Слайд 1Выполнила: студентка 4-го курса
«Специальная психология»
Шевякова Татьяна Петровна
2019г.
«Методика «Паровозик»»
Автор: Велиева Светлана Витальевна
Слайд 3Об авторе
Ученая степень - кандидат психологических наук
Ученое звание - доцент
Преподаваемые дисциплины:
Психология лиц с комплексными нарушениями развития, Система психологической помощи в сфере специального образования, Психология экстремальных и трудных жизненных ситуаций, Психология психических состояний, Психология семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, Физиогномика; Основы психотерапии; Психологическая служба в детском саду; Организация собственной профессиональной деятельности (с практикумом), Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности, Семейное консультирование, Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе, Психолого-педагогическая деятельность по сопровождению развития дошкольников, Социальная психология образования, Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды, Психологическое консультирование по проблемам эмоционального и нравственного развития
Награды: Почетная грамота Министерства молодежной политики за достигнутые успехи в профессиональной деятельности (2010 г.)
Общий стаж работы - 27 лет
Стаж работы по специальности - 17 лет
Научные интересы: психология психических состояний; ранняя коррекция нарушений и дошкольное воспитание детей с отклонениями в развитии; основные направления исследований эмоциональной сферы в современной возрастной психологии; инновационные процессы и модернизация в системе образования; инновационные формы социализации и профессионализации будущих педагогов и психологов
Выпушенные пособия: «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста», СПб: Речь, 2007. – 240 с.
Слайд 4Методика
«Паровозик»
С.В. Велиева
Слайд 5Основой для разработки методики послужил цветовой тест Люшера
Методика позволяет определить
особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Данная методика применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Слайд 6Стимульный материал белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, синий, желтый,
зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Слайд 7Инструкция
«Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик,
который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Слайд 8Обработка результатов
Фиксируются: позиция цвета вагончика, высказывания ребенка
1 балл присваивается, если ребенок
поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.
Слайд 10Оценка результатов
4 балла - позитивное психическое состояние
3 балла - негативное
психическое состояние низкой степени
2 балла - негативное психическое состояние средней степени
1 балл - негативное психическое состояние высокой степени
Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (b), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
Оценка результатов:
70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
42 - 69 % - средняя сБПК;
26 - 41,9 % - незначительная сБПК;
0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
-1 до - 25% -средняя сНПК;
- 26 % и ниже - сильная сНПК.
Слайд 11Протокол по методике
«Паровозик»
Слайд 12Источник
Велиева С.В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста», СПб: Речь, 2007.
– 240 с.
С. 92-93)