Слайд 1Тема: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей.»
Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный.
Музыка - целитель здоровья…
Владимир Михайлович Бехтерев
Подготовила: музыкальный руководитель
МАДОУ №5 «Надежда» Евдокимова Надежда Владимировна
Слайд 2Здоровьесберегающие технологии –
целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий направленных на
укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Слайд 3Цель: развитие музыкально - творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной
деятельности, используя здоровье- сберегающие технологии.
Задачи: создавать предметно - развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности; формировать правильную осанку;
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Слайд 4Этапы работы. Содержание.
Диагностический
1. Анализ диагностики музыкального развития с целью выявления одаренных
детей и детей, нуждающихся в коррекционной помощи.
2. Изучение передового педагогического опыта и литературы по проблеме.
Прогностический
1. Проводить корректировку перспективного плана работы с учетом данной проблемы.
2. Отслеживать результаты реализации поставленных задач.
Организационный
1. Создание развивающей среды. (картотек, игр, упражнений и т.п.)
2. Работа с педагогическим коллективом. (консультации)
3. Работа с родителями. (консультации)
Практический и коррекционный
1.Анализ результатов работы, затруднений. (провести диагностику, сравнить с первичной, провести самоанализ деятельности по теме)
2. Отслеживание динамики процесса самообразования. (откорректировать планы для дальнейшей работы)
Обобщающий
Подведение итогов проведенной работы.
Слайд 5Примерный алгоритм проведения музыкальной НОД с применением
здоровьесберегающих технологий
Подготовительная группа (продолжительность НОД
– 30мин.)
Слайд 6Система музыкально – оздоровительной работы
Оздоровительные песенки-распевки
Музыкотерапия
Дыхательная
гимнастика
Речевые
игры
Пальчиковые
игры
Игровой
массаж
Артикуляционная
гимнастика
Оздоровительные
и
фонопедические
упражнения
Слайд 7Валеологические песенки-распевки.
Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы,
поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Например: «Доброе утро!»
Слайд 8Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет
веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Слайд 9Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль
в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:
Помогает развитию дыхательных мышц, регулирует работу дыхательных центров.
«Свечка»
-палец перед ртом;
-легко дуть, не затушить "пламя"
«Собачка»
(закаливание зева)
И.П . - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. (как это делает собачка)
Слайд 11Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов
артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Язык - главная мышца органов речи, и для него, как и для любой мышцы, гимнастика необходима.
Слайд 12Упражнения
"Поймаем мышку"
- губы в улыбке;
- приоткрыть рот;
- произнести "а-а-а" и прикусить
широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
"Лошадка"
- вытянуть губы;
- приоткрыть рот;
- поцокать "узким" языком (как цокают лошадки)
"Часики"
-улыбнуться;
-приоткрыть рот;
-кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
Слайд 13Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки
их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:
Слайд 14"Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы,
хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"
Слайд 15Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и
лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Слайд 16Например:
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я
точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Слайд 17Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на
все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:
Слайд 18"Кошка"
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит
кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)
Слайд 19Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами
музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:
Слайд 20"Дождь"
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие
прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
Слайд 21Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и
раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится и педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Слайд 22Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и
возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
работы за год:
Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности. Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Положительная динамика развития по результатам диагностики.
Слайд 24Используемая литература:
«Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская;
«Конспекты
логоритмических занятий с детьми», автор М.Ю.Картушина;
«Коррекционная ритмика», авторы: М.А.Касицина, И.Г. Бородина;
«Адаптация ребенка в детском саду», автор И.С.Ильина;
Программа эмоционально – личностного развития « В мире друзей», автор Е.В.Котова;
«Сценарии оздоровительных досугов», автор М.Ю.Картушина;
«Танцевальная мозаика», автор С.Л.Слуцкая;
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю.Картушина.