Слайд 1МБОУ Троицкая СОШ №1
Троицкого района Алтайского края
Исследовательская работа
Оценка рекреационной
нагрузки на береговую зону озера Уткуль
Выполнила: Войтенко Наталья,
9б класс
Руководитель: Калашникова Елена Ивановна
Слайд 2Актуальность:
Сфера отдыха - одна из важнейших сфер жизни общества. Каждый человек
нуждается в восполнении физических и духовных сил. Поэтому человека тянет на природу, чтобы провести время с пользой для души и здоровья. Предотвращению чрезмерной рекреационной нагрузки может помочь реальное знание состояния озера и прилегающей территории, а также процессов, влияющих на распределение нагрузки и особенности ответной реакции природы.
Слайд 3Цель исследования: оценить влияние рекреационной деятельности на прибрежную часть озера Уткуль.
Слайд 4Задачи исследования:
1. Выявить, сформированы ли у рекреантов основы правил поведения в
природе, отношение к озеру Уткуль.
2. Определить рекреационную нагрузку данной территории в исследуемый период.
3. Провести геоботаническое описание двух участков, испытывающих различную антропогенную нагрузку, и сравнить их.
4. Разработать рекомендации, определить дальнейшее направление работы.
Слайд 5Объект исследования – береговая зона озера Уткуль.
Предмет исследования – оценка рекреационной
нагрузки на береговую зону озера Уткуль.
Слайд 6Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования важны
для всех, кого беспокоит экологическое состояние озера Уткуль и прибрежной зоны.
Научная новизна: проведено исследование и получены результаты рекреационной нагрузки на прибрежную зону озеро Уткуль. Работа может быть стартовой для многолетнего исследования.
Слайд 7Место проведения исследования
Данное исследование проводилось в течение 2016-2017 года при МБОУ
Троицкая средняя общеобразовательная школа №1. Во время летнего периода осуществлялись выезды на прибрежную территорию озера Уткуль.
Слайд 8Методика исследования
1. Метод опроса.
Слайд 9Вопросы:
1. «С какой целью Вы посещаете озеро Уткуль?»
2.
«Убираете ли Вы, мусор после отдыха на природе? Если да, то куда?»
3. «Во время отдыха разводите ли Вы костёр, если да, то где?»
4. «Соблюдаете ли Вы правила пожарной безопасности?»
5. «Какие Вы бы предложили меры по обустройству отдыха на озере Уткуль?»
Слайд 102. Метод пробных площадей.
3. Регистрационно-измерительный метод.
4. Трансектный метод
- методика
исследования стадии перерождения леса (по Н.С. Казанской);
- методика оценки рекреационной дигрессии лесных сообществ по пятибалльной шкале (по Е.Г. Мозолевской)
5. Методика геоботанических описаний
6. Метод анализа результатов исследования, который даёт возможность сделать выводы и определить дальнейшее направление работы.
Методика исследования
Слайд 11Результаты
1. Результаты социологического опроса
На первый вопрос:
Слайд 15На пятый вопрос: «Какие Вы бы предложили меры по обустройству отдыха
на озере Уткуль?»
упорядочить въезд автотранспорта на прибрежную территорию озера
оборудовать площадки для разведения кострищ, установки палаток, мусорки, туалетные комнаты.
провести уборку мусора. Во время летних выездов учащиеся МБОУ ТСОШ№1 осуществляли сбор мусора.
Слайд 162. Выбор пробных площадок
Заложены две площадки размером 20x20 метров с предположительно
различной степенью влияния рекреационной нагрузки
Площадка 1 Площадка 2
Слайд 173. Визуальное обследование массовых мест отдыха.
Результаты визуального обследования
Слайд 18Сравнительная характеристика исследуемых участков при определении степени перерождения леса
Слайд 194. Результаты оценки рекреационной дигрессии
Слайд 204.5. Анализ геоботанических описаний
На площадке №1 наблюдается изменение видового состава, процесс
«залуживания», появляются синантропные виды, устойчивые виды – это сорные виды, увеличивающие обилие, покрытие по мере расширения площади почвы с уплотнённой поверхностью (клевер ползучий, одуванчик лекарственный и др.)
Для площадки №2 характерны растения данного биогеоценоза. Здесь произрастают относительно устойчивые виды.
Слайд 215. Выводы
1. Исследование показало, что на озере Уткуль с удовольствием отдыхают
как местное населения, так и гости Троицкого района, но не у всех рекреантов сформированы основы экологической культуры.
2. Площадка №1 находится близко к озеру, это самое посещаемое место, поэтому проявляется большая антропогенная нагрузка, о чём свидетельствует замусоренность и обилие кострищ. Площадка №2 испытывает меньшую антропогенную нагрузку, так как на ней меньше рекреантов, поскольку она находится вдали от береговой зоны.
В ходе исследования мы определили степени перерождения леса на исследуемых площадках: площадка №1 имеет 4 стадию, площадка №2 – 2 стадию, также дали оценку рекреационной дигрессии лесного сообщества: площадка №1 имеет четвёртую стадию дигрессии, на площадке №2 вторая стадия дигрессии леса.
3. Геоботаническое описание двух исследуемых площадок показало, что на площадке №1 появляются устойчивые к рекреационной нагрузке виды. На площадке №2 произрастают относительно устойчивые виды.
4. Разработаны меры по улучшению состояния природного комплекса.
Слайд 226. Заключение
Меры по улучшению состояния ПК
1. Свести к возможному минимуму отрицательное
влияние человека на ПК, путём уменьшения рекреационной нагрузки, то есть сделать отдых организованным. Также необходимо на данной территории поместить информацию о правилах поведения на природе, информацию об уникальности озера в виде баннеров, информационных стендов.
2. Проводить широкую пропаганду среди школьников и местных жителей по проблемам охраны природы своей местности, школа должна стать стартовой площадкой по экологическому воспитанию, которое должно быть непрерывным, проводить экологические рейды, акции.
3. Было бы целесообразно администрациям села и района рассмотреть вопрос о запрете выброса мусора на берег озера, беспорядочном разведении костров и т.д.
Дальнейшее направление работы. В период 2017-2018 г.г. провести оценку экологического состояния воздуха, почвы, участка озера на исследуемой территории.