Здоровьесберегающие технологии в группе «Жемчужинки»
Подготовила :Вашкевич Е.В.
Слайд 2Цели здоровьесберегающих технологий в детском саду
Обеспечение и поддержание здоровья воспитанников на
высоком уровне.
Формирование осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
Формирование умения поддерживать свое здоровье.
Поддержание связи с родителями в работе валеологической направленности.
Просвещение взрослых в плане культуры здоровья.
Слайд 3 Задачи здоровьесберегающих технологиий:
Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее
поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;
- Создавать психологически комфортную среду в группах;
Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)
Дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;
Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами; - Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.
Слайд 4Здоровым быть здорово
стенд для родителей.
Информационные
Цветок здоровья.
Слайд 5Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.
Обратить внимание на художественную ценность, величину
физической нагрузки и ее соразмерность
возрастным показателям ребенка
Слайд 6 Динамические паузы
(физкультминутки)
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группахекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.
Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок.
Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют общему оздоровлению.
Слайд 7 Подвижные и спортивные игры
Как
часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
Слайд 9 Гимнастика пальчиковая
Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое
удобное
время)
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Проводится для развития мелкой моторики и для развлечения детей, стимулирует развитие пальцев рук.
Регулярное их использование в саду и дома также способствует развитию у ребёнка памяти, мышления, внимания, речи.
Слайд 10 Гимнастика для глаз
Ежедневно по
3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Необходима для сохранения зрения.
Упражнения для глаз используем для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы. Можно поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него.
Слайд 11 Гимнастика дыхательная
В различных формах
физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста.
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Важно, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью.
Слайд 12 Гимнастика пробуждения
Ежедневно после
дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
Слайд 13 Физкультурное занятие
2 раза в неделю в спортивном зале,
1 раз – на улице.
Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Слайд 14 Коммуникативные игры
Занятия строятся по определенной схеме и
состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Слайд 15 Дни здоровья
Спорт- залог здоровья
Витаминкины друзья
В
гостях у Айболита
Солнце, воздух и вода.
В здоровом теле – здоровый дух!».
В гостях у зубастика
Викторина здоровья
Как устроен Я
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Это такие упражнения, как: катание одного грецкого ореха, шарика или шишки между ладонями, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Слайд 17Рациональный режим дня
Режимные моменты
Время
Прием детей, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика
07.30–08.30
Подготовка к завтраку, завтрак
08.30–08.50
Игры, самостоятельная деятельность
08.50–09.00
Организованная образовательная деятельность
09.00-09.30
09.40–10.10
10.20–10.50
Подготовка к прогулке
10.50–11.10
Прогулка (игры, наблюдения, труд)
11.10–12.35
Возращения с прогулки, игры, самостоятельная деятельность
12.35–12.45
Подготовка к обеду, обед
12.45–13.15
Подготовка ко сну, дневной сон
13.15–15.00
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность
15.00–15.25
Подготовка к полднику, полдник
15.25–15.40
Организованная образовательная деятельность, игры,
самостоятельная деятельность, чтение художественной литературы
15.40–16.30
Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой
16.30–18.00
Слайд 20Самостоятельная физическая деятельность детей
Слайд 21 Утренняя гимнастика
Регулярное
(каждодневное) проведение утренней гимнастики (естественно, под руководством взрослых) постепенно приучает ребёнка к физическим упражнениям и связывает их с положительными эмоциями, приятными мышечными ощущениями, которые вызывают только жизнерадостность. Ежедневные физические упражнения способствуют вырабатыванию у детей привычки к систематической утренней зарядке и проявлению волевых усилий.
Слайд 22Прогулки на свежем воздухе в любую погоду.
Слайд 23 Хороводные игры.
Хороводные
игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Арт – терапия.
« Арт – терапия - одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур из песка, аппликация».
Активный отдых.
При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Дорожка здоровья
ее использование играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения способствуют развитию внимания.
Слайд 27 Артикуляционная гимнастика
упражнения для тренировки органов артикуляции
(губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Слайд 28
СказкотерапиЯ
Групповое рассказывание,
где рассказчики – группа детей.
Слайд 29 Коррекционные занятия
с использованием тренажеров.
Ориентированы на развитие различных систем организма ребенка путем оптимального подбора объема физической нагрузки.
Стретчинг
Стретчинг-это система физических упражнений на растяжку мышц тела, что делает мышцы гибкими и эластичными. При правильном и методически грамотном подходе, стретчинг оказывает благотворное влияние на организм человека.
