Слайд 1Автор: учащаяся 11 класса
МБОУ СОШ с. Синявка
Семыкина Мария,
Руководитель: Губина
Л. И.
учитель биологии и экологии
Экологический проект:
Изучение экосистемы реки Байгоры
время всё чаще употребляется выражение: «Без малых рек нет рек больших. Беспокойство за их судьбу возрастает по мере усиления практической нагрузки на малые реки. Изменение водного режима малых рек ведёт к их пересыханию или обмелению. Нарушается структура природного биогеоценоза, меняется микроклимат, изменяется развитие растительного покрова. Поэтому охрана малых рек от загрязнения вырастает в острую проблему, которая усугубляется ещё их рекреационным использованием.
По территории нашего села Синявка протекает река Байгора, которая относится к категории малых рек и все перечисленные проблемы касаются и её экосистемы. Как все малые реки Байгора нуждается в постоянной заботе, охране и правильной разумной эксплуатации.
Слайд 3
Исследования проводились в период с мая по октябрь 2010 года на
территории с. Синявка Грязинского района Липецкой области.
Цель моей работы:
оценить экологическое состояние экосистемы реки Байгоры.
Задачи:
1.Познакомиться с биоразнообразием речной экосистемы.
2.Определить степень загрязненности воды в реке Байгоре.
3.Познакомиться с методиками исследований.
4. Выяснить уровень антропогенного воздействия на речную экосистему.
Слайд 4Методика исследований.
Для определения загрязнённости воды в реке Байгоре я
использовала методику мониторинга водной среды, предложенную Т. А. Поповой в методическом пособии «Мониторинг природной среды».
Определение загрязнения воды по водным животным и растениям.
Для чистых водоемов характерно разнообразие видов. По мере загрязнения многие виды гибнут, а оставшиеся усиленно размножаются. Зная изменения, происходящие в видовом составе водоёма, способность к самоочищению и виды-индикаторы, можно определить состояние воды в водоёме (чистая или загрязнённая).
Определение активной реакции воды.
В природных водах pH колеблется в пределах от 6,5 до 9,5. Норма - 6,5 - 8,5. Если pH воды водных объектов ниже 6,5 или выше 8,5, то это указывает на ее загрязнение сточными водами.
Слайд 5 Результаты исследования.
В результате исследования я установила,
что разнообразие видов, встречающихся в реке Байгоре, характерно для чистых водоемов. Мной были обнаружены такие растения, как кувшинка желтая(фото №1), водокрас(фото №2)
№1 №2
Но телорез обыкновенный(фото№3)
указывает на загрязнение водоёма
сточными водами.
№3
Слайд 6 Из животных в реке Байгоре водятся животные-индикаторы чистой
воды: личинки ручейников(№1), беззубки(№2), перловицы(№3), ерш(№4), окунь(№5), судак(№6), щука(№7).
№1 №4 №7
№2 №5
№3 №6
Слайд 7 Активная реакция воды на двух исследуемых участках
соответствует 8 по индикаторной шкале и имеет щелочную реакцию.
Результаты исследования соответствуют современным данным, что качество воды в реке Байгоре в настоящее время соответствует 3 классу (умеренно-загрязнённая).
На основании проведённых исследований мной было установлено, что река Байгора, не смотря на процессы самоочищения, протекающие в ней, несбалансированная система. Из-за недостатка кислорода в придонных слоях нарушается полный распад отмирающих растений. Река постепенно мелеет и зарастает с краёв. Если этот процесс не остановить, река Байгора со временем может превратиться болото.
Слайд 8 Выводы.
1.В ходе исследований я познакомилась с биоразнообразием речной
экосистемы.
2.С помощью методик мониторинга водной среды определила степень загрязненности воды в реке Байгоре.
3.Вода в реке Байгора на территории с. Синявка относительно чистая и не сильно загрязнена промышленными стоками.
4.Образованию взвешенных наносов способствуют малая облесённость охранной зоны реки и большая её распаханность.
5.Экосистема реки Байгоры включает в себя основные компоненты: продуценты, консументы и редуценты, но процесс самоочищения в реке не сбалансирован.
Слайд 9 Предполагаемые результаты проекта:
Мы, школьники, должны
вносить посильный вклад в сохранение природных экосистем и конкретно экосистемы реки Байгоры:
проводить наблюдения за живыми объектами;
выполнять исследования в природе, проводить простейшие тесты чистоты воды и воздуха и использовать полученные знания для обеспечения безопасности своего здоровья;
прогнозировать последствия антропогенных факторов на биоразнообразие и ландшафты;
проводить регулярно экологические десанты вдоль русла реки, особенно в местах большой рекреационной нагрузки;
участвовать в практических природоохранных мероприятиях по сбору антропогенного мусора;
проводить природоохранные разъяснительные беседы с местным населением по вопросам организации несанкционированных свалок.