Презентация, доклад на тему Лекции для педагогов: 2 этап - философия средневековья

Содержание

2 этап - философия средневековья

Слайд 1Философия естествознания

Философия естествознания

Слайд 22 этап - философия средневековья

2 этап - философия средневековья

Слайд 3 Элементы натурфилософии присущи даже средневековой схоластике, они состояли, главным

образом, в приспособлении к геоцентрической картине мира некоторых принципов аристотелевской натурфилософии и космологии, а также метафизики света, содержавшейся в неоплатонизме.
Элементы натурфилософии присущи даже средневековой схоластике, они состояли, главным образом, в приспособлении к геоцентрической картине

Слайд 4Основные философские учения и концепции средневековья:
1.    Схоластика – представляла собой единство

логики Аристотеля и христианского богословия. Она занималась вопросами веры и доказательствами существования Бога.
2.    Патристика – это философия лидеров христианства до 7 века. Они заложили основу христианского мировоззрения и внесли неоценимый вклад в формирование этики и эстетики.
3.    Мистика – в общепринятом смысле – это вера в существование мира сверхъестественных сил. Также это особый род философской познавательной деятельности
Основные философские учения и концепции средневековья: 1.    Схоластика – представляла собой единство логики Аристотеля и христианского богословия.

Слайд 5Патристика
Патристика (лат. pater —отец) - произведения отцов церкви.
Первоначально «отцом церкви» именовался

духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака: 1)святость жизни; 2)древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви.
В произведениях, написанных отцами церкви, были заложены основы христианских догматов. Подлинная философия с точки зрения отцов церкви тождественна теологии, вера всегда первенствует над разумом, а истина — это истина Откровения. Патристику по той роли, которую она играла в обществе, делят на апологетическую и систематическую. По языковому критерию — на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на западную и восточную. На Востоке преобладала систематика, на Западе —апологетика.
Вершина латинской патристики —творчество Аврелия Августина, классику греческой патристики представляют Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.
ПатристикаПатристика (лат. pater —отец) - произведения отцов церкви.Первоначально «отцом церкви» именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом.

Слайд 6Схоластика
Схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением

догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.
Крупнейшим схоластом западно-европейской философии был Фома Аквинский. Схоластическим по сути был, например, спор Фомы Аквинского и Альберта Великого во дворике Парижского университета на тему «Есть ли у крота глаза»?
Под схоластикой понимается (это очевидно из приведенного примера) также формальное знание, бесплодное умствование, оторванное от жизни, от практики. Отсюда и происходит выражение «схоластическое теоретизирование». Образчиком схоластического мышления могут быть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой камень, который сам не может поднять? Или: что появилось раньше — курица или яйцо? Сколько чертей может уместиться на острие одной иглы? (Последний вопрос звучит особенно актуально сегодня, во время разгула наркомании).
СхоластикаСхоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и

Слайд 7Мистика
Мистика — философия, осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружения

созерцающего духа в океан божественного света.
Если в схоластике преобладал спекулятивно-логический аспект, то в мистике — созерцательный.
Все мистические учения тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов.
Ярким представителем мистики позднего средневековья в Западной Европе был немецкий мыслитель Мейстер Экхарт.


МистикаМистика — философия, осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружения созерцающего духа в океан божественного света.

Слайд 8Омар Хайям (1048-1131) – великий иранский поэт, философ, ученый. Автор знаменитых

четверостиший, «рубай». Написал комментарий к «Началам» Евклида, в области астрономии ввел солнечный календарь.
Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037) гг. – философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу.
Ибн Рушд (Аверрох) (1126-1198) гг. – философ, естествоиспытатель, добился больших успехов в алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля. Стремился объединить философию с мусульманской религией.

