Слайд 1
Презентация на тему:
«Моё любимое дерево»
Работу выполнили:
учащиеся 11 класса: Тимофеева Т., Удодова Д.,
учащиеся 8 класса: Гаврилишина Ю., Обухова Е.,
Учитель биологии: Свенская Анна Викторовна.
МОУ СОШ № 19, с. Побегайловка.
Слайд 2Аннотация
Презентация на тему «Мое любимое дерево» создана для учащихся 5-11
классов.
Данная презентация требует знания навыков компьютера.
Позволяет показать многообразие видов хвойных растений, их роль в экосистеме.
Позволяет изучить особенности морфологического строения ели обыкновенной, ее связь с другими организмами.
Роль хвойных в жизни человека и в природе.
Знакомит с мерами охраны елей.
Слайд 3Характеристика семейства хвойных
Хвойными называются многолетние деревья и кустарники,
на которых образуются не цветки, а шишки. Типичное вечнозеленое хвойное растение – ель обыкновенная, у нее узкие зимующие листочки-иголки и состоящие из деревянистых чешуек женские шишки.
Слайд 5 Экскурсия в еловый лес.
Давайте совершим
небольшую экскурсию в хвойный лес. В нем царит полумрак, вверху – плотные темно-зеленые кроны елей. Внизу, под ногами, местами – мягкий зеленый ковер мхов, кое-где по ним вьются нежные веточки плауна.
В других местах, особенно поближе к небольшим «окнам» в верхнем пологе, где немного больше света, - светлые пятна цветущих грушанок и майников. Поближе к стволам ели жмутся дерновинки осоки пальчатой. Если повезет, можно встретить нежно пахнущую изящную орхидею – любку двулистную. Там же, где ели стоят тесным строем, тень такая густая, что травянистые растения да и мхи совсем не развиваются, на почве – только побуревшая хвоя, опавшие ветви, старые пни – это так называемый ельник мертвопокровный.
Слайд 6Растения елового леса
Каждый тип леса
характеризуется определённым видовым составом древенистых растений, их ярустностью. Видовым составом травянистого и, следовательно, наличием своеобразного комплекса экологических условий. В более северных районах еловый лес образует очаг очень густой древостой, почти из одной ели; кроны деревьев смыкаются . В таком лесу нет подлеска, да и травянистой растительности бывает мало. В густом лесу часто развиваются зелёные мхи. В более южных районах в еловом лесу встречаются теневыносливые виды-берёза, липа, клён и др. На сухих участках елового леса растёт и сосна. Для елового леса характерна наличие вечнозелёных кустарников – брусники, крушанки, плаунов. В еловом лесу произрастают своеобразные травянистые растения. Из них в еловом лесу наиболее распространена кислица, которая нередко образует большие заросли. В еловом лесу ярустность выражена неясно, всегда бывает 2-3 яруса. Верхний ярус обычно образуется елью, второй-кустарниками, третий – мхами.
Слайд 8Остановись мгновение…
С верхушек сосен
Потерялась где-то осень,
И лишь, одна метель
Украсит нашу
ель:
То положит ей снежинки,
То будто пробежит олень…
То дунет будто бы в свирель...
Рыжкова Надежда, 11 класс
Слайд 9Ель как биологический вид
Ель обыкновенная (Picea abies).
Область естественного распространения ели обыкновенной в нашей стране – почти вся северная полоса Европейской части.
Ель – изящное, стройное дерево. Крона такого дерева имеет форму правильного узкого конуса и спускается почти до земли. Верхушка ели острая, она никогда не притупляется. Ель – теневыносливая древесная порода. Она хорошо растёт под пологом сосны, берёзы, дуба. У ели, как у остальных теневыносливых деревьев, густая, плотная крона, пропускающая мало света. Хвоинки у ели значительно короче, чем у сосны. Одна из особенностей ели – чувствительность к поздним весенним заморозкам.
