Слайд 1ГКОУ ЛО «Сиверская школа –интернат
Здоровьесберегающие технологии как основа современного урока.
Сказкотерапия.
Выступление подготовили:
Федосеева А.В., Волобуева В.В, Королева А.М.
Слайд 2Актуальность
«Сказкотерапия» является наиболее благоприятной, доступной и интересной технологией в работе
с детьми, так как она:
снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы.
создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний.
способствует развитию речевой активности детей.
подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Слайд 3Задачи:
Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями.
Развитие эмоциональной сферы детей.
Повышение уровня самооценки у детей.
Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.
Слайд 4Принципы :
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
принцип доступности обучения;
принцип систематичности и
последовательности;
принцип связи обучения с жизнью и практикой;
принцип социально-адаптирующей
направленности образования.
Слайд 5Виды сказок:
• Дидактические ( через сюжетность и образность помогают учащемуся лучше усвоить информацию).
• Медитативные (создаются
для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения).
• Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника).
• Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка).
• Художественные (способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, ответственности и др.).
• Диагностические (герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть).
Слайд 6Виды сказок:
По содержанию:
• народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к
лучшему)
• сказки о животных
• бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций)
• волшебные сказки (дети с 7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).
Слайд 7Формы и методы работы в сказкотерапии:
Чтение и рассказывание сказок.
Показ игрушек, иллюстраций,
картинок.
Дидактические игры.
Рисование сказки.
Сочинение сказок
Постановка (разыгрывание) сказки. (с помощью кукол, по ролям).
Изготовление кукол, декораций.
Медитации на сказку
Сказкотерапевтическая диагностика.
Слайд 8«Сказкотерапия» в работе
учителя начальных классов.
Слайд 9Виды сказок:
• Дидактические ( через сюжетность и образность помогают учащемуся лучше усвоить информацию).
• Художественные (способствуют
воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, ответственности и др.).
По содержанию:
• народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
• сказки о животных
• бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций)
• волшебные сказки (дети с 7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).
Слайд 10Математика.
«Помоги сказочному герою решить примеры»;
«Математические пазлы»;
«Знакомые сказочные персонажи в стране Математика»;
Арифметические
задачи о сказочных героях;
«Путешествие со сказочным героем» (герои сказки испытывают трудности. Учащиеся помогают им: отправляясь в путешествие. На пути они преодолевают самые неожиданные препятствия. Выполняют задания, отгадывая загадки и т.п.).
Развитие пространственных представлений, умение сравнивать и анализировать, устанавливать последовательность действий, событий;
Слайд 11Чтение, речевая практика, внеурочная деятельность.
Развитие связной речи проходит поэтапно:
* договаривание отдельных
слов во фразе;
* произнесение отдельных фраз сказочных героев;
* повторение, составление простых фраз;
* чтение, рассказывание сказки с опорой на картинки.
Слайд 12Методы сказкотерапии:
Прослушивание сказки.
Слайд 13рассказывание сказок с опорой
на картинки.
Слайд 15Рассказывание и инсценировка
сказок
с помощью настольного театра
Слайд 16Рассказывание сказок с помощью пальчикового театра
Слайд 17дидактические игры на материале знакомых сказок, викторины.
Для активизация познавательных способностей детей
использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия.
Слайд 18вывод:
Если сказкотерапия даёт положительный результат, пусть даже за такой короткий срок, то
её необходимо включать в работу по преодолению имеющихся нарушений у первоклассников. Использование сказкотерапии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого- педагогической коррекции детей.
Слайд 19«Сказкотерапия» в работе педагога- психолога
Слайд 20Функции сказок:
диагностическая
прогностическая
терапевтическая (коррекционная)
Слайд 21В работе психолога «сказкотерапия»
помогает в решении следующих проблем :
Детские страхи
;
Гиперактивность ;
Агрессия ;
Расстройство поведения с физическими проявлениями;
Семейные отношения ;
Адаптация ;
Социализация ;
Повышение самооценки ;
Слайд 22Педагог- психолог применяет
сказкотерапию через следующие методы:
Рассказывание сказки.
Рисование сказки.
Сказкотерапевтическая диагностика.
Создание героев
сказки, олицетворяющих самого себя
Сочинение сказки.
Постановка сказки с помощью кукол, песочницы и миниатюрных фигурок.
Слайд 23
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь,
необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
-Быть идентичной проблеме ребенка.
Предлагать замещающий опыт.
-Сюжет разворачивается в определенной последовательности.
Слайд 24
Последовательность создания сказки:
Жили-были.
И вдруг однажды…
Из-за этого…
Кульминация.
Развязка.
Мораль
сказки…
Слайд 25Алгоритм создания сказки :
1.В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по
полу, возрасту, характеру.
2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
4.Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения..
5.Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.
Слайд 26Таким образом,
сказкотерапия способствует тому что:
ребенок через сказку обретает возможность
осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики.
альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в них новые смыслы.
Слайд 27
Сказкотерапия в работе учителя-логопеда
Слайд 28 Сказкотерапия в логопедической работе
Каждый день
каждый ребенок приходит на занятие к логопеду с разным настроением. Очень важно с первых минут установить контакт и настроить обучающегося на интересную продуктивную совместную деятельность.
Часто на занятиях логопеду очень трудно привлечь внимание ребёнка, побуждать к произношению звуков, слогов, на помощь приходит «сказка».
Слайд 29 В своей работе мною используется здоровьесберегающая технология –
сказкотерапия.
На занятиях с обучающимися применяются разнообразные логопедические сказки: артикуляционные, пальчиковые, сказки, способствующие формированию связной речи, фонетические и лексикограмматические.
Слайд 30 Артикуляционные сказки:
Логопед рассказывает сказку о
весёлом язычке, выполняя вместе с ребенком комплекс артикуляционных упражнений перед «волшебным зеркалом».
Слайд 31 Пальчиковые сказки:
Стимулируют действие речевых зон
коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей, улучшается память, внимание.
Слайд 32 Фонетические сказки:
Побуждают ребёнка произносить
звуки речи, с главными героями сказки приходится переживать, принимать решение, тем самым происходит ненавязчивое закрепление изучаемых звуков.
Слайд 33 Таким образом, можно сделать следующие выводы о
значении сказкотерапии в логопедической работе :
Улучшается звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический строй, словарь, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, связная речь.
Формируется положительное эмоциональное состояние, снижается вероятное переутомление на логопедических занятиях.
Слайд 34Вывод
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых
эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.
Слайд 36Интернет-источники:
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/099c/0002b533-1902ab6f/img0.jpg
https://s3.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/01/04cf45da437bb662f43f46ff17070386.png
http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/CHernomor.png
https://vk.com/doc424298734_462257354?hash=6462dd7b5579ce9135&dl=efeabd650501a5f52f