Достижения арабских ученых:

Омар Хайям (1048-1131) – великий иранский поэт, философ, ученый. Автор знаменитых четверостиший, «рубай». Написал комментарий к «Началам»

Слайд 9 Достижения арабских ученых:
Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми (780-850) гг. – создатель книг

по арифметике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями; заложил основы алгебры.
Аль-Фараби (870-950) гг. – первым среди арабских ученых осмыслил и доработал логическое наследие Аристотеля, написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по логике. Получил титул «Второй учитель» (Первым считался Аристотель).
Аль-Бируни (973-1048) гг. – ученый – энциклопедист. В его произведениях трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, геологии, ботаники, этнографии, истории. Сделал предположение о возможности вращения Земли вокруг Солнца.

Достижения арабских ученых: Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми (780-850) гг. – создатель книг по арифметике, которые в

Слайд 10В эпоху Возрождения натурфилософия в борьбе против схоластической картины природы в

основном сохранила понятия и принципы античной натурфилософии, но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материалистических и диалектических идей.
В эпоху Возрождения натурфилософия в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы античной

Слайд 113 этап – зарождение естествознания
Основные философские направления эпохи Возрождения
Гелиоцентризм - представление

о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.
Гуманизм - от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.)
Неоплатонизм- — выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится: к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа; к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи; к мистически-интуитивному познанию высшего; к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.
Секуляризм - концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.


3 этап – зарождение естествознанияОсновные философские направления эпохи ВозрожденияГелиоцентризм - представление о том, что Солнце является центральным небесным телом,

Слайд 12Работа в группах
Познакомиться с идеями классического рационализма
Декарта
Спинозы
Лейбница
Канта
Ф.Бэкон
Составить сравнительную таблицу


Работа в группахПознакомиться с идеями классического рационализмаДекартаСпинозыЛейбницаКантаФ.БэконСоставить сравнительную таблицу

Слайд 13 В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и

механика, выделяются из натурфилософии, но последняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно главный труд Ньютона, формулирующий принципы механики и астрономии, назван “Математические начала натуральной философии”.
В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и механика, выделяются из натурфилософии, но последняя

Слайд 14В 18 в. в философии французского и европейского Просвещения и материализма

натурфилософия выдвигает идею энциклопедической связи всех наук, расширившихся и углубившихся по сравнению с достигнутым в предшествующем столетии.
В 18 в. в философии французского и европейского Просвещения и материализма натурфилософия выдвигает идею энциклопедической связи всех

Слайд 15В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла натурфилософия

Шеллинга, которая, хотя и на идеалистической основе, сформулировала идею единства сил природы, обобщила ряд важных естественнонаучных открытий той эпохи.
В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла натурфилософия Шеллинга, которая, хотя и на идеалистической

Слайд 16 Один из последователей Шеллинга, Л. Окен,
высказал идею развития

органического мира. Характеризуя натурфилософию, Энгельс писал, что она заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении.
Один из последователей Шеллинга, Л. Окен, высказал идею развития органического мира. Характеризуя натурфилософию, Энгельс писал,

Слайд 17Конец 19 — начало 20 в.
В. Оствальд, Авенариус, Т. Липс,

и некоторые др. философы-идеалисты, пытались преодолеть с помощью натурфилософии кризис новейшего естествознания. Элементы натурфилософии прослеживаются в теории эмерджентной эволюции, “критической онтологии” натурфилософии Гартмана и т. п.
В современных условиях натурфилософские воззрения проявляются в качестве рецидива метафизических подходов, в неумении применять диалектику в естественнонаучных обобщениях.
Конец 19 — начало 20 в. В. Оствальд, Авенариус, Т. Липс, и некоторые др. философы-идеалисты, пытались преодолеть

Слайд 18План лекций
 Введение. История становления и развития естествознания. Натурфилософия. Естественные науки. Предшественники

