критика индукции. Критерий фальсификации. Невозможность исключения из науки философских категорий. Особенности научного познания.Концепция научной революции Томаса Куна. Научная парадигма. Смена парадигмы, научная революция на примере крушения классической и становления неклассической научной картины мира. Концепция научно-исследовательской программы Имре Лакатоса.