Слайд 1Космические влияния
Юрина И.В.,
учитель химии и биологии МБОУ СОШ №18
им.
Э.Д.Потапова
г. Мичуринска
Тамбовской области
Слайд 2Цель урока
Познакомить учащихся с некоторыми космическими факторами и их влиянием на
человека.
Слайд 3Задачи урока
Образовательные:
познакомить учащихся с видами солнечных лучей и их влиянием на
организм человека;
познакомить учащихся с влиянием Луны и магнитного поля Земли на организм человека.
Развивающие:
развивать понятия «солнечная радиация», «новолуние», «полнолуние» и «магнитное поле» и их воздействие на организм человека.
Воспитательные:
продолжить воспитание бережного отношения к своему организму и формирование здорового образа жизни.
Слайд 4Вспомните….
1. Сформулируйте определение здоровья.
Здоровье — естественное состояние организма, характе-ризующееся его уравновешенностью
с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
2. Что такое дезадаптация?
Какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды.
3. Охарактеризуйте процесс развития болезненных состояний.
Состояние удовлетворительной адаптации →
Состояние функционального напряжения механизмов
адаптации →
Состояние неудовлетворительной адаптации →
Предболезнь →
Болезнь
Слайд 5Вспомните….
4. Каковы методы увеличения эффективности адаптации?
Специфические и неспецифические.
5. Что означает понятие
«специфические методы увеличения эффективности адаптации»?
Методы, основанные на повышении устойчивости организма к какому-либо определённому фактору среды: холоду, высокой температуре, гипоксии и т.п.
6. Что означает понятие «неспецифические методы увеличения эффективности адаптации»?
К ним относятся все виды воздействий на организм, повышающие его адаптационную устойчивость в целом, вне зависимости от природы негативного воздействия.
Слайд 6Космические влияния, существовавшие ещё до возникновения жизни на Земле и оказывающие,
как правило, комплексное воздействие на живые организмы, достаточно разнообразны. Они могут иметь галактическое происхождение, т.е. определяться активностью Солнца и других космических объектов либо процессами, происходящими на Земле и в околоземном пространстве.
Слайд 7Космические влияния совершенно необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности организма.
Если поместить
животное или человека в экранированную камеру и ограничить таким образом доступ внешней энергии естественного происхождения, в организме произойдут серьёзные нарушения на молекулярном, клеточном, тканевом, органном и системном уровнях. Но с другой стороны, на увеличение длительности или интенсивности воздействия перечисленных факторов организм также реагирует развитием патологических состояний.
Слайд 8Влияние Солнца на живые организмы
Солнце является самым мощным источником различных форм
энергии, оказывающих влияние на Землю. Спектр Солнца представлен различными видами излучений.
Слайд 9Инфракрасные лучи
Составляют до 60% общей энергии радиации Солнца, они легко
проходят сквозь атмосферу Земли и, встречая на своем пути частицы различных веществ, усиливают их вращательные и колебательные снижения, создавая тепловой эффект.
Слайд 10Инфракрасные лучи
Инфракрасные лучи легко проникают через одежду и поглощаются кожей человека
более чем на 50%. Они повышают биолюминесценцию (биологическое свечение) в организме, ускоряют биохимические, ферментативные и иммунные реакции, ускоряют рост клеток и регенерацию тканей, усиливают ток крови, увеличивают температуру крови и лимфы. Понижается тонус гладких мышц и скелетной мускулатуры, ослабевает нервное напряжение.
Слайд 11Ультрафиолетовые лучи
Составляют менее 0,5% солнечной радиации, их количество зависит от
экранирующего действия атмосферы. Эти лучи обладают бактерицидным действием: под влиянием прямых солнечных лучей погибают микроорганизмы. Попадая на кожу человека, ультрафиолетовое излучение способствует загару, что связано с образованием в результате ферментативных реакций пигмента меланина. Пигментация защищает кожу от излишней радиации.
Слайд 12Ультрафиолетовые лучи
Однако при длительном воздействии ультрафиолетового излучения появляются ожоги. При этом
клетки эпидермиса повреждаются, что ведёт к образованию гистамина и других продуктов клеточного распада, которые всасываются в кровь и вызывают покраснение, отёк и другие признаки воспаления.
Продолжительное ультрафиолетовое облучение может привести к возникновению опухолей кожи и внутренних органов.