греков – египтяне. Первые греческие философские школы – милетская, эфесская.
3. Афинский период греческой философии. Софисты. Майевтика Сократа, идеализм Платона. Ученик Платона – Аристотель. Основные труды и биография. Биологические взгляды и достижения Аристотеля.
4. Александрийский период греческой философии. Естествознание после Аристотеля.
5. Естествознание в Древнем Риме.
6.Средневековая философия. Наука в арабском мире – роль в поддержании античной традиции.
7. Философия нового времени. Предпосылки к появлению науки нового времени. Фрэнсис Бэкон и его эмпиризм. Работа Гарвея. Рационализм Рене Декарта. Преемственность со схоластикой.
8. Основные этапы развития науки. Научные революции. Противоречия современной науки. Естественнонаучная картина мира и ее неполнота.
9. Современное естествознание. Методология науки.

План лекций Введение. История становления и развития естествознания. Натурфилософия. Естественные науки. Предшественники греков – египтяне. Первые греческие философские

Слайд 19Тематический план лабораторных занятий
1. История становления и развития естествознания. Натурфилософия. Естественные

науки. Предшественники греков – египтяне. Первые греческие философские школы – милетская, эфесская. Фалес Милетский, Анаксимандр и Анаксимен. Элеаты – Ксенофан, Зенон, Парменид.
2. Жизнь и философия Пифагора. Пифагорейская школа. Спор Пифагора с элеатами. Афинская школа – Анаксагор, Демокрит.
3. Афинский период греческой философии. Софисты. Философия Сократа. Майевтика Сократа, идеализм Платона. Платон – ученик Сократа. Взгляды Платона на первичную реальность. Объективный идеализм. Ученик Платона – Аристотель. Биография, основные физические и биологические взгляды Аристотеля. Основные труды Аристотеля и его вклад в науку. Парадигмаобразующее значение трудов Аристотеля.
4. Александрийский период греческой философии. Естествознание после Аристотеля. Развитие конкретных наук. Музейон, Александрийская библиотека. Математика – Евклид, Гиппарх, Никомед. Механика – Архимед, Герон. Астрономия – Аристарх Самосский, Клавдий Птолемей. Анатомия – Праксагор, Герофил, Эразистрат.
5. Естествознание в Древнем Риме. Практический характер науки в Древнем Риме. Марк Порций Катон, Марк Терентий Варрон, Тит Лукреций Кар. Гай Плиний Старший, термин «естественная история». Последний великий ученый античности – Клавдий Гален.
6. Средневековая философия. Наука в арабском мире – роль в поддержании античной традиции. Аль-Хорезми. Джабир ибн Хайян. Аль-Идриси. Ар-Рази. Авиценна. Аверроэс.
7. Начало христианской философии. Апологетика и неоплатонизм. Юстин-мученик. Климент Александрийский. Тертуллиан – верую, ибо абсурдно.
8. Патристика. Блаженный Августин и его расхождения с Аристотелем. Учение о предопределенности, учение о времени. Два града. Опровержение тезиса Аристотеля о вечности материи, оформление креационизма. Василий Великий и античная ученость, Шестоднев.
9. Схоластика. Периодизация схоластики. Ранняя схоластика и ее связь с образованием в средневековом университете. Первые университеты. Тривиум и квадриум. Иоанн Скот Эриугена. Абеляр – понимать, чтобы верить.
10. Высокая схоластика. Спор номиналистов и реалистов. Реалисты – доминиканцы, Альберт Великий, Фома Аквинский. Отработка вероучения в формулах здравого смысла. Доказательства бытия Божьего Фомы Аквинского. Разница между человеком и животным, понятие инстинкта и греха. Концепция двойственной истины. Спор об универсалиях, реалисты. Францисканцы – Дунс Скот, Уильям Оккам. Поздняя схоластика в работах Оккама. Трудности номиналистов.
11. Философия нового времени. Предпосылки к появлению науки нового времени. Фрэнсис Бэкон и его эмпиризм. Основные положения эмпиризма Бэкона, индуктивный метод. Работа Гарвея.
12. Рационализм Рене Декарта. Основные положения, содержащиеся в «Рассуждении о методе», преемственность со схоластикой. Деизм Декарта. Преемственность со схоластикой.
13. Галилей, Коперник, Ньютон. Формирование классической картины мира. Галилей – создатель экспериментального метода. Теоретическая идеализация. Поддержка Галилеем системы Коперника. Исаак Ньютон: «Математические начала натуральной философии». Формирование классической картины мира: «Книга природы написана на языке математики».
 
