Слайд 1АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Я знаю, что не знаю
Я знаю
Я не знаю
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» (Сократ)
Слайд 3А. Н. Леонтьев сказал: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Человек -
биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.
Индивид - биологический организм, носитель общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида.
Личность - особое качество человека, приобретаемое им в процессе социокультурной деятельности и общения.
Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.
Слайд 4 Личность формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому, по мнению А.Н. Леонтьева,
личностью может быть человек, достигший определенного возраста, характеризующийся иерархией мотивов.
Личность вносит общественно значимый вклад в жизнь социума. Это понятие о личности в узком смысле.
В широком смысле, личность – человек с присущими ему индивидуально-психологическими и социальными особенностями.
Слайд 5Структура личности (К.К.Платонов)
Слайд 6ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Психодинамическое направление (психоанализ)
Зигмунд Фрейд (1856-1939) охарактеризовал
психику как поле
боя между непримиримыми
силами инстинкта, рассудка и сознания.
Его методы лечения
невротических расстройств: анализ «свободных ассоциаций»; анализ снов и толкование сновидений; анализ и толкование различных ошибочных и случайных действий повседневной жизни.
Инстинкты, по Фрейду, - движущая сила поведения
Фрейд признавал существование двух основных инстинктов: жизни и смерти.
Признанные положения теории Фрейда:
1) переживания раннего детства играют критическую роль в формировании личности;
2) фундамент личности закладывается до пяти лет.
Слайд 7 По ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ в психической жизни можно выделить три уровня:
Сознание
состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени.
предсознательное включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.
бессознательное - хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые были подавлены.
Слайд 8Структура личности
Ид, «оно» - инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид в
поиске удовольствия, находится в бессознательном и тесно связано с биологическими побуждениями (еда, сон и т.д.).
Эго, «я» –компонент, ответственный за принятие решении, подчиняется принципу реальности. Эго стремится удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма.
Суперэго – это система ценностей, норм и этики. Все это приобретается в процессе «социализации».
Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем (3-5 лет)
Слайд 10Культурно-исторический подход
Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка заложил
Лев Семенович Выготский (1896-1934).
Дальнейшее развитие этого научного подхода неразрывно связано с теорией деятельности
А. Н. Леонтьева, теорией психического развития ребенка Д. Б. Эльконина и теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.
Слайд 11Л.С. Выготский создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека, в
которой, опираясь на марксистское понимание социально-исторической природы деятельности и сознания человека, рассмотрел процесс онтогенетического развития психики. Согласно этой теории, источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре. "Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития"
Главные положения этой теории:
● основа психического развития человека - качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности;
● всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание;
● исходная форма жизнедеятельности - её развёрнутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане;
● психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности;
● существенную роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам;
● важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.
Применительно к психическому развитию человека Выготский сформулировал общий генетический закон: "Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая... Переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей".
Слайд 12ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разрабатывается с 20-х гг. ХХ века в России.
Основоположники: Л.С.
Выготский, С.Л.Рубинштейн,
А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, П.Я. Гальперин и др.
В основе – философский тезис:
Не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание.
Слайд 13 Л. С. Выготский выдвинул и обосновал принцип социально-исторической обусловленности психики человека
и принцип специфики ее развития в онтогенезе.
Сознание человека понималось им как продукт исторического развития общества.
Закон развития высших психических функций (ВПФ) определяет возникновение высших психических функций, составляющих сознание человека, как процесс интериоризации знаков и развития значений.
Интериоризация – процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемых усвоением структур и символов внешней социальной деятельности.
«Умение владеть своим поведением – важное качество взрослого, зрелого человека. … Мы только тогда можем говорить о формировании личности, - когда имеется налицо овладение собственным поведением.»
Л.С. Выготский
Слайд 14 Л.С. Выготский вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение
которого, ничего не меняя в веществе природы, служит средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую).
Тем самым отвергалась принятая психологией дидактическая схема "стимул-реакция". Она заменялась триадической - "стимул - стимул - реакция", где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул - знак.
Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка.
Выготский назвал их высшими психическими функциями.
Слайд 16Кризис в концепции Л.С.Выготского - закономерное и необходимое звено в развитии.
Функция кризиса — разрешение противоречий, возникающих в ходе психического развития ребенка.
Суть противоречий — несоответствие старой социальной ситуации развития (ССР) и уровня достижений ребенка, т. е. тех новообразований, которые уже сформированы. ССР, согласно Л.С.Выготскому, определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности сознания. ССР представляет исходный момент для всех динамических преобразований возраста.
Социальная ситуация развития –
это «...совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».
Слайд 17Движущие силы развития личности
Это противоречия
между потребностями личности и внешними обстоятельствами,
между
ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности;
между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Слайд 18Взаимосвязь обучения и развития
Согласно психологам Женевского направления (Ж. Пиаже) обучение должно
идти за развитием.
Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие.
Он подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности и считал их решающей силой развития.
Л. С. Выготский: «Хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование».
Слайд 20Величина ЗБР зависит от двух условий:
1. От «созревающих способностей» и от
возможностей ребенка быть включенным в определенные формы сотрудничества и совместной деятельности со взрослым. Уровень актуального развития в определенной степени ограничивает возможности сотрудничества.
2. От форм сотрудничества и совместной деятельности, содержания и способов взаимодействия, предлагаемых взрослым.
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
1) Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2) По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте их ему.
Здесь существует двойная опасность:
1. Слишком рано переложить свою часть на ребенка.