Слайд 13Ультрафиолетовые лучи
Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже витамина D, участвующего в
обмене фосфора и кальция. Витамины группы D необходимы для придания плотности костям и для нормальной деятельности нервной и мышечной систем.
Умеренное ультрафиолетовое облучение повышает иммунные свойства кожи и крови, стимулирующе действует на органы кроветворения. Оно активизирует функции вегетативной нервной системы и желёз внутренней секреции. Малые дозы облучения оказывают возбуждающий, а большие — угнетающий эффект на процессы, происходящие в коре головного мозга.
Слайд 15Видимые лучи Солнца
Составляют около 40% радиации Солнца. Их биологическое значение
для человека прежде всего состоит в возможности зрительного восприятия, роль которого сложно переоценить: до 85% всей информации об окружающей среде мы получаем с помощью зрения.
Слайд 16Видимые лучи Солнца
При этом зрительная информация не только обеспечивает ориентацию в
пространстве, но и оказывает влияние на функции мозга. Существует даже особое научное направление — «видеоэкология», — изучающее влияние зрительной информации различного характера на состояние нашего организма.
Слайд 17Видимые лучи Солнца
Световые лучи проникают в тело на глубину около 5
см. Они стимулируют биохимические процессы, увеличивают иммунную реактивность, способствуют образованию пигмента. Повышается возбудимость коры головного мозга, деятельность желёз внутренней секреции, обмен веществ. Разные цвета видимого спектра оказывают различное влияние на нервно-психические процессы.
Слайд 18Видимые лучи Солнца
Одним из важнейших следствий периодического изменения освещённости является регуляция
суточных ритмов, которые способствуют чередованию активной деятельности и восстановительных процессов.
Слайд 19Влияние Луны на живые организмы
Лунный свет действует на нервно-психическую сферу
человека и может вызывать определённые изменения, особенно в полнолуние.
Исследования американского психиатра А. Лайбера показали: для тех, кто склонен к перевозбуждению, чья психика нестабильна, полнолуние может оказаться трудным кризисным периодом.
Слайд 20Влияние Луны на живые организмы
Известно, что наш разум в это время
настолько активен, что трудно заснуть, поэтому полнолуние может создать дополнительные проблемы для людей, страдающих бессонницей. Сейчас есть данные, свидетельствующие о том, что в периоды полнолуния происходит больше убийств, проявлений агрессивности, неуравновешенности. Существуют и позитивные эффекты. Например, в период полнолуния резко увеличивается творческая активность, обостряется эмоциональная чувствительность.
Слайд 21Магнитное поле Земли
Электромагнитные поля различной интенсивности влияют на функциональное состояние организма.
На них реагируют основные системы регуляции: центральная нервная система, эндокринная система, кровообращение, система крови. Изменяется метаболизм. Электромагнитные поля влияют на высшие функции мозга. Они вызывают нарушения адаптивного поведения. Страдают механизмы памяти, изменяется восприятие времени, объём и интенсивность внимания, увеличивается время простой двигательной реакции. Геомагнитные возмущения влияют на работу головного мозга спящего человека и уменьшают продолжительность сна.
Слайд 22Магнитное поле Земли
Живые организмы обладают собственными магнитными полями. Они возникают благодаря
электрической активности клеточных мембран нервной и мышечной ткани. Другим источником являются ферромагнитные микрочастицы, попавшие в организм. Полагают, что у человека скопления магнетита органического происхождения находятся в надпочечниках и в коре головного мозга. Изучая распределение поверхностных потенциалов у животных и человека, учёные обнаружили отрицательные заряды на большей части тела и конечностях и положительные заряды в затылочной области головы и в начале позвоночного столба, то есть в районе головного и спинного мозга.
Слайд 23Контрольные вопросы
Какую роль космические влияния играют в жизнедеятельности организмов?
Как связаны солнечная
активность и самочувствие человека?
Каково влияние Луны на живые организмы?
Каким образом магнитные поля влияют на живые системы?
Слайд 24Домашнее задание
§4
Сообщения:
«Солнечная активность и человек»
«Позитивное влияние Луны на живые организмы»
Слайд 26
источник шаблона:
Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна
учитель биологии и ИЗО
МБОУ Верхнесоленовская СОШ
Веселовского района
Ростовской
области
сайт «http://pedsovet.su/»