Слайд 10Морфологическое строение ели
Все виды ели
отличаются высокими, до 30-40м, а иногда и до 60 м, прямыми стволами; ветви, покрыты густой хвоей, спускаются почти до земли; придавая деревьям форму конуса. Хвоя у ели короткая, жесткая и колючая, держится на ветвях в течение 7-12 лет. Шишки длиной 10-15 см созревают после цветения в тот же год осенью, зимой семена из них высыпаются, и шишки опадают. Первые годы ель растет медленно, к 10 годам обычно не превышает 1-2 метров, но к 30-60 годам вырастает до 25-30 м. Расти может до 250-300 лет, а иногда и до 500-600 лет. Ель очень теневынослива, так как ее хвоя способна осуществлять фотосинтез при слабом освещении. Благодаря этому под пологом материнских пород или других деревьев появляются всходы и развиваются молодые поколения темнохвойного леса. Поэтому в тайге можно увидеть деревья самого разного возраста.
Слайд 17Ель – символ Нового года
Традиция использовать ёлку
для рождественских и новогодних праздников пришла к нам, да и вообще распотранилась в Европе сравнительно недавно. Хотя известно, что издавна северные народы «милостивили» мороз, украшая деревья . Дело в том, что долгое время был принят другой обычай – устанавливать в в доме дерево в 1мая.Дерево это так и называлось – майским, как символ пробуждения и оплодотворения великого духа природы. В России, например, ставили увитую разноцветными ленточками берёзу.
Впервые же использовать ёлку как рождественское дерево начали в 16 веке в Германии. Оттуда и пришла эта традиция.
Первую новогоднюю ёлку в России часто приписывают Петру 1. Однако это не совсем так. Петр1 издал указ 20.12 1699 года, постановив считать начало года с первого января.
Слайд 23Федеральный закон об охране окружающей среды
Федеральный закон об охране окружающей
среды был принят 10 января 2002 года.
Статья 51. Общие положения об охране и защите лесов.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проектов освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для достаточного расторжения лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Слайд 27 Определение
возраста
ели
Боковые ветви ели расположены мутовками, причём, ежегодно образуется одна мутовка, то есть, обычно четыре ветви, которые располагаются кольцеобразно, вокруг ствола. Следовательно, по количеству легко определить возраст ели. Следует иметь в виду, что первая мутовка образуется на четвёртый год жизни. Поэтому для точного определения возраста ели к числу мутовок следует прибавлять четыре.
Слайд 28
Паспорт моего дерева
№1
Название дерева: ель обыкновенная
Место
прописки: Минераловодский район, с. Побегайловка,
ул. Школьная, 8
Место произрастания: школьная клумба
Примерный возраст: 32 года
Окружность ствола на высоте 1м: 60см.
Диаметр ствола на высоте 1 м: 30 см
Примерная высота дерева: 4 м 40 см
Высота ветвления:70 см
Ширина кроны: 3 м 70 см
Форма кроны: правильный узкий конус
Состояние вокруг дерева в радиусе 1,5 – 2 м: покрытая хвоей
Состояние дерева на 15.12.2007 года: отличное
Слайд 29Мысли одинокой ели.
«Ну вот, опять утро. Ребята
спешат в школу: торопятся, бегут-вперёд к знаниям. И, кажется, меня никто не замечает… У всех свои заботы.
Вот уже почти 27 лет я каждый день встречаю и провожаю учеников нашей школы. Не одно поколение выпускников фотографировалось на фоне моих раскидистых ветвей. Фотографировались и уходили, даже не попрощавшись. А ведь я то же живая, тоже чувствую. Конечно, пока ребята учатся в школе, они за мной ухаживают: перекапывают осенью мне почву, весной защищают от вредителей, обрезают сухие ветви. Безусловно, мне это очень приятно. Особенно приятно, когда ребята это делают не по указанию учителя, а по собственному желанию, когда этот благородный порыв идёт из души.
Многие считают, что растения бесчувственные. Но поверьте, это не так. Мы всё чувствуем и понимаем! Разве вы никогда не разговаривали с растениями, когда вам было плохо? Я уверяю вас, они всё понимают, жаль только ничего не могут сказать в ответ. Если бы ко мне хоть иногда приходили ребята и разговаривали со мной, то я , наверное, быстрее росла.
Звенит звонок. Вот и закончился ещё один учебный день. Ребята спешат домой, к своим родным, чтобы рассказать им, как прошёл день, чему они научились, что узнали нового. А я опять осталась одна…»