2. Слишком долгое и настойчивое участие родителя.
Слайд 21http://petrovskaja-school.ru/kid-progress/proektnaya-deyatelnost/
Слайд 23Возрастная периодизация (по Д.Б. Эльконину)
Слайд 25Развитие психики ребенка с позиции западных и российских психологов
Слайд 26Системно – деятельностный подход - методологическая основа ФГОС
Понятие системно-деятельностного подхода было
введено в 1985 г. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным
(Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Цель: воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Системно - деятельностный подход в образовании - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Слайд 27Практические задания для развития ВПФ
Сенситивные периоды некоторых психических функций
1,5 -3 года
– развитие речи;
3-6 лет – развитие восприятия, мышления, воображения, память, наглядно-образное мышление;
5-6 лет – развитие координации движений, чтение;
6-7 лет – саморегуляция;
7-11 лет – мышление.
Развиваем:
- произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления);
- словесно-логическое мышление,
- смысловую память,
- эмоционально-волевую сферу,
- рефлексию.
Слайд 28Какие методы обучения самые эффективные?
Результаты эксперимента профессора Э. Дейла по выявлению
и анализу способности усвоения материала учащимися.
Слайд 30С пальмы вниз
На пальму снова
Ловко прыгает …
По горной круче проходил
Обросший шерстью …
Такой
длинной шеи
Не видывал люд:
Всех выше на свете
Пятнистый ….
На лугу цветут ромашки,
Колокольчики и …
Застоялась я немножко,
Эх, размять бы курьи ножки.
И вприсядку по опушке
Пляшет старая ….
Она в воде всегда живет,
На суше просто пропадет.
Папа ловит её ловко...
Как зовут её? ...
Распрекрасные картины,
Свиты с тонкой паутины,
На кустах, вокруг лужайки...
Кто художник этот? ...
Есть среди леса городок,
Иголок хвойных бугорок.
Целый день народ хлопочет...
Как зовут тот город? ...
Он упрямый, длинноухий,
Но не зайчик лопоухий.
Он любитель пореветь...
Как зовут его? ...
Слайд 31Таблицы Шульте
Задание: назовите числа от 1 до 25 в прямом (обратном) порядке, показав
на них указкой
Тренируется внимание.
Если задание используется для расширения поля восприятия (при обучении скорочтению), смотреть надо в центр рисунка и боковым зрением искать числа.
Слайд 33Красно-черная таблица
Задание:
необходимо отыскивать красные и чёрные числа попеременно.
а) красные
(от 1 до 24) и черные (от 1 до 25) в возрастающем порядке;
б) красные в убывающем, а черные - в возрастающем порядке;
в) красные и черные в убывающем порядке.
Тренирует переключаемость внимания.
Слайд 34«Большие и малые числа»
Задание: найдите числа в прямом (обратном) порядке
Развивается произвольность, концентрация и устойчивость внимания. Если задание используется для расширения поля восприятия, смотреть надо в центр рисунка и боковым зрением искать числа.
Слайд 35Струп –тест
Задание: назовите цвет, которым написаны слова. Постарайтесь дать ответы
как можно быстрее
Развивает межполушарные связи, восприятие, концентрацию внимания, активизирует творческое мышление. Тест используется для определения гибкости когнитивного мышления.
Слайд 38 Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя (стал лучше – хуже,
созидал или разрушал себя, других), результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют духовной рефлексией. Ее изучение допускает лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
"Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: "хорошие", "очень хорошие", "самые хорошие"). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему."
После ответа ребёнка, его спрашивают: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть". "Покажи, на какую ступеньку тебя бы поставила мама (папа, учитель и т.д.)?»
Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Слайд 39Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает,
что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Слайд 40Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание,
действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества - в середине лесенки или несколько ниже.
Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Слайд 41Методика на определение эмоционального уровня самооценки А.В. Захарова
Субтест №1. Представь, что
изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги – это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.
О – отец М – мать
Д – дедушка Б – бабушка
Б2 – брат С – сестра
Др – друзья У – учитель
Слайд 42Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик
(точку) там, где находишься ты.
Субтест №4. Поставь точку в том
месте круга, где находишься ты.
Субтест №5. Представь,
что ты находишься в нижнем ряду.
Каким из двух кружков будешь являться ты?
Слайд 43Обработка результатов
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый
круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. Позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест№3. определяет социальную заинтересованность (чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).
Слайд 44Методика Дембо-Рубинштейна
Инструкция: Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п.
Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее.
На каждой линии черточкой ( - ) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Слайд 45Обработка результатов
Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала "Здоровье" рассматривается как
тренировочная и в общую оценку не входит. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.
По каждой из шести шкал определяется:
а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
Слайд 46"Большой эгоизм — думать, что ты способен исправлять других". Преподобный Паисий
Святогорец
Если мы оглянемся и увидим, на что мы порой тратим нашу жизнь: на споры, ссоры, выяснения отношений и т.д, то ужаснемся: жизнь проходит мимо нас. А ведь нужно ценить не просто часы, а даже минуты счастья. Вся жизнь человеческая – это всего-навсего двадцать пять тысяч пятьсот пятьдесят дней за 70 лет. Из этой суммы нужно вычесть раннее детство (бессознательное состояние) и еще одну треть жизни, которая проходит во сне. Получается примерно 16 тысяч 200 дней!
Только подумайте, мы день иногда проживаем и не замечаем этого. Вот как мала наша земная жизнь... Нельзя откладывать жизнь на потом. Нужно использовать каждый день, чтобы радоваться и радовать любимых людей, чтобы потом «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Павел Гумеров