В первую очередь улучшается настроение! А это основа успешного дня. Стретчинг позволяет снять болевые ощущения, убирает мышечное напряжение, нервные блоки за счёт того, что мышцы то напрягаются, то расслабляются. Лучше проделать комплекс не обременительных физических упражнений, чем пить лекарство!
Слайд 31Гиподинамия становится привычным образом жизни современного человека. Причем гиподинамии подвержены и
дети разных возрастных категорий. Здесь на помощь вновь придёт стретчинг! Упражнения на растяжку мышц стимулируют сердечно-сосудистую систему, улучшает кровоток, помогает предотвратить атеросклероз, гипертонию, тромбоз. Попробуйте заняться стретчингом, не вставая со стула, потянитесь, прогните спину, вытяните ноги, напрягая мышцы. И вскоре вам захочется заняться этим видом физической нагрузки всерьёз и с удовольствием.
Хочется подчеркнуть, что стретчинг помогает сформировать красивую и правильную осанку, придаёт телу грациозность при движении. Ещё, очень важно, что эти упражнения стимулируют нервную систему, направлены на профилактику скалиоза и других заболеваний позвоночника; помогают в укреплении мышц и связок. Стретчингом можно заниматься, не зависимо от возраста, если нет медицинских противопоказаний. Не смотря на кажущуюся простоту и лёгкость физических упражнений стретчинга, это серьёзная физическая нагрузка! Перед началом занятий обязательно нужно посоветоваться с врачом!
Слайд 32Детям дошкольного возраста можно заниматься стретчингом с 3-4 лет. Рекомендуемая дозировка
упражнений, в зависимости от возраста, повторить упражнение 4-6 раз. В детском саду этот вид спортивных упражнений полезен и необходим. Ещё одно достоинство стретчинга в том, что не требуется специальное помещение и оборудование.
Занятия стретчингом помогает детям избавится от многих комплексов, которые происходят от физического несовершенства, от того что не всегда удаётся ловко и изящно управлять собственным телом. Такие занятия развивают у детей координацию движения, развивают выносливость, старательность.
В детском саду занятия стретчингом можно проводить, включая упражнения на растяжение мышц в комплекс занятий по физкультуре, в утреннюю гимнастику, в физкультминутки на занятиях, а так же составить комплекс упражнений на релаксацию.
Слайд 33Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Игра-это то, что понятно
детям, это то, что они принимают с удовольствием, это та атмосфера, что будет окружать ребёнка весь дошкольный период. Поэтому и занятия стретчингом можно и нужно проводить в игровой форме.
Можно придумать целую сказку, и проиграть её с детьми, причём дети с удовольствием будут выполнять предложенные действия, вживаясь в образ. И даже больше того, дети, разучив на занятиях упражнения, будут самостоятельно их выполнять, разыгрывать сказку. Пример из практики. Перед началом утренней гимнастики, предлагают детям отправиться в цирк, принять участие в цирковом представлении. Дети с радостью принимают предложение. У них улучшается настроение, эмоциональный фон. Они живо включаются в игру, начинают предлагать свои варианты упражнений и названий и к ним. Упражнения могут быть одни и те же, но они приобретают новизну из — за новой игровой ситуации, названия, подачи.
Слайд 34Подбирая названия к упражнениям стретчинга, дети учатся сопоставлять, искать аналогии; вспоминать
персонажей сказок, повадки животных, птиц и т.д.
Уходит агрессия, улучшается настроение, развивается воображение, помогает в развитии абстрактно-логического мышления у дошкольников.
Повышается самооценка – я могу управлять своим телом, я ловкий, умелый!
А какой простор для творческих инициатив! Под умелым руководством воспитателя стретчинг может стать основой не только для улучшения физического здоровья, но для психологического развития детей дошкольного возраста.
Слайд 35Основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:
Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ.
Показывает упражнение воспитатель или подготовленный ребёнок.
Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе. Например: «Деревце», «Сорванный цветок», «Звезда». На занятии используют самые простые упражнения.
Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинают выполнять упражнение с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.
Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Поэтому требования к детям индивидуальные.
Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения объясняют детям для укрепления, каких мышц данное упражнение.
Основные правила стретчинга:
-разогрев перед упражнениями;
- медленное и плавное выполнение упражнений;
-«правило ровной спины» - следите за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает гибкость;
-спокойное дыхание;
- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.
Занятия игровым стретчингом с детьми показывают, что близкие и понятные детям образы
сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.