Тематический план практических занятий
1. Основные этапы развития науки. Научные революции. Первая научная революция (XVII в.). Вторая научная революция (XVIII в. - нач. XIX вв.). Третья научная революция (сер. XIX в. - сер. XX в.). Четвертая научная революция (кон. XX в.). Противоречия современной науки. Естественнонаучная картина мира и ее неполнота. Феномен чуда и естественные науки.
2. Современное естествознание. Методология науки. Характерные черты науки. Отличие науки от других сфер культуры. Наука и религия. Наука и философия. Предмет и общая структура естествознания: естественнонаучная и гуманитарная культура. Структура научного познания. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Методы науки. Принцип системности. Редукционизм и холизм.
3. Развитие эмпиризма. Джон Локк и концепция “tabula rasa”. Абстракция. Сенсуализм Джорджа Беркли. Критерии истины. Субъективный идеализм Давида Юма. Позитивизм Огюста Конта. Естествознание как модель научной дисциплины.
4. Позитивизм и неопозитивизм. Верификационизм и критерии научности. Неопозитивизм и принцип верификации. Венский кружок. Философия как логическая деятельность в рамках науки. Проблемы верификационизма.
5. Карл Поппер и фаллибилизм. Постпозитивизм Карла Поппера. Критика индукции. Критерий фальсификации. Невозможность исключения из науки философских категорий. Особенности научного познания.Концепция научной революции Томаса Куна. Научная парадигма. Смена парадигмы, научная революция на примере крушения классической и становления неклассической научной картины мира. Концепция научно-исследовательской программы Имре Лакатоса.
 

Тематический план лабораторных занятий 1. История становления и развития естествознания. Натурфилософия. Естественные науки. Предшественники греков – египтяне.

Слайд 20Тематический план практических занятий
1. Основные этапы развития науки. Научные революции. Первая

научная революция (XVII в.). Вторая научная революция (XVIII в. - нач. XIX вв.). Третья научная революция (сер. XIX в. - сер. XX в.). Четвертая научная революция (кон. XX в.). Противоречия современной науки. Естественнонаучная картина мира и ее неполнота. Феномен чуда и естественные науки.
2. Современное естествознание. Методология науки. Характерные черты науки. Отличие науки от других сфер культуры. Наука и религия. Наука и философия. Предмет и общая структура естествознания: естественнонаучная и гуманитарная культура. Структура научного познания. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Методы науки. Принцип системности. Редукционизм и холизм.
3. Развитие эмпиризма. Джон Локк и концепция “tabula rasa”. Абстракция. Сенсуализм Джорджа Беркли. Критерии истины. Субъективный идеализм Давида Юма. Позитивизм Огюста Конта. Естествознание как модель научной дисциплины.
4. Позитивизм и неопозитивизм. Верификационизм и критерии научности. Неопозитивизм и принцип верификации. Венский кружок. Философия как логическая деятельность в рамках науки. Проблемы верификационизма.
5. Карл Поппер и фаллибилизм. Постпозитивизм Карла Поппера. Критика индукции. Критерий фальсификации. Невозможность исключения из науки философских категорий. Особенности научного познания.Концепция научной революции Томаса Куна. Научная парадигма. Смена парадигмы, научная революция на примере крушения классической и становления неклассической научной картины мира. Концепция научно-исследовательской программы Имре Лакатоса.
 

Тематический план практических занятий 1. Основные этапы развития науки. Научные революции. Первая научная революция (XVII в.). Вторая

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть