Слайд 1Формирование готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности
Соискатель:
Агзамов Рифкат Раисович
Научный руководитель:
д.п.н., профессор Маджуга Анатолий Геннадьевич
Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Слайд 2Цель исследования: обосновать и экспериментальным путём проверить эффективность программы формирования готовности
будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущего педагога в вузе.
Предмет исследования: программа формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности.
Цель, объект и предмет
исследования
Слайд 3формирование готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности будет эффективным, если:
– научно
обоснованы сущностные характеристики процесса формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности, выявлены и проанализированы её компоненты, а так же факторы, влияющие на формирование готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности в условиях современного вуза;
– разработана и внедрена в систему профессиональной подготовки в вузе программа формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности, основанная на педагогическом потенциале дисциплин социально-гуманитарного цикла и ориентированная на эмоционально положительное отношение к здоровьесозиданию, обогащение представлений участников образовательного процесса о здоровье как личностном ресурсе;
– определены и реализуются организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности.
Гипотеза исследования
Слайд 4Задачи исследования
1.Уточнить содержание понятия «готовность будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности».
2.Выявить педагогический
потенциал социально-гуманитарных дисциплин в формировании готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности.
3.Обосновать и экспериментально проверить совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности.
4.Разработать научно-методическое обеспечение по решению исследуемой проблемы
Слайд 5Научная новизна
исследования
− введено уточнённое содержание дефиниции «готовность будущего педагога к
здоровьесозидающей деятельности» как интегрального профессионально-личностного качества педагога, обеспечивающего преобразование ценностно-смысловой направленности его здоровьесозидающей деятельности в целенаправленное конструирование и реализацию индивидуальной здоровьесозидающей траектории сообразно ресурсным возможностям, высокий уровень знаний и способов деятельности в области здоровья, развитой способности к рефлексии и выраженной направленности всех видов деятельности на сохранение и укрепление своего здоровья, в отличие от существующих в исследованиях близких по смыслу дефиниций: подготовка к здоровьесберегающей деятельности (Р.И. Айзман), готовность к здоровьесберегающему образу жизни (Э.М.Казин); готовность к здоровьеориентированной деятельности (Н.В. Третьякова), готовность к здоровьесохраняющей деятельности (Л.Ф. Тихомирова), здоровьесозидающая деятельность педагога (Г.К. Зайцев, А.Г. Маджуга, Н.Н. Малярчук);
− выявлен педагогический потенциал социально-гуманитарных дисциплин в формировании готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности (свобода выбора методов, форм и средств здоровьесозидающей деятельности, приобретения обучающимися опыта здоровьесозидания, проектирование индивидуальной траектории здоровья);
−разработана программа формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности, которая характеризуется единством цели, задач, подхода, принципов, содержания, форм и методов работы в аудиторное и внеаудиторное время, основанная на педагогическом потенциале дисциплин социально-гуманитарного цикла и ориентированная на формирование эмоционально положительного отношения к здоровьесозиданию, обогащение представлений участников образовательного процесса о здоровье как личностном ресурсе;
Слайд 6Научная новизна
исследования
− обоснована совокупность организационно-педагогических условий (конструктивное взаимодействие; индивидуализация и дифференциация
здоровьесозидающей деятельности; использование интерактивных методов в организации здоровьесозидающей деятельности обучающихся; анализ здоровьесозидающей активности студентов при помощи дневника самонаблюдений), обеспечивающих эффективность формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности в системе профессиональной подготовки в вузе;
−обосновано научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности, интегрирующее содержание здоровьесозидающей деятельности, способы и приёмы овладения опытом здоровьесозидающей деятельности, диагностический инструментарий, методические рекомендации по исследованию проблем и обеспечению открытых перспектив в проектировании содержания, методов, форм и практик здоровьесозидания с учётом требований ФГОС ВО.
Слайд 7Теоретическая значимость
− результаты исследования вносят вклад в расширение теоретических представлений с
позиции деятельностного подхода о структуре и содержании готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности, интегрирующей взаимообусловленные мотивационно-ценностный, информационно-познавательный, процессуально-деятельностный компоненты, содержание которых дополняет понятийно-терминологический аппарат профессиональной педагогики;
− выявлены риски (недостаточное осмысление ценности здоровья в педагогической деятельности; ограниченность знаний в области организации здоровьесозидающей деятельности; непонимание прямой зависимости успешности будущей профессиональной деятельности от состояния своего здоровья; недооценка значимости активности в обеспечении своей здоровьесозидающей деятельности; отсутствие позитивного отношения к самостоятельной, систематической здоровьесозидающей деятельности и умений здоровьесозидания; нерациональная организация режима рабочего дня), знание и учёт которых расширяют научные представления о прогнозировании эффективности формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности.
Слайд 8Практическая значимость
Выводы и полученные результаты могут быть использованы научно-педагогическими работниками при
разработке программ и технологий формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности посредством:
−разработанной и использованной в экспериментальной работе авторской программы формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности, адресованной студентам, учителям общеобразовательных школ, педагогам системы дополнительного образования;
−разработанного критериально-диагностического инструментария отслеживания динамики сформированности готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности (по мотивационно-ценностному, информационно-познавательному, процессуально-деятельностному критериям и соответствующим им показателям), обеспечивающего объективность, комплементарность, целенаправленность контроля и оценки эффективности проводимого исследования;
−созданного и внедрённого в практику научно-методического обеспечения исследуемого процесса и методических рекомендаций по его использованию, которые могут применяться при разработке учебно-методических пособий, учебно-методических комплексов, методических рекомендаций в соответствии с потребностями участников образовательного процесса в реализации ФГОС ВО в системе профессиональной подготовки будущего педагога.
Слайд 9Практическая значимость
Выводы и полученные результаты могут быть использованы научно-педагогическими работниками при
разработке программ и технологий формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности посредством:
−разработанной и использованной в экспериментальной работе авторской программы формирования готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности, адресованной студентам, учителям общеобразовательных школ, педагогам системы дополнительного образования;
−разработанного критериально-диагностического инструментария отслеживания динамики сформированности готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности (по мотивационно-ценностному, информационно-познавательному, процессуально-деятельностному критериям и соответствующим им показателям), обеспечивающего объективность, комплементарность, целенаправленность контроля и оценки эффективности проводимого исследования;
−созданного и внедрённого в практику научно-методического обеспечения исследуемого процесса и методических рекомендаций по его использованию, которые могут применяться при разработке учебно-методических пособий, учебно-методических комплексов, методических рекомендаций в соответствии с потребностями участников образовательного процесса в реализации ФГОС ВО в системе профессиональной подготовки будущего педагога.
Слайд 11Сущностная характеристика программы
Основное содержание программы заключается в следующем: для студентов с
неустойчивой мотивацией – приобретение общих знаний в области здоровьесбережения и здоровьесозидания, адаптивных возможностей своего организма, а для студентов с позитивным отношением к занятиям – совершенствование своих физических данных, возможность проявить себя, участвуя в здоровьеориентированных мероприятиях; закрепить свои притязания на активную жизненную позицию, формирующую позитивную установку личности на ценность здоровья; устойчивый интерес к расширению и углублению объема знаний по сохранению интеллектуального, эмоционального, физического здоровья; потребность в усвоении норм санитарно-профилактической направленности; получение удовольствия от самого процесса здоровьесозидающей деятельности; возможность видеть положительные изменения в состоянии своего организма.
Слайд 12Описание критериев
Мотивационно-ценностный критерий ( Я «хочу»)
Показатели:
– ценность здоровья рассматривается как
высшая в иерархии жизни человека не только для себя, но и для других;
– высокая степень мотивации сохранения и укрепления здоровья;
– потребность в здоровьесозидающей деятельности;
–получение позитивных эмоций от здоровьесозидающей деятельности;
– потребность в самообразовании по вопросам здоровьесозидающей деятельности
Слайд 13Описание критериев
Информационно-познавательный критерий ( Я «знаю»)
Показатели:
– знания в области здоровья и
здоровьесозидания;
– способность использовать знания о теоретических и методических основах здоровьесозидающей деятельности;
– знание факторов, укрепляющих и разрушающих здоровье;
– знание принципов физического воспитания;
– знание организации и проведения подвижных игр, их классификация;
– знание как оценивать состояние своего здоровья и физической подготовки
Слайд 14Описание критериев
Процессуально-деятельностный критерий ( Я «умею»)
Показатели: умение анализировать состояние своего организма
под влиянием оздоровительных нагрузок; умение составлять комплекс утренней гигиенической гимнастики; умение подбирать упражнения в соответствии с диагнозом заболевания; умение проводить комплекс общеразвивающих упражнений; умение осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и физической подготовленности и вести дневник самоконтроля; умение организовывать и проводить подвижные игры (давать методические указания), физкультурные паузы, дискуссии о здоровье и здоровом образе жизни в режиме учебного дня; умение применять различные формы самостоятельных занятий; умение планировать режим дня, питания, сна труда и отдыха, двигательной активности; умение проводить тесты по выявлению уровня физической подготовки; умение мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности; владение приемами планирования и организации здоровьесозидающей деятельности; владение методами, методиками самоконтроля, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся, методиками самостоятельных занятий по выявлению уровня здоровья на занятиях физической культурой
Слайд 15Организационно-педагогические условия
– конструктивное взаимодействие участников образовательного процесса;
– индивидуализация и дифференциация
здоровьесозидающей деятельности;
– использование интерактивных методов в организации здоровьесозидающей деятельности обучающихся;
– анализ здоровьесозидающей активности студентов при помощи дневника самонаблюдений
Слайд 16Экспериментальная база
и участники исследования
Экспериментальная база исследования – Стерлитамакский филиал ФГБОУ
ВО «Башкирский государственный университет», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет».
Участники исследования: исследованием было охвачено 275 студентов первого курса различных факультетов, преподаватели кафедры физического воспитания СФ БашГУ и БашГУ.
Слайд 17Диагностические
методики исследования
Диагностика уровней сформированности готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности
была осуществлена по мотивационно-ценностному критерию (методика «Отношение к здоровью (Г.С. Никифоров), включенное наблюдение экспертов, самооценка и экспертная оценка), методика «Валеологический тип личности» (А.Г. Маджуга, Т.Д. Дубовицкая), методика определения ценностных ориентаций (М. Рокич, адаптированная Н.П. Фетискиным); по информационно-познавательному критерию (анкета «Оценка уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни»); по процессуально-деятельностному критерию (тест-опросник «Выявление уровня сформированности здоровьесозидающей личностной позиции А.Г. Маджуга, включённое наблюдение).
Слайд 18Таблица 1
Динамика уровней сформированности готовности будущих
педагогов к здоровьесозидающей деятельности, %
Слайд 19Уровни готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности
Для творческого (IV) уровня характерны
полное и ясное осознание здорового образа жизни как моральной категории, эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью, актуальны мотивы самосовершенствования, самореализации, стремление к рефлексии, психологическая готовность и ориентация на здоровьесозидание, стремление реализовать индивидуальный опыт здоровьесозидающей деятельности.
Для репродуктивно-творческого (III) уровня свойственны неполное осознание здорового образа жизни в качестве ценностной ориентации, личностная оценка своего здоровья проявляется слабо, эмоционально-ценностное отношение к здоровью выражено, но не ярко и не во всех случаях, проявляется стремление к рефлексивному осознанию своей деятельности, участие в ценностно-ориентированной деятельности, связанной со здоровьем часто происходит под влиянием внешнего воздействия, хотя наблюдается положительная мотивация этой деятельности.
Для репродуктивного (II) уровня характерны поверхностные представления о здоровом образе жизни, отношение к здоровью проявляется на эмоционально-чувственном уровне, стремление к рефлексивному осознанию действительности происходит нерегулярно, участие в ценностно-ориентированной деятельности, связанной со здоровьем осуществляется под влиянием внешнего воздействия, без проявления положительной мотивации.
Для адаптивного (I) уровня присущи элементарные отрывочные представления о здоровом образе жизни, эмоционально-ценностное отношение к здоровью не проявляется, стремление к рефлексивному осмыслению отсутствует, преобладают мотивы формального исполнения принципов здорового образа жизни, наблюдается пассивно-созерцательное и прагматическое отношение к действительности.
Слайд 20Результаты контрольного этапа эксперимента
Проверка по критерию φ– критерия Фишера выявила рост
значений показателей готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности студентов экспериментальной группы по множеству показателей на уровнях достоверности р ≤ 0,01 и р ≤ 0,05 в пределах значений от 101,454 до 67,008.
У студентов контрольной группы динамика всех показателей отличается меньшей выраженностью и незначительным числом значимых позитивных сдвигов.